Организация и проведение подвижных игр во время дневной прогулки в детском саду
методическая разработка по физкультуре на тему

Организация и проведение подвижных игр во время дневной прогулки в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1460

Организация и проведение подвижных игр во время дневной прогулки в детском саду (2017/2018г.)

Выполнила:

Инструктор по физической  культуре
Велисевич М.К.

Москва, 2017


Содержание

Введение        3

1.        Задачи и значение подвижных игр на открытом воздухе        3

2.        Организация подвижных игр        4

3.        Виды подвижных игр        7

Заключение        8

Список литературы        8


Введение

Структурным компонентом каждой прогулки в детском саду являются подвижные игры. У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры следует проводить ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков.

Подвижные игры занимают важное место в жизни дошкольника и являются одним из эффективных способов всестороннего развития, а также необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребёнка.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

В дошкольном возрасте подвижные игры используют не только для совершенствования двигательных навыков ребёнка, но и для воспитания всех сторон его личности. Продуманная методика проведения игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

  1. Задачи и значение подвижных игр

на открытом воздухе

В дошкольном возрасте подвижные игры на открытом воздухе способствуют:

  • повышению двигательной активности детей;
  • закреплению и совершенствованию движений;
  • воспитанию таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость;
  • укреплению нервной системы;
  • развитию психических качеств (внимания, памяти и др.).

Так как подвижные игры в основном являются коллективной активностью, у детей в результате участия в таких играх вырабатываются следующие навыки:

  • умение ориентироваться в пространстве;
  • умение согласовывать свои движения с движениями других играющих;
  • умение находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим;
  • умение быстро убегать или менять свое место на игровой площадке по сигналу.

Коллективные подвижные игры также дают широкую возможность для общения детей между собой, в процессе игры складываются их взаимоотношения и формируются социальные качества.

Часто в сюжетных и ролевых играх дети произносят разные стихотворения и считалки, что способствует развитию речи детей. Игры также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, помогают расширять и углублять представления детей об окружающем мире, развивают интеллект, фантазию, воображение. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено для детей с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

  1. Организация подвижных игр

При организации подвижных игр на открытом воздухе преподавателю следует руководствоваться следующими общими принципами:

  • систематичности;
  • постепенности;
  • доступности;
  • учета возрастного развития;
  • чередования нагрузки;
  • наглядности;
  • индивидуальности;
  • сознательности и активности.

В методике организации и проведения подвижных игр определены шесть этапов проведения игр на открытом воздухе.

  1. Выбор игры:

  • игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста;
  • учитывается время года и погодные условия;
  • учитывается место прогулки в режиме дня.
  1. Сбор детей на игру:

  • подготовка разметки на игровой площадке, пособий и оборудования;
  • сбор на игру в течение 1-2 мин (старший возраст: зазывалочки, загадывание загадки, показ яркой картинки, слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток; младший возраст: пение песни, рассказывание стихотворения, звон колокольчика, показ яркой игрушки).
  1. Объяснение игры:

  • должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.
  • в младшей группе педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.
    Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
  • в старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.
  1. Распределение ролей:
  • при помощи считалки;

  • при помощи всевозможных вертушек;

  • по желанию детей.

  1. Руководство преподавателя в ходе игры:

  • дает команды, сигнал к началу игры, указания в ходе игры;
  • оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме;
  • следит за выполнением правил, за судейством, если в качестве судей выступают дети;
  • дозирует нагрузку, которая может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или достаточно высокой;
  • по ходу игры по необходимости усложняет или упрощает отдельные правила, изменяет размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.
  1. Окончание игры, подведение итогов:

  • подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

Время проведения подвижных игр, как правило, определяется следующим образом.

На утренней прогулке:

  • младшая группа: 6-10 мин.
  • средняя группа: 10-15 мин.
  • старшая, подготовительная группа: 20-25 мин.

На вечерней прогулке:

  • младшая, средняя группа: 10-15 мин.
  • старшая, подготовительная:12 -15 мин.

В холодные дни лучше начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом и прыжками. В дождь (весной, осенью) следует организовать малоподвижные игры, они не требуют большого пространства, и их можно организовать в беседке. Игры с бегом, прыжками, упражнениями в равновесии рекомендуется проводить в теплые весенние дни, летом и ранней осенью.

Игры с высоким уровнем интенсивности не нужно проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, потому как дети становятся перевозбужденными, а это отрицательно сказывается на характере дневного сна.

За полчаса до окончания прогулки воспитатель должен организовать спокойные игры. Закончить подвижные игры можно малоподвижной деятельностью, ходьбой для того, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку.

С целью предупреждения травматизма при проведении подвижных игр следует соблюдать следующие правила безопасности:

  • планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, что бы полностью исключить возможность столкновений;
  • на пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться;
  • высота препятствий для перелезания, прыжков, бега по узкой опоре, должна регулироваться с учетом подготовленности детей.
  1. Виды подвижных игр

По содержательному характеру подвижные игры, как правило, делятся на две основные группы:

  1. сюжетные - для них характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей);
  2. бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетным наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей самостоятельности, быстроты и ловкости.

Существуют различные классификации подвижных игр:

  • по сложности (элементарные – сюжетные, к ним же относятся народные, бессюжетные, игры-забавы, сложные – элементы спортивных игр, игры-соревнования);
  • по формированию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы);
  • по двигательному содержанию (с ходьбой, с бегом, с лазанием, с прыжками, с метанием);
  • по степени физической нагрузки (игры большой подвижности, средней и малой).

Среди игр, различающихся по степени физической нагрузки, выделяют:

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью;
  • игры на закрепление двигательных навыков;
  • игры на развитие физических качеств.

Помимо сюжетных и бессюжетных подвижных игр стоит выделить ряд игр, которые также следует включать в методическое планирование прогулок на открытом воздухе в течение учебного года:

  • спортивные упражнения;
  • игры-эстафеты;
  • игры с элементами спорта;
  • сюжетные подвижные игры;
  • забавы;
  • аттракционы;
  • народные игры;
  • хороводные.

Заключение

Подвижные игры должны быть запланированы и проведены преподавателем с учетом пожеланий детей, на основании  рекомендаций и авторских методик. Игры могут быть разнообразными по различным критериям, поэтому заблаговременное планирование позволит учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, а также грамотно организовать деятельность воспитателя.

Список литературы

  1. Школьная Юлия. Подвижные игры на прогулке. Активная ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-na-progulke-687807.html
  2. Олейникова Т. П. Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных видов движений. Активная ссылка: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3862
  3. Луцик Юлия. Организация подвижных игр в группе и на прогулке. Активная ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-podvizhnyh-igr-v-grupe-i-na-progulke.html
  4. Скопина Мария. Организация прогулок в детском саду. Электронная статья. Активная ссылка: https://melkie.net/organizatsiya-dnya/organizatsiya-progulok-v-detskom-sadu.html
  5. Зыкова Н. В. Мамонтова Г. П. Программа практикума: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке. Презентация «Организация подвижных игр». Активная ссылка: http://rykovodstvo.ru/exspl/107101/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...

Организация и проведение подвижных и спортивных игр на прогулке с детьми

Организация и проведение подвижных и спортивных игр напрогулке с детьми дошкольного возраста...

Организация и проведение мастер-класса совместно родителем в старшей группе детского сада

Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада, участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада....

Организация и проведение игр в первой и второй младших группах детского сада

Организация и проведение игр в первой младшей группе детского садаОсновной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает ...

Организация и проведение игр в первой и второй младших группах детского сада

Организация и проведение игр в первой младшей группе детского садаОсновной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает ...