Главные вкладки

    Овладение моторными навыками основной критерий развития младших дошкольников
    статья по физкультуре (младшая группа) на тему

     Церюта Ольга Дмитриевна

    Факт того, что раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка уже никто не оспаривает. Однако реализовать огромные резервы этого периода не всегда получается. Овладение моторными навыками, в первые три года жизни является важным критерием психического развития детей. Уровень развития крупной и мелкой моторик, освоение сложных моторных навыков и навыков самообслуживания показывает уровень зрелости нервной системы, а также позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tseryuta_statya.docx23.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    olga.tseryuta@yandex.ru

    Овладение моторными навыками основной критерий развития младших дошкольников

    Факт того, что раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка уже никто не оспаривает. Однако реализовать огромные резервы этого периода не всегда получается. Овладение моторными навыками, в первые три года жизни является важным критерием психического развития детей. Уровень развития крупной и мелкой моторик, освоение сложных моторных навыков и навыков самообслуживания показывает уровень зрелости нервной системы, а также позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

    Большинство детей в 2 года, впервые, попав в детский сад не способны самостоятельно перемещаться по лестнице, не умеют самостоятельно есть, не могут не то что одеться, но даже раздеться, однако, без труда разбираются в сенсорных кнопках телефона или планшетного компьютера. Причиной этого является не только желание родителей сделать все за малыша, да и неверное понимание «ускоренного развития» не так страшны, опасность несет огромное количество не компетентной и не корректной информации из ресурсов Интернета. В нашем детском саду окажут квалифицированную помощь семье, профессионально подготовят родителей к максимальному раскрытию индивидуальности ребенка. Полноценного нервно-психического развития в раннем детстве невозможно без достаточного количества движений.   Развитием моторики мы решили заняться, в нашем детском саду более тщательно. Для этого был разработан и внедрен целый комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    1. Оптимальные санитарно-гигиенические условия внешней среды.
    2. Рациональный режим дня (гибкий в период адаптации):
    • ежедневное соблюдение режима прогулки (4 – 4,5 часа),
    • сбалансированное четырехразовое питание,
    •  сон с доступом свежего воздуха не менее (2,5 часов),
    • система закаливания (босохождение; сквозное проветривание; рациональное сочетание одежды детей с температурой воздуха).
    1. Двигательный режим:
    • Самостоятельная двигательная деятельность детей;
    • Виды (НОД) в области физической культуры (в физкультурном зале, на воздухе, игровые);
    • Гимнастики: «Веселые ладошки», «Утренние забавы», «Лети ветерок», «Смеющиеся рожицы», «Ванька- встань-ка»;
    • Физкультурные досуги и оздоровительные праздники «Всей семьей». Недели здоровья. Малые олимпийские игры.
    1. Профилактические мероприятия:
    • Утренний прием детей на свежем воздухе;
    • Дорожка здоровья после сна;
    • Оздоровительная ходьба и бег на свежем воздухе.

      Однако в период раннего детства ребенок имеет ряд психофизических особенностей:

    1.Итенсивно увеличиваются рост и масса ребенка, активно развиваются все психические процессы, двигательные навыки усложняются, приобретают большое разнообразие.

    2. Приобретаемые умения и навыки характеризуются неустойчивостью поэтому требуют многократного повторения.

    3. Малышу присуща психическая и физическая лабильность, легкая возбудимость и быстрая утомляемость.

    4. Поведение ситуативно, в значительной степени зависит от физического и эмоционального состояния.

    5.Малыш испытывает высокую потребность в движении и сенсорных раздражителях, и еще в большей степени в эмоционально-деловом общении со взрослыми.

    Исходя из выше изложенного и беря во внимание, что малыши очень разные одни застенчивые и замкнутые другие наоборот возбужденные, нетерпеливые. При выполнении движений используем звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Например, упражнение «Солнышко и дождик». Авторы: музыка М. Раухвергера, слова А. Барто. Словесная инструкция: «дети идут по кругу, друг за другом, взявшись за руки». Те воспитатели, которые работали на раннем возрасте, понимают какие сложные моторные действия нужно совершить малышам. Во-первых, идти друг за другом, удерживая дистанцию. При этом держать двух «друзей» за руки. Еще и проговаривая текст песни.

