особенности организации зимней прогулки- досуга у старших дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) по теме

Какурникова Светлана Николаевна

В данном материале представлены особенности организации прогулки-досуга у старших дошкольников в зимнеее время года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ

«ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА»

(ООО «ИОЦ «Северная столица»)

КУРСОВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему

Особенности организации зимней прогулки-досуга у старших дошкольников

Работу выполнила: Какурникова С.Н.

Работа выполнена по образовательной программе:

Дошкольное образование

г. Санкт-Петербург

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ-ДОСУГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………..

5

1.1 Значение зимней прогулки-досуга…………………………..

5

1.2 Требования к организации зимней прогулки-досуга у детей старшего дошкольного возраст…………………………………………

9

2 РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ-ДОСУГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

15

2.1  Рекомендации по созданию условий на участке для зимних прогулок-досугов……………………………………………….

15

2.2 Рекомендации по организации и проведению игр и развлечений………………………………………………………………

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

27


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Условия жизни современного общества предъявляют высокие требования к состоянию здоровья ребенка. Физическое и психическое здоровье закладывается именно в дошкольном возрасте. В данный возрастной период происходят существенные процессы формирования личности ребенка, развитие его способностей, формирование устойчивого интереса к физической культуре, к занятиям спортом, привычек к здоровому образу жизни. На этой основе закладываются  прочные основы фундамента здоровья. В то же время, по данным статистики, в последние годы происходит ухудшение здоровья дошкольников, увеличивается число хронических заболеваний [6]. В связи с этим в государстве и обществе в настоящее   время  вызывает озабоченность состояние здоровья подрастающего поколения.

Большое значение для физического развития и укрепления здоровья дошкольника имеет пребывание детей на свежем воздухе. Одним из первых и наиболее доступным средством закаливания организма ребенка является прогулка. Прогулка способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышению его выносливости, устойчивости к простудным заболеваниям.

На прогулке дошкольники много двигаются, играют. Активные движения усиливают газообмен, кровообращение, обмен веществ, улучшают аппетит детей. Дети становятся более выносливыми, подвижными, смелыми, ловкими, учатся преодолевать различные препятствия. У них повышается жизненный тонус, укрепляется мышечная система, совершенствуются двигательные навыки и умения. Прогулка-досуг создает у детей радостное настроение, обеспечивает психологический комфорт.  

В то же время, как показывает практика, существует проблема: во многих дошкольных учреждениях зимние прогулки проводятся нерегулярно, особенно – если на улице стоят плохие погодные условия, или же не организовываются вовсе. Многие воспитатели стараются избежать походов воспитанников, даже старшего дошкольного возраста, на улицу в зимний мороз. Однако,  вероятность заболеть ребенку снижается до минимума, если прогулка  организовывается правильно.

Все сказанное определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования: организация прогулки  старших дошкольников.

Предмет исследования: организация зимней прогулки-досуга у старших дошкольников.

Целью нашего исследования является выявление особенностей организации зимней прогулки-досуга у старших дошкольников.

Основными задачами исследования выступают:

1)        рассмотреть значение зимней прогулки-досуга;

2)        проанализировать требования к организации зимней прогулки-досуга у детей старшего дошкольного возраста;

3)        предложить рекомендации воспитателям по созданию условий на участке для зимних прогулок-досугов;

4)        предложить рекомендации воспитателям по организации и проведению игр и развлечений.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы: анализ литературных источников, систематизация, обобщение.

Теоретическая значимость исследования  заключается в обобщении рекомендаций специалистов по организации зимней прогулки-досуга у старших дошкольников.

Практическая значимость исследования  заключается в том, что в данной работе приведены рекомендации по организации зимней прогулки-досуга у старших дошкольников и описаны зимние игры и развлечения, которые могут успешно использоваться в практической деятельности воспитателей дошкольных учреждений.


1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ-ДОСУГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1  Значение зимней прогулки-досуга

Согласно ФГОС современные программы дошкольного образования должны предусматривать решение воспитательно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также предлагать построение воспитательно-образовательного процесса на формах работы с детьми, адекватных их возрасту [2].

