Организация оздоровительных подвижных игр
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Чекарина Елена Сергеевна

Данная разработка показывает поиск путей оздоровления детей посредством  подвижных игр. Раскрывает серию подвижных игр направленных на оздоровление определенных органов (бронхолегочная система, по  профилактике плоскостопия, правильной осанки). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_razrabotka_2.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация оздоровительных подвижных игр

на базе детского сада

Методическая разработка

Чекариной Елены Сергеевны

инструктора по физической культуре

Д/c № 14 детского сада


Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Значение подвижных игр в системе оздоровления детей дошкольного возраста …………………………………………………………4

1.1. Оздоровительная направленность подвижных игр…………………….4

1.2. Место подвижных игр в здоровьесберегающем пространстве дошкольного образовательного учреждения……………………………….6

Глава 2. Методические рекомендации проведения игр в соответствии с особенностями функционирования детского сада………………………….10

2.1. Особенности функционирования Д/c №14 …………………………….10

2.2. Организация проведения игр  в соответствии с заболеванием  ребенка…………………………………………………………………………11

2.2.1. Игры при нарушении осанки…………………………………………..12

2.2.2.Игры при заболевании верхних дыхательных путей…………………14

2.2.3. Игры при бронхолегочных заболеваниях…………………………….17

2.2.4. Игры при плоскостопии………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………24

Приложения…………………………………………………………………...26


Введение

Актуальность данной разработки заключается в поиске наиболее эффективных средств решения задач работы детского сада присмотра и оздоровления, в которое поступают дети из неблагополучных и тубинфицированных семей. Безусловно, одним из таких средств являются подвижные игры.

  По определению отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В.Запорожец). Исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, школой управления собственным поведением, благополучного эмоционального состояния. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития всех физических качеств (Ю.Ф. Змановский). Доказано благоприятное влияние подвижных игр на дыхательную, сердечнососудистую, нервную, кроветворную систему. Игры способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата.

Цель: разработка  методических рекомендаций организации проведения игр в соответствии с особенностями функционирования детского сада.

Задачи методической разработки:

1. Выявить значение подвижных игр в системе оздоровления детей дошкольного возраста.

2. Описать особенности функционирования детского сада.

3. Определить серию подвижных игр, соответствующих заболеваниям детей, посещающих детский сад.

Глава 1. Значение подвижных игр в системе оздоровления детей дошкольного возраста

1.1. Оздоровительная направленность подвижных игр

Посредством подвижных игр достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Как показывали фундаментальные исследования А.М. Фонарева, двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка.

Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря  ускорению развития памяти, речи, интеллектуального развития [11].

На значение сенсорного воспитания детей на основе игр для формирования полноценного восприятия окружающей действительности указывали А.М.Фонарев, Н.Н. Подъячков, А.В. Кенеман.

Благотворное влияние подвижных игр на энергообеспечивающие системы – сердечно-сосудистую и дыхательную системы – отмечала Р.И. Евдокимова.

Большое значение подвижных игр в работе с заикающимися детьми отмечает Г.А. Волкова, Н.Н. Терентьев. Они указывают на повышение соматической устойчивости у детей под влиянием физических упражнений и игр.

Успешное использование подвижных игр при отдельных заболеваниях детей отмечали у больных ревматизмом В.М. Федяевская, И.Б.Темкин, при инфекционном полиартрите  у детей – В.Л. Страковская.

Серьезными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлекает от болезни [12]. По мнению В.Л. Страковской,  огромный оздоровительный эффект приносят подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. Чем ребенок здоровее, чем выше уровень его психической и физической подготовленности, его возможности, тем больший объем эмоциональной и физической нагрузки в играх ему можно давать: эстафеты, командные игры. В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность, развивается фантазия, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически (Адашкявичене Э.И.).

Замечательный врач В.В. Динейка, который создал стройную систему психофизической тренировки, убедительно доказывает целительность радости, смеха, настроя психики на жизнеутверждающий лад.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления [18].

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность  - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Таким образом, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.

1.2. Место подвижных игр в здоровьесберегающем пространстве дошкольного образовательного учреждения

   Как указывается в документах Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

По мнению Селевко Г.К., ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:

- показатели соматического здоровья (медицинские данные);

- общая активность: физическая, трудовая,  познавательная;

- овладение детьми основами личной физической культуры;

- потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки [19].

Здоровье ребенка в значительной мере зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного воспитания, от здорового образа жизни ребенка. К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что сегодня именно образовательная среда является одним из наиболее сильных факторов отклонений в здоровье и развитии детей.

