Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи
статья по логопедии

Хисмутова Ольга Сергеевна

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Методические рекомендации по организации коррекционного процесса

1. Ознакомление с результатами первичного обследования детей.

Обсуждение выявленных учителем-логопедом во время первичного обследования нарушений развития детей является одним из важнейших направлений совершенствования коррекционно-воспитательного процесса. По итогам беседы определяются единые требования и особенности взаимодействия с тем или иным ребёнком.

2. Распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя.

Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-логопеду. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

Ведущая роль учителя-логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает:

  1. Речевые и психологические особенности и возможности детей с различными нарушениями.
  2. Степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой.
  3. Особенности динамики коррекционной работы.
  4. Принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В деятельности воспитателя речевая работа имеет подчинённый характер, тем не менее, она неукоснительно выполняется. Воспитатель закрепляет материал логопедических занятий и создаёт базу для дальнейшей работы логопеда.

3. Преемственность в планировании.

Тематика занятий воспитателя соотносится с “Программой обучения и воспитания”, а тематика логопедических занятий соответствует "Образовательной программе специальной коррекционной работы учителя-логопеда". Каждый педагог составляет отдельный план своей работы. Совпадение некоторых формулировок предполагает различный подход к отрабатываемому материалу, различное содержание, объём и приёмы работы. Но план по развитию речи необходимо составлять единый, чтобы не было дублирования, включая туда темы занятий учителя-логопеда и воспитателя,.

Подобное планирование отражает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Например, в плане по развитию речи на занятиях воспитателя учитывается материал логопедических занятий (прошедших или предстоящих), а на логопедических занятиях - материал занятий воспитателя. 

4. Разделение функций между учителем-логопедом и воспитателем.

Для эффективной работы по преодолению речевых дефектов детей, необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя (чёткое деление функций между воспитателем и учителем-логопедом.

Учитель-логопед работает над речью в соответствии с требованиями программы и плана индивидуальной коррекции нарушений речи).

Коррекционные задачи воспитателя:

Коррекционных задачи, которые решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно:

  • постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;
  • целенаправленная отработка речевого материала по заданию учителя-логопеда;
  • упражнения в правильном употреблении сформированных логопедом

грамматических конструкций;

  • развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале;
  • закрепление навыков чтения и письма.

  • развитие коммуникативной функции речи;
  • воспитание речевой активности,
  • обучение грамматически правильной речи;
  • обучение рассказыванию;
  • обогащение и активизация словаря;
  • формирование звуковой культуры речи и т.п.

Формы работы воспитателя.

  • Подготовка детей к логопедическим занятиям по развитию речи
  • Работа по закреплению материала логопедических занятий
  • Активное наблюдение за жизненными явлениями.
  • Экскурсии.
  • Практические действия с предметами.
  • Рассматривание предметов, картин.
  • Игры (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • Чтение художественных произведений;
  • Беседы.
  • Упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти по лексической теме.
  • Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим миром.
  • Рисование на тему (сюжет) рассказа.
  • Игры - драмматизации на сюжет пересказываемого произведения.
  • Применение дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций.
  • Обсуждение и анализ детских рассказов (по аудио- записи).
  • Театрализованная деятельность;
  • Отработка рассказа (пересказа) с детьми “слабой” подгруппы на коррекционном часе.
  • Занятия в виде воображаемых путешествий.
  • Конкурсы и тематические викторины.

5. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Взаимосвязь между воспитателем и учителем-логопедом осуществляется через тетрадь вечерних логопедических занятий воспитателя. Задания, которые определяет учитель-логопед для закрепления, могут быть записаны по следующим графам.

  • Звукопроизношение
  • Словарная работа
  • Грамматические формы
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

Воспитатель закрепляет материал во всех режимных моментах по заданию учителя-логопеда и под его непосредственным руководством.

  • Взаимодействие специалистов детского сада осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, мастер-классы, беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей педагогической деятельности.
  • Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме, принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Совместно подбираются дидактические игры и упражнения, которые необходимо использовать на данном этапе.
  • Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать неправильно произносимый звук, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
  • Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и различных видах деятельности. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
  • Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.
  • Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы. Только такая тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.

В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры....

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей

Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....

Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.

В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...

Консультация для педагогов «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Благодаря современным стандартам образования дети с тяжелыми нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более зн...