В детском саду  прогулка - режимный момент, который по времени занимает большую часть дня, когда воспитанники находятся в состоянии бодрствования и не привлечены к участию в непосредственной образовательной деятельности, обязательно должен быть использован с максимальной пользой для всестороннего развития дошкольников.

Здоровьесберегающим технологиям, направленным на решение важнейшей задачи дошкольного образования – сохранить, обогатить, поддержать здоровье детей, уделяется большое внимание в современных дошкольных учреждениях. Кроме того, серьезной задачей является и воспитание валеологической культуры  детей-дошкольников, формирование у них осознанного отношения к здоровью и жизни как собственных, так и других людей Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования  [6].

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие ребенка. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулки с ребенком необходимо проводить каждый день и в любую погоду, несмотря на ветер, дождь или холод. Ребенка необходимо закалять, чтобы в дальнейшем не возникало простуды при первом же ветре и холоде.

Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью ребенка. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе [7].

Обучаясь различным видам движений, ребенок активно задействует и мыслительные операции, что способствует его психическому развитию. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Исследования последних лет доказывают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее развивается его речь [7].

Важным является и то, что на природе ребенок имеет возможность наблюдать за явлениями природы, за окружающим его миром, учится устанавливать причинно-следственные связи, например, почему на руке снежинка тает. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающей природы, природных явлений. Все это тоже способствует развитию психических процессов: восприятия, воображения, памяти, внимания.

Зимние прогулки имеют особое значение. Лучше всего насыщен кислородом именно зимний морозный воздух, который, поступая в организм, стимулирует мозговую деятельность ребенка. Благодаря зимним прогулкам повышается физическая активность организма, улучшается сон. Особенно полезны прогулки при температуре ниже десяти градусов. Такой воздух особенно чист и вероятность инфекционных заболеваний гораздо ниже. Большинству взрослых кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет, поэтому многие связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период. Однако, как правило, всплеск вирусных заболеваний чаще всего бывает в то время, когда морозная погода сменяется оттепелью [9].

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, построить снежные башни и лабиринты, скатиться на ледянке с горки, покидаться снежками и прочее.

Для того, чтобы зимняя прогулка-досуг прошла весело и с пользой, взрослые должны занять ребенка, организовать досуг полезный и увлекательный.

Т. Ю. Ковтун отмечает, что «на сегодняшний день досуги являются одним из актуальных и востребованных видов деятельности для детей в детском саду» [4, с.513]. Организация отдыха и развлечений является одной из основных социальных функций современного дошкольного учреждения. Досуг является стимулом для творческого развития детей, расширения диапазона интересов, созидательной активности, нравственного воспитания. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Она опирается на принцип удовольствия, нравственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Организуя досуг у детей дошкольного возраста, отмечает автор, необходимо учитывать возрастные особенности и интересы детей.

При проведении досугов важно создать условия, вызывающие у детей хорошее настроение, веселье. Прогулка-досуг обязана приносить радость. Воспитатель должен продумать, спланировать развлечения, чтобы малыши повеселились, с пользой провели время на свежем воздухе.

При организации прогулки в детском саду зимой часто проводят следующие действия:

  • совершают поход за границу территории садика;
  • проводят несложные квесты с преодолением разных препятствий;
  • организовывают уличные театральные постановки;
  • лепят Снеговика;
  • наблюдают за поведением птиц;
  • устанавливают кормушки для животных, птиц;
  • проводят различные эксперименты со снегом: измеряют глубину сугроба, следят за тем, как быстро тает снег или застывает на морозе вода и другие захватывающие, интересные открытия;
  • организовывают подвижные игры и прочее [8].

Несмотря на указанные достоинства зимних прогулок, во многих дошкольных заведениях зимние походы с воспитанниками проводятся редко или же не организовываются совсем. Это, несомненно, неправильно. Если родители дошкольников столкнулись с такого рода проблемой, то они обязаны выяснить причины отказа проводить такое важное, необходимое мероприятие.