  Современными тенденциями в развитии здоровьесберегающих технологии выделяют  принципы:

  • постепенный переход в учреждениях образования к ежедневным занятиям физкультурно-образовательного, тренировочного и оздоровительно-рекреативного характера,
  • индивидуализация физкультурно-оздоровительных занятий детей и с учетом уровня их физической подготовленности и показателей здоровья.

- введение паспортов здоровья и физической подготовленности детей [10].

Игра – естественный спутник жизни ребенка и отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Подвижная игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются. П.Ф. Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины. По мнению педагога, положительный результат возможен только при систематическом применении подвижных игр в деятельности детей. 

Д.В. Хухлаева дает комплексную оценку подвижным играм и предполагает их активное применение в разных формах работы с детьми: на физкультурном занятии, на прогулке. Автор предлагает вариативность и усложнение игр с учетом возраста детей. Предлагает применять игры с младшего возраста.

 Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность. Эти игры применяют больше на свежем воздухе, с учетом двигательной активности каждого ребенка, на физкультурном занятии (Адашкявичене Э.Й).

О важности проведения подвижных игр на прогулке выделял В.Г. Фролов. Систематические наблюдения показали, что дети легко адаптируются в новой обстановке проведения подвижных игр  на воздухе, хорошо чувствуют себя даже в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены. К концу года у таких детей по ряду показателей, характеризующих состояние здоровья, физическую подготовленность и работоспособность, отмечаются более высокие результаты, чем у детей, занимающихся в зале.  В.Г. Фролов предлагает проведение подвижных игр на свежем воздухе 2-3 раза в неделю, начиная со средней группы.

Метлов Н.А., Ветлугина Н.А. указывают на проведение подвижных игр с музыкальным сопровождением. Оно ведет к более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий  с функциями различных анализаторов организма ребенка. Авторы предлагают проведение подвижных игр с музыкальным сопровождением 1-2 раза в неделю, начиная с младшего возраста, стараясь заинтересовать даже малоактивных детей.

По мнению А.С.Галанова, эти игры способствуют гармоничному развитию детей, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Оздоровительный эффект возможен от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях: 2-3 раза в день. Организовать детей на игру можно подгруппами и по несколько человек. А.С.Галанов рекомендует использовать оздоровительные игры начиная с 3-летнего возраста.

По мнению М.А. Руновой подвижные игры с мячом – не только интересное развлечение: в значительной мере они способствуют развитию координации движений, что важно при обучении письму, рисованию, конструированию. Такие игры целесообразно проводить в старшем дошкольном возрасте с  первоначальным навыком владения мячом, небольшими подгруппами. Больше применяются  в летний и весенний период времени.

 Сивачева Л.Н считает что,  подвижные игры-эстафеты пробуждают у  детей дух соревнования, стремление к победе. Развивают не только такие качества, как ловкость, выносливость и скорость, но и лидерские качества, побуждая ребенка быть первым. При проведении игр учитываются индивидуальные возможности, а педагогическое руководство двигательной деятельностью детей способствует целенаправленному формированию моральных и волевых качеств. Автор предлагает использовать игры-эстафеты со среднего дошкольного возраста, большое внимание уделяет им при проведении досугов, праздников, дней здоровья.

Г.А. Волкова выделяет подвижные игры спортивно-развлекательного характера: кегли, игры с мячом, шарами; они проводятся для активного поведения ребенка и развитию речи, они способствуют общению детей и вне игровой деятельности, способствуют развитию заикающихся детей. По мнению автора подвижные игры с правилами воспитывают у детей самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма. Дети соблюдают правила игры, сознательно их изменяют, дополняют, стараются справедливо распределять роли, поэтому подвижные игры с правилами положительно влияют на личность ребенка, активно их предлагают применять в старшем дошкольном возрасте.

Н.И. Крылова придает большое значение играм на формирование правильной осанки. В задачи таких игр входит: укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. Эти игры автор предлагает применять и родителям с детьми, а не только педагогам для закрепления правильной осанки.

О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова предлагают подвижные игры и игры-эстафеты на развитие непосредственно физических качеств: быстроты, ориентировки в пространстве, ловкости; развитие сообразительности и внимания. Эти игры применимы для детей старшего дошкольного возраста, и обязательное соблюдение правил игры.