    Ко всему этому проводится большая подготовительная работа. Учим детей двигаться друг за другом без рук, не перегоняя, не наталкиваясь, используем четкую речевую инструкцию, музыкальное сопровождение. Затем соединяем цепочкой руки, максимально «растянув» их. Со звуковым стимулом типа «Раз», «Оп», «Скок», прыжком поворачиваемся друг за другом. И вот только тогда начинаем движение по кругу. Получится не с первого раза, но как мы уже отмечали выше, этот возраст требует многократных повторений.

    Смотрит солнышка в окошко.

    – Дети идут по кругу друг за другом.

    Светит в нашу комнатку.

    - Звуковой стимул «Раз». Дети разворачиваются внутрь круга.

    Мы захлопали в ладошки.

    – Хлопают в ладоши.

    Очень рады солнышку!

    – Руки поднимают вверх, затем фиксируют руки на поясе.

    Каблучок, каблучок. Посмотри на башмачок.

    – Выставляют ногу на каблучок, затем смотрят на башмачок. Поворачивают стопу из стороны в сторону.

    Слышат раскаты грома и убегают барабанить пальчиками дождик по поверхности стульчиков, присев на полуприсед.

    Здесь важна согласованная работа с музыкальным руководителем.

     В психомоторном воспитании нужно уделять внимание всем его компонентам: развитию мелкой моторики рук, ступней, лица; овладению крупной моторикой — сложными движениями; формированию навыков самообслуживания; осуществлению дыхательных упражнений.

    Рассмотрим педагогические средства, при помощи которых мы осуществляем это воспитание: продуктивная деятельность, режимные моменты (одевание, прием пищи), НОД (в области физической культуры, по развитию речи), сенсомоторные и дидактические игры, физкультминутки, разные виды гимнастик. Непосредственно для развития крупной моторики используем самостоятельную детскую деятельность, игру с использованием больших игрушек (машин, велосипедов) Формирование навыков самообслуживания — это не только подготовка малыша к дальнейшим возрастным этапам и жизни в мире людей, но и забота о развитие и координации движений всех групп мышц. Закрепление имеющихся навыков, усвоение новых — более сложных движений, моторных умений, прежде всего, стимулирует развитие центральной нервной системы. Помимо этого, нормальное овладение ребенком навыками самообслуживания, соответствующее возрасту, делает его более самостоятельным, подготавливает к переходу на новый возрастной этап и значительно смягчает симптоматику кризиса 3-х лет.


    Рекомендуемая литература

    1. Авдеева И.С., Борисенко М.Г., Лукина ПА. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания). — СПб.: Паритет, 2003.
    2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2000.
    3. Афонькина ЮА. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. — Волгоград: Учитель, 2012.
    4. Богуславская З.М. Смирнова Б.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991.
    5. Кострыкина Л.Е. Рыкова О.Г. Корнилова Т.Г. Малыши, физкульт-привет. — М.: Скрипторий 2003, 2012.
    6. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. — М.: Просвещение, 1987.
    7. Литвинова М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. — М.: Айрис-пресс, 2005.
    8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М.: Генезис, 2007.
    9. Сиротюк AJI. Упражнения для психомоторного ранни тия дошкольников. М.: АРКТИ, 2009.
    10. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка "Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников. Основные направления работы"

    В данном материале описаны направления работы по социально-коммукативному развитию малышей на основе примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под ред. Веракса и др. в соответстви...

    «Самообслуживание — основной вид труда младшего дошкольника»

    Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук....

    Семинар-практикум для родителей «Развитие графо - моторных навыков и мелкой моторики у дошкольников»

    В семинаре родителей информируют о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка, знакомят с элементами пальчиковой гимнастики массажем пальцев, с упражнениями развивающими графо - моторные ...

    Основные виды движений младших дошкольников с ОВЗ.

    Для всестороннего развития младших дошкольников чрезвычайно важно своевременно развивать (с опорой на сохранные способности) основные виды движений - бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье, без которых...

    Статья: "Формирование навыков основных видов движений у дошкольника"

    С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопро...

    Презентация опыта "Взаимодействие приемов формирования моторных навыков и речевого развития детей 2-3 лет"

    Презентация опыта "Взаимодействие приемов формирования моторных навыков и речевого развития детей 2-3 лет"...