Часто воспитатели обосновывают это следующими причинами [9]:

  • отсутствует материальная база для проведения походов на улицу, отсутствуют необходимые атрибуты для организации прогулок-досуга;
  • нет заинтересованности у воспитателей, например, недостаточная оплата труда. Иногда воспитатели даже могут уверять, что в холодный зимний период мероприятия на улице не проводятся и прогулка в детском саду зимой не входит в их обязанности;
  • на улице стоят плохие погодные условия для реализации прогулок-досуга;

- родители жалуются на учащающиеся в зимний период заболевания детей, связывая это с  прогулками, организуемыми зимой в детском саду.

Все вышеуказанное, как представляется, не более, чем отговорки. Так, нужно проводить заблаговременное приобретение, осмотр и апробирование атрибутов для организации прогулок-досуга, при необходимости - их замена или проведение ремонта. Необходимым является также проведение бесед старшего воспитателя с воспитателями и подготовительных консультаций методиста.

Требуется и проведение разъяснительной работы с родителями, использование в детском саду информационного портала.  Существует положение СанПиН 2.4.1.3049-13, согласно ему, отдых с дошкольниками разных возрастов являются обязательными. Но есть определенные нормы. Их следует учитывать. Подробнее данные нормы и требования к организации прогулок с детьми зимой в детском саду  рассмотрены в следующем параграфе.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей, сохранить, обогатить, поддержать здоровье детей.

1.2  Требования к организации зимней прогулки-досуга у детей старшего дошкольного возраста

Как уже было отмечено, на законодательном уровне определены   нормы, которые, согласно положению СанПиН 2.4.1.3049-13 [2] следует учитывать при организации прогулок с детьми в зимний период:

  • прогулки старших дошкольников отменяются, если дует ветер со скоростью более 15 м/с, а температура ниже –200С;
  • в зимний период нужно выходить гулять 2 раза по 2 часа: в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой. Если температура воздуха опускается до –150С, а скорость ветра до 7 м/с, то длительность похода на улицу сокращается до 15–20 минут;
  • В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.
  • если погода не позволяет выйти на свежий воздух, то организовывается досуг в групповой комнате. Дошкольники надевают куртки, шапки, сапожки, а воспитатели открывают окна и малыши играют в помещении. Длится мероприятие до 30 минут.

Прогулка с детьми зимой в детском саду должна правильно организовываться. Воспитатели заранее информируют родителей о требованиях к одежде - дошкольникам на свежий зимний воздух можно выходить, надев теплые пуховики или комбинезоны, обязательно с шапкой, теплым шарфом, закрывающим шею, варежками и обувь по сезону;

Подготовка к прогулке [5]:

  • перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты;
  • одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям;
  • одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:  воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания; помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную; воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю; детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.

Досуг детей на зимней прогулке следует грамотно организовать. Воспитатель должен задействовать всех детей. Продумать содержание прогулки, спланировать времяпрепровождение дошкольников на холоде, чтобы сделать его веселым, интересным. Подробнее игры и развлечения старших дошкольников рассмотрены во второй главе.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у дошкольников интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой [8].

Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей на зимней прогулке-досуге: ледянки, санки, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, вожжи, султанчики, флажки, кегли, лыжи, клюшки и др. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала [9].

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет спланированный и оборудованный в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, участок. При оформлении территории детского сада большое значение придаётся безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Требования к оборудованию участка детского сада для проведения зимних прогулок-досугов рассмотрены во второй главе.

Важна индивидуальная работа с каждым из детей, направленная не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств [9].

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Зимой – это катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. По возвращению с холода, малышам нужно помочь снять верхнюю одежду. Дети переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. Вещи нужно повесить, просушить. Сухие вещи аккуратно складывают и убирают в шкафчики. После отдыха потребуется организовать чаепитие, провести подвижные игры. 

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада следующие.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники дошкольного учреждения, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого - либо текста.

Запрещается: оставлять детей одних, без присмотра работников учреждения; использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. 

Выводы по 1 главе

1. Прогулка-досуг с детьми зимой в детском саду – это уникальное явление. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе приносят неоценимую пользу для здоровья детей, доставляют им огромную радость. В то же время, некоторые воспитатели избегают совершать в холодное время походы с воспитанниками на улицу. Однако, на законодательном уровне, согласно положению СанПиН 2.4.1.3049-13  подобное времяпрепровождение предусмотрено. Важно учитывать особенности зимнего гуляния дошкольников на улице, правильно организовать прогулку-досуг, спланировать, чем дети могут заняться.

2. В зимний период нужно выходить гулять 2 раза по 2 часа: в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой Воспитатели должны регулировать продолжительность зимней прогулки, следить, чтобы ребенок не переохладился и не перегрелся. Зимой прогулки со старшими  дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -200С. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом. 


 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНЕЙ ПРОГУЛКИ-ДОСУГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1   Рекомендации по созданию условий на участке для зимних прогулок-досугов

Для того, чтобы участие детей в зимних играх, забавах, игровых упражнениях прогулок-досуга не только закаливало и укрепляло здоровье, но и приносило много удовольствия и радости, необходимо создать условия, обогатить содержание прогулок-досуга, подобрать разнообразные формы работы с детьми.

Обеспечивать в зимний период условия для игр и развлечений старших дошкольников должны, в частности, планировка и оформление участка и спортивной площадки.

Педагоги и воспитатели (Ванкеева В.С. [3], Волошина Л.Н. [8] и др.) рекомендуют, например, следующее. Крепость – обязательная постройка зимой. Строить крепости дети могут сами и использовать их для проведения различных игр. Особой популярностью пользуется игра в снежки.

Можно также построить стенку-мишень из снега высотой в рост ребенка и шириной до 30 сантиметров. Для игр рекомендуется сделать сквозные мишени для метания в цель в виде прямоугольника, квадрата,  круга, треугольника.

Для проведения подвижных игр старших дошкольников в ходе прогулок-досуга по периметру участка детского сада можно, например, сделать снежные лабиринты и валы высотой 50-70 сантиметров и шириной около 30 сантиметров, придать им форму, сделать при помощи полукруглых каркасов тоннели длиною 2-2,5 метра, ворота для подлезания. Для игр необходимо сделать снежные лабиринты. Если проявить фантазию, то некоторые валы, которые используются для проведения упражнений в равновесии и спрыгивания, а также подвижных игр, могут иметь форму поезда, корабля, гусеницы, крокодила. Высота такого вала – 20 см, ширина до 40 см.

В снежную зиму из слежавшегося снега хорошо делать лопатками брикеты, а затем из снежных «кирпичиков» складывать постройки – машину, пароход, горку, которые украшать затем цветными льдинками.

На каждом участке и спортивной площадке для катания детей устраивают горки. Для каждого возраста детей размеры горок определенные, главное – безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста горки делают высотою от 1,5 до 2 метров, ширина площадки сверху до 1 метра, скатом от 6 метров и дальше, под углом 30° с бортиками по краям, ступеньки. Горку на спортивной площадке делают высотой не менее 2 метров, ширина ступеней не менее 20 сантиметров, ширина площадки более 1 метра, скатом до 20 метров. Собранный снег утрамбовывается, придается форма, делается площадка, которая переходит в скат, по краям площадки ската для провоза санок делается лоток шириною 50 см. В течение нескольких дней скат заливается водой и утрамбовывается, а ступени посыпают песком и снегом.

Для катания с разбега, которое очень любят дети, устраивают ледяные дорожки - для детей старшего возраста длиною от 4 до 8 метров и шириной 40 сантиметров. На спортивной площадке хорошо устроить каскад дорожек с прерыванием в 3-4 шага и длиною до 15 метров. Можно сделать и снежную дорожку. Для этого нужно утрамбовать снег и раскатать ледянками. Дорожки несколько раз заливаются водой и затем раскатываются. Цветные ледяные дорожки особенно привлекательны для детей [3].

Детей старшего возраста можно начать обучать ходьбе на лыжах. Для этого выбирают место, где можно проложить лыжню - обычно трассу прокладывают вдоль забора. Толщина снега должна быть при этом не менее 12-15 сантиметров; трассу сначала выравнивают, снег утрамбовывают, дожидаются нового снега и широкими лыжами взрослые прокладывают лыжню. Трасса для детей старшего возраста может быть длиною до 100 метров, с подъемом, поворотом, спуском. Вдоль лыжни хорошо поставить ориентиры: кегли, кубики,  флажки и др.

Для игры детей старшего дошкольного возраста в хоккей устраивают маленькие катки с воротами: на спортивной площадке их размер 10х20 метров, а на участках детского сада 5х10 метров, устраивают ворота размером от 1 до 1,5 метров. Снег на площадке утрамбовывается, заливается несколько раз водой, вновь выпавший снег опять утрамбовывают - детям будет удобно играть.

Очень важно эстетическое оформление зимнего участка. Участок должен быть красив, в зимнее время года – это, прежде всего, красота самого времени года. Зимой он отличается четкой графикой и контрастами цвета на белом снегу, пушистой изморозью.

Воспитателям необходимо подумать об эстетике оформления участков в зимний период. Оборудование и постройки на участке можно приспособить к зимним условиям: например, небольшую беседку можно превратить в ледяной домик, облепив ее снегом и залив водой, заборчик-ограждение можно превратить в вал, карусель – в поезд и так далее [3].

В такой работе могут помочь родители детей, а также и сами старшие дошкольники. Совместными усилиями из снега при помощи каркаса можно вылепить машину, ракету, самолет,  животных, птиц и прочее. Для того, чтобы хорошо вылепить животных, снег насыпают в таз, заливают водой и перемешивают, далее лепят как из глины. Машины, сказочные персонажи, фигуры животных лепят, затем несколько раз обливают водой и придают законченный образ при помощи мастерка. Так можно вылепить целые сюжетные площадки, например, «Новогодняя сказка». Их используют для проведения сюжетно - ролевых игр

Интересно детям и изготовление цветных льдинок. Для этого разводят в ведрах подкрашенную воду и разливают в различные формочки, опустив в них предварительно нитки петелькой наружу. Необходимо, прежде всего, думать об экологии и в оформлении участка не использовать гуашевых красок, а использовать натуральные анилиновые краски. Из красителей можно использовать пищевые красители, отвар луковичной шелухи, сок варёной моркови и свёклы. Формы выносят на мороз, затем дают им немного оттаять на плите, после чего свободно вынимают ледяные игрушки с петельками для подвеса. Из немного подкрашенной воды, разлитой в широкие тарелки, изготавливают, например, иллюминаторы для парохода.

Детям очень нравится украшение фигурок тканевым лоскутом. На зимней площадке украсит снежные постройки смоченный в воде цветной лоскут, вырезанный по форме постройки из снега или отделки персонажа. Лоскуты хорошо приклеиваются и вмерзают в скульптуру.

Для оформления ледяных дорожек хорошо использовать цветную бумагу или картон. Для этого перед тем, как залить дорожку водой, кладутся листы цветной бумаги.

На участке в ходе прогулок-досуга организуются не только игры, но и сезонные праздники. Зимой это могут быть: «Новогодняя елка», «Дни птиц» и другие. Праздничное настроение можно создать, произведя уборку территории, а также украсив площадку игрушками из цветного льда и цветной пластиковой тары, ленточками, гирляндами из цветной бумаги. Праздничное зонирование территории можно легко и быстро произвести с помощью натянутых между стойками разноцветных флажков, бумажных гирлянд.

В качестве украшения подойдут кусочки ткани, цветные коробочки из-под йогуртов, формочки, фольга, кубики, хорошо развесить на участке мишуру. Аппликация на снегу из кусочков замороженных овощей и ткани красочна и надёжна, очень проста в исполнении.  

Использованной на новогоднем празднике зеленой елке можно продлить жизнь и еще долго она будет напоминать детям о прошедшем красочном празднике. Для этого елку устанавливают на участке, украшают цветными ледяными фигурками, бумажными цветными гирляндами. Напоминание о прогулке-досуге найдет отражение в детских рассказах и рисунках.

Таким образом, зимние прогулки-досуги будут более интересными и полезными, если они правильно организованы, а для этого необходимо обогатить содержание прогулок, подобрать разнообразные формы работы с детьми, создать определённые условия, украсить участок и прогулочную веранду.

2.2 Рекомендации по организации и проведению игр и развлечений

Планирование содержания деятельности старших дошкольников на прогулке-досуге зависит от погоды, предшествующих занятий и интересов.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Рекомендуется проводить две - три подвижные игры в течение прогулки. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя).

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки [5].

Приведем описание некоторых игр, которые специалисты (Л.Н.  Волошина [3], И.В.Кравченко и Т.Л.Долгова [5] и др.) рекомендуют для проведения в ходе прогулки-досуга.

Игры и забавы на санках. С детьми старшего возраста можно проводить игры-эстафеты. Для этого на снегу ставят предметы, обозначают круг и рисуют змейку. Дети выполняют задания: довезти на санках до предмета, обогнуть его и вернуться на место.

Старших дошкольников учат кататься на санках с горки: парами, лежа на животе, паровозиком. Усложняются задания: при спуске с горки запомнить, сколько флажков было установлено, только красных, только справа и так далее. Можно предложить детям гонки на санках лежа на животе, передвигаться при помощи рук, лежа на спине и передвигаясь при помощи и ног. Дети старшего возраста спускаются с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, стоя, лежа на животе, по одному и вдвоем.

Ходьба на лыжах. Для начального обучения ходьбы на лыжах необходимо познакомить с правилами – как правильно переносить лыжи, надеть и снимать, очищать их от снега. Дети постепенно овладевают техникой передвижения на лыжах. Обучение начинается с ходьбы ступающим шагом, затем дети учатся ходить скользящим шагом. Для совершенствования скользящего шага используются различные упражнения: скольжение на одной лыжне. Учить делать повороты на месте, в движении, подъему в горку: обычным шагом, елочкой, полу елочкой, лесенкой, спуску с горки. В старшей группе дети ходят на лыжах без палок, в подготовительной – можно обучать ходьбе на лыжах с палками.

На ледяных дорожках детей старшего дошкольного возраста привлекают достаточно сложные способы скольжения: из положения стоя, друг за другом, в полуприсяде, в присяде с разбегу. Для усложнения можно использовать различные задания. На дорожку можно положить цветной кубик, дать задание детям наехать на него и сдвинуть с места как можно дальше.

Игры с клюшкой и шайбой. Игра в хоккей проводится в 2-3 периода по 3-5 минут. Игра проводится в конце прогулки, чтобы разгоряченные дети по окончании уходили в помещение. В играх с клюшкой и шайбой следует отрабатывать броски (в индивидуальном порядке) о бортик, в ворота несильным плавным движением, посылать шайбу, не подбрасывая ее. Далее детей учат вести шайбу клюшкой разными способами, забивать шайбу в ворота, передавать ее друг другу, стоя на месте и в движении.

Освоение игры начинается с выполнения игровых упражнений: дети по двое продвигаются от одних ворот к другим, передавая шайбу друг другу. В конце упражнения они стараются загнать шайбу в ворота. Затем это упражнение выполняется по трое. Задание можно усложнить – предложить детям бросать в ворота с 1-1,5 метров. В двух метрах от ворот обозначается круг, в него встает защитник. Он, не выходя из круга, старается отбить шайбу, которую нападающие прокатывают рядом с ним. В дальнейшем ставят двух защитников, а затем вратаря. Защитники свободно передвигаются перед воротами, таким образом, выполняемое упражнение постепенно приближается к игре. Игру лучше начинать с того, когда команды по очереди нападают и защищаются. Это позволит детям лучше освоить функции нападающих, защитников, выбрать свое место на площадке.

Катание на коньках. Игры и упражнения на коньках являются эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.

В процессе обучения дети должны овладеть различными движениями на коньках: сохранять равновесие при скольжении; управлять туловищем; уметь отталкиваться поочередно то одной, то другой ногой во время движения по скользкой поверхности; выполнять разнообразные фигуры на коньках (цапля, ласточка, пистолетик). Этими движениями дети овладевают постепенно. Процесс обучения проходит в два периода: подготовительный и основной.

В подготовительном периоде дети знакомятся с необычным для них видом движения на льду, которое требует устойчивого равновесия, больших физических затрат. С этой целью проводятся различные упражнения: подготовительные, подводящие, специальные.

Подготовительные упражнения применяются для совершенствования функции равновесия, для укрепления соответствующих групп мышц, а также для подготовки всего организма к катанию на коньках. К ним относятся наклоны, повороты, приседания, упражнения на равновесие, разнообразные прыжки.

Подводящие упражнения знакомят детей с элементами техники катания на коньках.

Специальные упражнения проводятся на снежной утрамбованной площадке и способствуют формированию первоначальных умений катания на коньках по прямой, поворотов, торможений.

Двигательные умения, приобретенные в упражнениях, закрепляются в подвижных играх. Они проводятся на протяжении всего подготовительного периода.

Весь процесс обучения в основном периоде распределяется на три части. В первой части дети усваивают катание на коньках по прямой, как основу всего содержания обучения.

Во второй части совершенствуется приобретенные навыки в играх, эстафетах и формирование умения управлять туловищем и движением ног при выполнении бега по кругу, поворотах и торможениях. Важно научить детей во время скольжения на коньках переключаться с одного движения на другое, а во время отталкивания и скольжения переносить тяжесть тела с левой ноги на правую.

В третий части обучения осуществляется закрепление всех приобретенных умений и навыков и ставится новая задача – формирование навыков скольжения на одном коньке после небольшого разбега в разных позах: присев на одну ногу, вытянув вперед другую, стоя на одной ноге, другую отвести назад или, согнув, поднять ее вперед.

На всех этапах обучения, формирования навыков катания на коньках целесообразно проводить в игровой форме.

Снежные забавы.   Всегда актуален снеговик. Скатывание шаров для снеговиков согреет детей в морозный зимний день. Снеговику можно придать новые образы, используя краску и аксессуары. Можно создать целое семейство снеговиков.

Успей первым. Двое-трое санок ставят параллельно друг другу на расстоянии примерно 2-3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или слева, в зависимости от условия задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои санки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место. Можно и усложнить задачу: вернувшись в исходную позицию, сесть на санки.

 Веселые гонки. Санки ставятся на одну линию, дети садятся на них верхом, опустив ноги на землю. По сигналу "Вперед!" – передвигаются на санках до обозначенного ориентира, отталкиваясь ногами. Можно передвигаться спиной вперед или лежа на животе.

Стрельба в цель. Целью может быть дерево, или круг в снегу, или закопанная в землю шина. Устройте соревнование: кто быстрее залепит цель снегом, кидая в неё снежки.

 Зимние вышибалы. Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м. от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль него. По сигналу водящий старается попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Когда из круга выбывают все, водящий меняется на первого выбывшего.

 Когда зимой снега нет, на свежем воздухе детей можно занять выдуванием  мыльных пузырей. Пусть ребенок попробует их лопнуть - пузыри дольше не лопаются на холоде.

 Увлечет детей и бег с препятствиями. Старые коробки, санки, шины и другие конструкции  можно использовать как препятствия и снаряды для детских игр. Пусть ребенок двигается: бегает, прыгает, взбирается и съезжает вниз по этим приспособлениям. Однако, воспитателю следует отнестись внимательно к выбору подобных конструкций, учитывать, что в зимних комбинезонах детям куда труднее преодолевать препятствия, чем в летних нарядах.

Таким образом, на прогулке-досуге ведущее место отводится играм, преимущественно подвижным. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру проводят в середине прогулки или за полчаса до ее окончания

Выводы по 2 главе

1. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе приносят неоценимую пользу здоровью и доставляют детям огромную радость. Это способствует развитию личности детей. Обеспечивать в зимний период условия для игр и развлечений старших дошкольников должны, в частности, планировка и оформление участка и спортивной площадки. Играя и упражняясь зимой на подготовленной площадке, дети получают возможность проявить самостоятельность, сноровку, ловкость и смелость.

