Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей
статья по логопедии на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

  Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_karaseva.docx147.18 КБ

Предварительный просмотр:

Герб_Воронежа_ЧБ_новый

Российская Федерация

Администрация  городского округа город Воронеж

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №11»

                                                                                  Утверждаю

                                                                                          Заведующий

МБДОУ «Детский сад №11»

                                                                                                       Е.А.Данилова_________

Семинар-практикум: «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей»

 

Учитель-логопед: Карасева Э.А.

2014 г.

 

                                                             План:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  4. Формирование правильной  дикции.

  Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения.

   Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять  движения, легко переходить от одного положения к другому. Всему этому учит       артикуляционная гимнастика. Упражнения  следует выполнять  ежедневно по 5-10 минут  перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается. В начале работы по изучению упражнений артикуляционной гимнастики уместно провести «Сказочку-указочку». Давайте мы послушаем  её  и  все вместе поиграем.    

Не устала ты пока,                                         Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука:                                          Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека,                                         Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека.                                           Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба,                                    А вокруг-то – целый ряд-

Здравствуй, верхняя губа,                              Зубки нижние стоят

Здравствуй, нижняя губа,                              Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба!                               Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта –                                  Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта:                                    Есть во рту у языка

Вправо – правый угол рта,                             А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта.                                 Язычок пошёл вперёд.

                                      Интересная картинка:

                                      Есть и кончик, есть и спинка,

                                      Боковые есть края -

                                      Всё про ротик знаю я!

  Периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок? Что  делают губки? »  Все упражнения проводятся четко, фиксируя движения. Чтобы деткам было интересно, артикуляционную гимнастику проводим в стихотворной форме.

     Конкурс «Развитие артикуляции ». Ведущий семинара предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» . «Толстые внуки приехали в гости. С ними – худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, поцеловать они их потянулись. Утром проснулись—в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние губы. Блюдца поставим—положат блины нам. Блинчик жуем с вареньем малиновым. Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо. Чашки поставим, чтоб чаю налили. Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем спасибо и губы оближем. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Вот замедляет лошадка шажочки, и на опушке мы видим грибочки».

      Знание органов артикуляции. Ведущий задает вопросы. – Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык). – Какие языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень). – Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость). – Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

      Знание артикуляционных упражнений. Воспитатели получают картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Чистим зубы», «Лошадка», «Качели»). Участники должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, для каких звуков они используются.

    Конкурс «  Пальчиковой гимнастика. Игры по развитию мелкой моторики рук ». Участникам предлагается показать  упражнения гимнастики с речевым сопровождением ,которыми они пользуются в своей работе с детьми .Затем логопед знакомит воспитателей с речевыми играми. Самомассаж  как один из вариантов работы для воспитателей по автоматизации уже поставленного логопедом звука. Для закрепления звука «Л»  можно проводить «прижимающий» самомассаж подушечек пальцев. Одна рука лежит на столе ладонью вниз. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает ноготь и  сдвигает  его влево-вправо.

                   Шёл медведь к своей берлоге

        Да споткнулся на пороге

        «Видно, очень мало сил

        Я на зиму накопил»,-

        Так подумал и пошёл

        Он на поиск диких пчёл.

        Все медведи—сладкоежки,

        Любят есть медок без спешки,

        А наевшись, без тревоги.

                   До весны сопя в берлоге.

   На звуки «С» и «Р»  самомассаж щелчками. Ладонь ребёнка прижата  к столу, другая рука поднимает пальцы по одному и затем палец отпускают.

                    Поднял ушки бурундук,

        Он в лесу услышал звук:

          -- Это что за громкий стук,

        Стук да стук, стук да стук?

        -- А пойдём,-- сказал барсук,--

        Сам увидишь этот трюк:

        Это дятел сел на сук

        И без крыльев, и без рук

        Ищет он, где спрятан жук,--

        Вот и слышен перестук!

     Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев (проверить на себе, чтобы не были тугими).Закрепление звука «Ш» в предложениях и текстах.

        Кусается сильно котёнок-глупыш,

        Он думает: это не палец, а мышь.

        -- Но я же играю с тобою ,малыш!

        -- А будешь кусаться  --  скажу тебе  «кыш!»

    На звук «ЛЬ» детям нравится игра с колечками. Надеваем колечки по очереди на все пальцы левой руки, а затем надеваем на пальцы правой..

        Птичек мы окольцевали,

        Наблюдали , узнавали,

                    Улетев в какие дали,

        Где морозы переждали,

        Что пернатые клевали,

        Гнёзда где свои свивали.

                    Где вы яйца отложили,

        Как вы бури пережили,

        Сколько вы, в конце концов,

        В гнёздах вывели птенцов?

      Упражнение «Бусины». Нанизывая крупные бусины на леску, дети проговаривают  слоги и слова с заданным звуком (шапка, лягушка, шар, ковш, шарф, душ, кошка).

     Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворение и выучи наизусть. Сложи из счётных палочек картинку по образцу (снежинку). Вспомни и повтори стихотворение .Какие слова со звуком «С» ты запомнил из этого стихотворения?  

                  Соня, посмотри в окно!

        Сколько снега нанесло!

        И в лесу, и в саду

        Сосны, ели все в снегу!

        М.Фомичева

    Упражнения с пробками. Используем пробки для выкладывания схем слов,  при работе с цветом (Что бывает белого цвета? Что бывает синим?).  И надеваем их как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами как ножками. Автоматизируем звук «Ш» в предложениях.

        Крышки пальчики обули,

        Смело в них вперёд шагнули.

        И пошли по переулку

        На весёлую прогулку.

                      Пальцы --  словно балеринки ,

        Но одетые в ботинки.

        Каждый пальчик—будто ножка,

        Только шаркает немножко.

     Упражнения с мячами. Логопед  бросает мяч  и  называет слово, а ребёнок произносит противоположное значение (анонимы, один-много, опиши игрушку и другие). Игры с мячами-ёжиками на дифференциацию звуков «Ш-Ж».

         Я мячом круги катаю,

        Взад-вперёд его гоняю.

        Им поглажу я ладошку,

        Будто я сметаю крошку.

        И сожму его немножко,

        Как сжимает лапу кошка.

       Конкурс «Развитие фонематического слуха и  восприятия».

- «Ловишки». Логопед называет ряд звуков ,  «поймайте» звук «З» ,затем необходимо «поймать» слова с звуком «З».

 – «Угадай-ка». Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

 - «Поэт». Придумайте рифму к слову. Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы и  придумывает рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

 -«Пять слов».  Подберите слово к схеме. (Выставляются варианты схем слов из трех звуков. Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые). Надо подобрать к ним пять слов: «сад, тис, лес, дом, луг, мох, мех, рис, чай» и т.д.

-«Кружочки».На магнитной доске выложи схему слов ,используя магниты соответствующего цвета .Слова написаны на карточках.

 -«Весёлый поезд». Отхлопай количество слогов в слове и посади игрушку в свой вагончик .Один слог- первый вагон, два слога – второй вагон и   так  далее ( стрекоза, собака, слон, сова, лиса, носорог, сом, Снегурочка).

 -«Улитка».  Определите место звука в слове. Логопед просит выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова,  подари его улитке  в начале пути . В середине слова—в середине  дороги , а  в конце—  улитке  в конце пути». (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

-«День рождения». Тигрёнок любит подарки в названии которых есть звук «РЬ» , а тигр хочет получить подарки с  «Р».Подари им  подарки с их  любимыми звуками (рак, робот, репка, карандаши, орехи, фонарик) .

    Конкурс «Формирование правильной  дикции». Логопед предлагает выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией. Карточка №1. «Коля колья колет. Поля поле полет. Поля поле полет. Коля колья колет». «Выдра в драке драматичной воевала с норкой хищной. Но держала хвост трубой, словно знамя над собой». (Сердито). Карточка №2. «Шапка и шубка—вот наш Мишутка, пыхтит как пышка наш маленький  Мишка». «Ест киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска». (Удивленно). Участники выбирают скороговорку и  произносят её, затем ведущий  просит  вспомнить скороговорку на определенный звук . Логопед объявляет об окончании семинара-практикума и  благодарит всех за  активное участие.

Список литературы

1.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005

2.Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет.

3.И.И.Баскакина, М.И. Лынская. Жужжалочка и Шипелочка (логопедические игры) Москва                                

            4. Л.А.Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях;2007

5.Л.А.Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях;2007

6.Л.А.Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях;2007

7.О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева. Исправляем произношение. С.П. Литера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи».

В данной методической разработке   систематизирован имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей ...

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....