Глава 2. Методические рекомендации организации проведения игр в соответствии с особенностями функционирования детского сада

2.1. Особенности функционирования Д/c №14

В дошкольном учреждении № 14  функционирует 5 групп (приложение 1). Из них 2 группы постоянного пребывания детей (старшая и младшая группа). Группа постоянного пребывания включает детей из контактных с туберкулёзными больными семей. Остальные группы формируются по возрастному принципу, а также по медицинским показаниям. В зависимости от набора детей ежегодно формируются возрастные группы: 1 младшая, 2 младшая, средняя группа,  старшая группа, подготовительная группа.

Сроки пребывания детей в детском саду определяются по медицинским показаниям. Каждый ребёнок содержится в детском саду до полного клинического выздоровления, но не менее 6 месяцев.

Дошкольное учреждение посещают дети со 2 группой здоровья, присутствуют и дети с 3 группой здоровья.  Основным направлением в деятельности детского сада  является проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на:

- предупреждение развития локального туберкулёза у детей, инфицированных туберкулёзом и из очага туберкулёзной инфекции,

- полное клиническое излечение детей с затухающими формами туберкулёза и предупреждение рецидивного заболевания у детей с клинически излеченным туберкулёзом.

 Также детский  сад посещают дети с признаками бронхиальной астмы, с нарушениями осанки и плоскостопия, зрения.

В соответствии с этими заболеваниями и осуществляется подбор оздоровительных подвижных игр.

2.2. Организация проведения игр в соответствии с заболеванием ребенка

Для оздоровительных игр характерно наличие небольшой психофизиологической нагрузки. Продолжительность одной игры до 10 минут, но постепенно время можно увеличить до 15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых.

Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Их следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Оздоровительные игры проводятся в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду, в соответствии с полугодовым планированием (приложение 2).

 Величину нагрузки необходимо распределять в соответствии с физиологической кривой. Таким образом, для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация  внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.

 Следует  учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, – в этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме, разъяснить правила игры, попросить ребенка показать  необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

2.2.1. Игры при нарушении осанки

Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы. Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры общего физиологического воздействия. Рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхней конечности, живота.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Примеры подвижных игр.

«ЛЕТИМ НА МАРС»

Цель игры: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.

Материалы: стул, мяч.

Ход игры. Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде («ракета полетела») кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЕЖИКА»

Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как ежик делает гимнастику. В положении лежа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги за колени (еж свернулся). Дети показывают, как ежик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, ослабившись, как тряпичная кукла.

«В ГОСТЯХ У МИШКИ»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции, чувства равновесия, устойчивого внимания.

Ход игры. Посадив игрушку-медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:

Маша (имя ребенка) и Егорка

Часто ходят к мишке с горки.

Ребенок входит на горку, затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущий следит за осанкой ребенка.

2.2.2. Игры при заболеваниях верхних дыхательных путей

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. На занятиях с детьми необходимо контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Примеры подвижных игр.

«ШАРИК ЛОПНУЛ»

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало эмоционального чрезмерного возбуждения у ребенка.

«ЧЕЙ ШАРИК ДАЛЬШЕ»

Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Необходимые материалы: стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.

Ход игры. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.

«ВЕТЕР»

Цель игры: координация движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.

Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «ветер». Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть)

Могу подуть направо, ( голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой)

Могу подуть вверх - в облака (голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди – выдох через рот)

А пока я тучи разгоню (круговые движения руками).

2.2.3. Игры при бронхолегочных заболеваниях

При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом. При разработке игр использовались: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными движениями рук и ног; движения для формирования навыка правильного положения языка и координации движений нижней челюсти; дозированный бег – для улучшения функционирования диафрагмы. Последнее очень важно, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму.

Особенность предлагаемых детям игр заключается в возможности быстро изменять положение тела ребенка соответственно правилам игры. Активно придаваемые телу ребенка во время игр различные дренажные положения («березка», быстрое прокатывание тела на бок, живот, спину, кувырки) способствуют наиболее эффективному, естественному дренажу бронхов. Этому же содействуют звуковые дыхательные упражнения с глубоким сильным выдохом, откашливанием.

Примеры  подвижных игр.

«ВПЕРЕД  БЫСТРЕЙ  ИДИ, ТОЛЬКО НЕ БЕГИ»

Цель игры: улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.

Ход игры. Дети строятся в затылок друг другу в 2 колонны. Перед первыми в колоннах чертят линию старта. На расстоянии 20-30 м – финиш. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках и т.п. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются в конец шеренги.

«ПОЕЗД»

Цель игры: улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.

Ход игры. Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить вначале ведущий. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу-гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и начинают пятиться до сигнала «приехали».

«ВВЕРХ НОГАМИ»

Цель игры: укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение дыхательной функции бронхов, общее физиологическое воздействие, тренировка вестибулярного аппарата.

Необходимые материалы: салфетка.

Ход игры. Ведущий предлагает ребенку встать у стенки вниз головой - вверх ногами. Ведущий тщательно страхует ребенка. При накопившейся мокроте ребенок откашливается и отхаркивает мокроту на салфетку, лежащую на полу.

«КУРЫ»

Цель игры: укрепление мышечного  «корсета», формирование дыхательного акта (его глубина, ритма), развитие внимания.

Ход: Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки и опустив голову. Произносит «так, так, так» одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляется. Поднимает руки вверх – вдох. Движение повторяется 3-5р.

2.2.4. Игры при плоскостопии

Плоскостопие  чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

Поэтому игры и задания подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Примеры подвижных игр.

«ЗАЯЦ, ЕЛОЧКИ, МОРОЗ»

Цель игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции; координации движении; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.

Ход игры. По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться от «мороза» под «елочкой». «Мороз» стремится «заморозить» — осалить «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» — «зайчиком» и бежит от «мороза» вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом».

Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочек».

«Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда он перебегает к «елочке»; 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик»,и и став сама «зайчиком», не выбежала из круга.

«КОГО СОБЬЮТ ПОСЛЕДНЕГО»

Цель игры: развитие ловкости, чувства координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: скакалка

Ход игры. Играющих можно разделить на 4 команды. Команда подходит к скакалке, которую крутит ведущий с игроком. Играющие прыгают пока не собьются, но не дольше 20-30 секунд. Подсчитывают в какой команде больше детей, не зацепивших скакалку.

« НУ-КА ВМЕСТЕ ПЕРЕСЕЛИ»

Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышцы ног, формирование правильной осанки.

Ход игры. Игроки из положения стоя на коленях садятся вправо, без помощи рук возвращаются в исходное положение. Затем садятся влево. Ведущий сначала помогает детям, поддерживая за руки. После того как игроки научились обходиться без помощи рук, ведущий устраивает соревнование между детьми.

             

Заключение

Особенностями функционирования детского сада являются проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на оздоровление детей и предупреждение развития туберкулеза. Одним из ключевых факторов успешности данных мероприятий является включение в них подвижных игр. Они позволяют корректировать осанку, вырабатывать носовое дыхание, способствуют предотвращению разных заболеваний: бронхиальной астмы, нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата.  

Опытно-практическая работа в течение трёх лет применения подвижных игры для оздоровления детей на базе детского сада  № 14 детского сада г. Рыбинск позволила добиться снижения заболеваемости. На это указывают следующие показатели:

1) общая заболеваемость: 2014 г. – 80 чел., 2015 г. – 65 чел., 2016 г. – 55 чел. (приложение 3);

2) процент часто болеющих детей: 2014 г. – 12%, 2015 г. – 11 %, 2016 г. – 10% (приложение 3);

3) тенденция снижения болезней детей:

а) признаки бронхиальной астмы: 2014 г. – 8 чел., 2009 г. – 5 чел., 2015 г. – 4 чел.,

б) нарушения осанки: 2014 г. – 10 чел., 2015 г. – 9 чел., 2016 г. – 7 чел.,

в) плоскостопие: 2014 г. – 8 чел., 2015 г. – 6 чел., 2016 г. – 4 чел.

2. Кроме того, осуществляется всестороннее физическое и умственное развитие, формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости больного ребенка. Анализируя уровень физической подготовленности детей за период трех лет можно сделать следующие выводы:

а) начальные показатели выявляют недостаточную степень физического развития детей, поступающих в детский сад (маленький процент показателя "выше нормы", показатель "ниже нормы" превышает показатель "норму");

 б) за время пребывания в детском саду наблюдается снижение процента показателя "ниже нормы" с увеличением показателя "норма". 

Таким образом, систематическое использование оздоровительных подвижных игр способствует повышению уровня физической подготовленности, снижению заболеваемости ослабленных детей, понижению процента часто болеющих детей.


Список литературы

1.  Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. -  М.: Просвещение, 1992. – 106 с.

2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1997. -120 с.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 90 с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в д/с – М.: Просвещение, 1985. -107 с.

5. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.: Педагогическое общество России, 2005.- 96 с.

6. Детские подвижные игры народов СССР. Составитель Кенеман А.В., М.: Просвещение,1990. – 240 с.

7. Динейка В.В. Психофизическая тренировка. М.: Физкультура и здоровье, 2003.- 205 с.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2 томах. – Т.2. – М.: Педагогика, 1986. – 208 с.

9. Змановский .Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Просвещение, 1995. – 75 с.

10. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост.Н.И. Крылова. –Вологоград: Учитель, 2009.- 218 с.

11. Евдокимова Р.И., Федяевская В.М. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

12. Ловейко И.Д., Фонарев  М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. М.: 2001, -142 с.

13. Любимые игры детей: Сборник подвижных игр для детей в школе, дома и на открытом воздухе. – М.:  2003.- 82 с.

14. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 98 с.

15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 110 с.

16. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием.- Спб.: Детство-пресс, 2005. – 123 с.

17.  Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 2002 – 288 с.

18. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Новая школа, 2000. – 207с.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие ЛГПУ М.: Просвещение, 2005. – 91 с.

20. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия/сост.О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 159 с.

22. Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1997. -  89 с.

20. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для пед.уч-щ .3-е изд., перераб. и доп.  .- М.: Просвещение, 1984. 178 с.

21.  Юрко Г.П., Фролов В.Т. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста М.: Просвещение, 2001. - 90 с.


Приложение 1

Наполняемость групп детского сада № 14 детского сада г. Рыбинск

Группа

Возраст детей

Наполняемость группы

1

Группа старшего возраста

От 5 до 7 лет

16 человек

2

Группа младшего возраста

От 3 до 4 лет

16 человек

3

Группа среднего возраста

От 4 до 5 лет

16 человек

3

Подготовительная группа

От 6до 7 лет

16 человек

4

Ясельная

От 1,6 до 3 лет

  1. человек

 

Приложение 2

Планирование оздоровительных игр на полгода

Месяцы/игры

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Игры по профилактике  осанки

«летим на марс»;

«ходим боком»

«перешагни через веревочку»;

«в гостях у мишки»

«мячик покатился»;

«гимнастика для ежика»

«восточный официант»;

«покати обруч»

«ласточка»;

«самый меткий»

«белочка»;

«маленький гимнаст»

Игры по профилактике болезней носа и горла

«шарик лопнул»;

«мышка и мишка»

«золотая осень»;

«кто самый громкий»

«ветер»;

«совушка-сова»

«запасливые хомячки»;

«чей шарик дальше»

«перышки»;

«кто самый громкий»

«поймай свой хвост»;

«воздушный шар»

Игры по профилактике бронхолегочных заболеваний

«гуси –лебеди»;

«вверх

ногами»

«поезд»;

«вперед быстрей иди, только не беги»

«кто вперед»;

«хомячки»

«задень обруч»;

«пчелка»

«куры»;

«задень обруч»

«подпрыгни и подуй»;

«самый сильный ветер»

Игры по профилактике плоскостопия

«кого собьют последним»;

«донеси, не урони»

«ну-ка вместе пересели»; «зайчики и сторож»

«спящий кот»;

«мяч бросай, не теряй»

«ловкие ноги»;

«гуси-лебеди»

«заяц, елочки, мороз»;

«парашютисты»

«поймай комара»;

«бегущая скакалка»


Приложение 3

Общая заболеваемость детей за три года

Общая заболеваемость за период трех лет составляет:

В 2014 г.- 80 человек, в 2015 г.- 65 человек, в 2016 г. – 55 человек.

        


Динамика часто болеющих детей за три года

Процент часто болеющих детей за период трех лет составляет:

В 2014 г. – 12 %, в 2015 г. – 11 %, в 2016 г. -10 %.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".

На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...

Организация оздоровительной работы в условиях санаторной группы.(из опыта работы).

Организация санаторных групп является частью комплексной системы лечебно- профилактической работы, которая осуществляется в нашем МБДОУ д/с №5 "Теремок".Такие группы- это своего рода мини-профилактори...

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

Опыт работы по теме: «Оздоровительные подвижные игры и упражнения»

Материал из опыта работы с детьми коррекционно - развивающей группы старшего дошкольного возраста, с нарушением осанки и плоскостопия....

Картотека игр по ЗОЖ. Пальчиковые, оздоровительные, подвижные и др.

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр по здоровому образу жизни...

«Использования оздоровительных подвижных игр в работе с детьми раннего и дошкольного возрастов»

оздоровление ребенкафизическое развитиевоспитание положительного отношения к своему здоровьюформирование стремления к здоровому образу жизни....

Картотека оздоровительных подвижных игр

Игры для укрепления вестибулярного аппарата детей старшего дошкольного возраста....