2. Разнообразные зимние игры, забавы, игровые упражнения и подвижные игры – катание на лыжах, санках, ледянках, игры со снегом – увлекают детей и обогащают содержание прогулок-досуга. Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни рекомендуется начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, прыжками, метанием. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке-досуге организуются и спортивные развлечения (упражнения), например катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературных источников по теме нашей работы позволили сделать следующее обобщение:

Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Когда дети проводят много времени на улице, они получают заряд бодрости и хорошего настроения, к тому же совместная деятельность учит детей  быть терпимыми друг к другу, воспитывает чувство ответственности, дружелюбие, развивает социальные навыки.

К достоинствам  зимней прогулки-досуга у старших дошкольников можно отнести следующее: прогулка повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;  содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний; формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение; формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений; через движение идет ускоренное развитие речи; воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом; развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

В зимнее время прогулки в детском саду проводятся дважды в день, их продолжительность зависит от возраста детей, температуры воздуха и силы ветра. Старшие дошкольники гуляют  до 4,5 часов в день. Если на улице температура -15℃ и сильный ветер, то время сокращается. Если морозы сильные - от -20℃ и ниже, то на улицу детей не выводят, в этом случае можно организовывать так называемые «прогулки» в групповой комнате. Дошкольники надевают теплые вещи и легкие шапочки и играют при открытых окнах.

Прогулка с детьми зимой в детском саду должна правильно организовываться:

  • воспитатели информируют родителей о требованиях к одежде.
  • дошкольникам на свежий воздух можно выходить, надев теплые пуховики или комбинезоны, обязательно с шапкой, теплым шарфом, закрывающим шею, варежками и обувь по сезону;
  • досуг обязан грамотно организовываться. Воспитатель должен задействовать всех детей. Продумать содержание прогулки, спланировать времяпрепровождение дошкольников на холоде, чтобы сделать его веселым, интересным;
  • выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В холодные дни рекомендуется начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, прыжками, метанием. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;
  • во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, в старших группах — элементы спортивных игр: городки, хоккей.  Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке-досуге организуются и спортивные развлечения (упражнения), например катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
  • по возвращению с холода, малышам нужно помочь снять верхнюю одежду. Вещи нужно повесить, просушить;
  • после отдыха потребуется организовать чаепитие, провести подвижные игры. 

 Итак, в результате проведенного исследования все поставленные задачи решены, цель достигнута.

 Предложенные рекомендации по организации зимней прогулки-досуга у старших дошкольников и рекомендации по организации и проведению игр и развлечений могут использоваться в деятельности воспитателей дошкольных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденный приказом Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от 15 мая 2013 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «РГ» - Федеральный выпуск № 6241 от 25 ноября 2013 г.
  3. Волошина Л.Н.  Зимние игры и забавы для детей 3–7 лет. – М.: Вентана-граф, 2016. - 118 с.
  4. Ковтун Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 513-514.
  5. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
  6. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Приложение к журналу «Управление ДОУ». – 2012. – 68 с.
  7. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. - М.: Мозаика Синтез, 2011. - 96 с.
  8. Ванкеева В.С. Организация и проведение прогулок с детьми старшего  дошкольного возраста [Электронный ресурс], 2015. – Режим доступа:  https://infourok.ru/organizaciya-razvivayuschih-progulok-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  9. Доронькина Е. С.  Значение зимних прогулок в развитии дошкольников [Электронный ресурс], 2016. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прогулка в зимний лес» досуг в старшей группе

Вход детей в зал – музыкально – ритмическая композиция 3 белых коня. Ведущая: Ребята, какое сейчас время года? Дети: зима!Показ слайда «Зима» Ведущая: Зимние месяцы вы конечно назовете?...

Сценарий физкультурного досуга "Зимняя прогулка" для детей старшей группы

Закрепление знаний детей о зимних развлечениях: ходьбе на лыжах, катании на коньках, игре в снежки...

Статья: «Особенности организации зимней прогулки (прогулки-досуга) с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Статья: «Особенности организации зимней прогулки (прогулки-досуга) с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»...

Физкультурный досуг для старших дошкольников "Зимние забавы"

Две команды детей "пингвины" и" белые медведи" соревнуются между собой. Участники выполняют задания, отражающие зимние виды спорта....

Спортивный досуг для старших дошкольников "Зимние забавы"

Спортивный досуг для старших дошкольников "Зимние забавы"...