Подготовка детей раннего возраста к обучению плаванию.
статья по физкультуре (младшая группа) на тему

Шинкарева Галина Геннадьевна

Сегодня программа физического воспитания дошкольников носит государственный характер. Содержание образовательной области "Здоровье"  в контексте Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Плавание наиболее оптимальный вид физической активности, способствующий решению этих задач, и оказывающий на ребёнка благоприятное укрепляющее и закаливающее воздействие.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДС «МАЯЧОК» выстраивается в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вараксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Данная программа предусматривает обучение детей плаванию с 3 летнего возраста. С целью подготовки детей раннего возраста к обучению плаванию была организованна группа оздоровительного плавания «Малышок», как дополнительная платная оздоровительная услуга.

Мною разработана программа по оздоровительному плаванию для детей раннего возраста, включающая в себя здоровьесберегающие технологии (игровой массаж, пальчиковая гимнастика, релаксационные паузы и др.).  

Занятия по подготовке детей к обучению плаванию носят игровой характер и проводятся 1 раз в неделю.

При проведении занятий дети делятся  на маленькие подгруппы, не более 5-6 человек. Малочисленные группы позволяют инструктору все упражнения, выполняемые в воде, разучивать с каждым ребенком отдельно, оказывать поддержку несмелым детям при освоении водного пространства.

Вся акватория бассейна (рассматриваемая как дидактическое пространство обучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные игровые упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал. Инструктор при этом находится либо в зоне освоения нового упражнения, либо оказывает помощь отстающим детям. Переход ребенка из одной игровой зоны в другую осуществляется по его желанию.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, что бы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения.

Весь учебный материал распределен на 32 занятия и включает в себя несколько блоков:

1 блок – Обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами  воды, преодоление страха перед ней.

2 блок -  Обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.

3 блок – Обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).

          Первый блок включает в себя 7 занятий. На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, посколь­знуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок  может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Детям раннего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть несмелые дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.

После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям.

На занятиях второго блока малыши учатся передвигаться на разной глубине. Они ощущают насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, при­держиваясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до уточки»), по кругу держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движения­ми руками («Лодочки»).

Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая но­гами поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»),  с разбега падать в воду (на руки инструктора).

Оптимальным упражнением второго блока являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду.  Дети учатся подпры­гивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и при­седая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).

Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают по воде ладошками, изображая «Дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание  белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук изображают «рубку дров». В течение каждого занятия дети выполняют пальчиковую гимнастику в воде, где вода выступает в качестве тренажера: «Уточка», «Море», «Зайчик», «Маляры» и другие.

Особое место занимают передви­жения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. Они выполняются на небольшой глубине и часто с трудом осваиваются детьми. Поэтому в первой младшей группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»). Детям нравится прокатиться лежа на спине инструктора, передвигающегося по дну на руках, как на «Морской лошадке».

Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети раннего возраста -  погружение. Занятия по обучению погружению относятся к третьему блоку. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием.

Научить детей плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе надо сначала на берегу.

Обучая погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дож­дик» (брызгать себе в лицо). Обучая  игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только  после этого дети погружаются до уровня подбородка («Ос­тровки»).

Следующие упражнения связаны с    непосредственным    погружением головы  в  воду  («нос  уто­нул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и  погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе).

Затем дети знакомятся  с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде.

Занятия 3 блока носят комплексный характер, включая в себя упражнения первого и второго блока, которые используются в качестве разминки. На занятиях дети обучаются игровому массажу рук «Поиграем с ручками», который  сопровождается стихами.

В конце занятия дети любят поиграть в подвижные игры «Дождик и солнце», «Птички в гнезде», «Дует ветер», «Цапля вышла на охоту» и др., в игры с плавающими и тонущими игрушками, скатиться с горки с помощью инструктора.

После высокой двигательной нагрузки с детьми  проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, или  выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).

Все дети, посещавшие бассейн в таком нежном возрасте, перейдя в младшую группу, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года....

Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

Подготовка детей раннего возраста к играм-драматизациям и их влияние на речевое развитие детей.

Раннее детство – самая прекрасная пора в жизни человека, так как самые маленькие дети очень доверчивы, непосредственны, эмоциональны и охотно вступают с взрослыми в игровые действия. Самое перво...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...