Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» (старшая группа)
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Остапенко Нина Владимировна

Рабочая учебная программа кружка   «Игры народов мира»  предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Игровой фольклор народов мира богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества.

Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.

Формы проведения игры многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Велико образовательное и воспитательное значение в народных играх, с их помощью развиваются различные физические качества, и прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно совершенствуются двигательные навыки. Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.

Игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определённой системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

Многие народы издавна отмечают традиционные праздники, которые состоят из спортивных игр. Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность.

Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются искренняя любовь народа к веселью, движениям.

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

Коллективные игры способствуют развитию чувства ответственности перед другими, но вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке, сочувствует пойманному и т. п.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

Игры заключают в себе элементы борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Всё это было учтено при составлении программы кружка «Игры народов мира».

Цель: создание условий для физического развития детей старшего дошкольного возраста. 

           Задачи:

  • Создать социальную ситуацию развития детей старшей группы  в процессе ознакомления с подвижными играми народов разных стран;
  • Рассказать о большом разнообразии игр народов мира; научить детей играть в игры народов разных регионов мира
  • Создать условия для всестороннего физического развития детей посредством народных подвижных игр, для речевого развития;
  • Способствовать развитию физических способностей у детей, физической активности, навыков взаимодействия;
  • Побуждать интерес к занятиям спортом через народные игры;
  • Формировать познавательный интерес;
  • Воспитывать интерес к подвижным играм народов разных стран;
  • Воспитывать любовь и уважение к своей стране.
  • Воспитывать толерантность, ответственность, выносливость.

Рабочая учебная программа предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель.

Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.

         

Формы и режим кружковой работы:

Для решения поставленных задач все занятия проходят исключительно в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в двигательной активности, самостоятельности речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)

Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.

Планируемые результаты освоения программы

  • Дети умеют играть в  народные подвижные игры, используют в активной речи считалки, потешки, загадки.
  • Умеют играть сообща, помогать друг другу в достижении определённой цели.
  •  Дети получают удовольствие от участия в спортивных мероприятиях, в подвижных играх.
  • умеют самостоятельно организовать подвижную игру

Содержание воспитательно-образовательной работы

п/п

Тема

Количество часов

1

Игры народов России

2

2

Хакасские народные игры

2

3

Игры народов бывшего СССР

2

4

Игры народов проживающих на территории России)

1

5

Игры народов Европы

2

6

Игры народов Африки

2

7

Игры народов Азии

2

8

Игры народов Канады

1

9

Игры народов разных стран

2

Итого:

16

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Программное содержание

Оборудование и материал

1

октябрь

Игры народов России. Подвижная русская народная игра «Пирог»

Познакомить с русским народным костюмом, дать представление о том, кто такие скоморохи, когда они жили и чем занимались; Развивать двигательную активность, внимание, память, речь; воспитывать уважение к старинным русским традициям. Научить детей играть в подвижн. русскую народную игру «Пирог», познакомить с правилами игры, выучить слова к игре;                                          

 Костюм скомороха, картины с изображением русского народного костюма, праздничных головных уборов, скоморохов, играющих на музыкальных инструментах.

2

октябрь

 Игры народов России. Подвижная русская народная игра «Золотые ворота»

Активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами  народной игры.

Картинки и фотографии о том, как играют другие дети

3

ноябрь

Хакасские народные игры. Подвижная хакасская народная игра

«Заячья тропа»

Расширять представления детей о культуре хакасского народа.         развивать ловкость, быстроту, выносливость;                           развивать внимание, мышление; 

Иллюстрации в хакасских детских книжках

4

ноябрь

Хакасские народные игры. Хакасская народная игра

 «Мелей-тастазах»

Научить детей играть в подвижную хакасскую народную игру, познакомить с правилами игры, развивать двигательную активность, внимание, воспитывать уважение к хакасским традициям.                                     

Иллюстрации в хакасских детских книжках

5

декабрь

Игры народов бывшего СССР Украинская народная игра

«Чаклун»

(Колдун)

Научить детей играть в украинскую  народную игру, развивать мышцы ног, скорость, координацию в пространстве.

Репродукции картин, на которых изображена украинская тема

6

декабрь

Игры народов бывшего СССР Белорусская народная  игра

«Мельница» (Млын)

Познакомить с правилами белорусской народной игры. Развивать умение быстро передавать мяч друг другу, увеличивая скорость.

Разный материл о Белорусии

7

январь

Игры народов, проживающх на территории России.

Татарская народная игра  «Хромая лиса»

Познакомить детей с новой игрой, закрепить прыжки на одной ноге с продвижением вперед

Шапочка лисы

8

январь

Игры народов Европы Литовская 

народная игра

«Квинта»

Познакомить детей с литовской игрой. Учить передвигаться по линии, как по канату, держа  руки в стороны 

Мяч, квадрат со стороной 10 м, в центре круг диаметром 1,5 м

9

февраль

Игры народов Европы Немецкая  народная игра  «Пожарная команда»

Познакомить детей с немецкой игрой.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь.

10

февраль

Игры народов Африки Египетская народная игра «Африканские салки по кругу»

Развивать двигательную активность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами  народной игры.

Лист от дерева, иллюстрации по теме Египет»

11

март

Игры народов Африки

Игра народа Судана  «Буйволы в загоне»

Продолжать знакомить детей с играми народов Африки, развивать двигательную активность

Картинки для ознакомления детей с африканской страной «Судан»

12

март

Японские народные игры Игра «Аист и Лягушка»

Научить играть в японскую игру, воспитывать интерес к жизни народа Японии.

Нарисованное  на асфальте большое озеро с бухтaми, островами и мысами.

13

апрель

Канадские народные игры

 "Бег с платком"

Познакомить с канадской игрой, воспитывать желание узнавать новое

Платок, материал о Канаде

14

апрель

Игры народов Севера.

«Нарты-сани»

Эстафета

Учить детей играть в эстафету. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Альбомные листы, краски, кисти, карандаши

15

май

Игры народов Азии Китайская народная игра «Поймай за хвост дракона»

Познакомить с китайской народной игрой, развивать двигательную активность

Иллюстрации на тему  «Китай»

16

май

Игры по желанию детей

Вспомнить понравившиеся игры.

Игры по желанию детей

Необходимое оборудование

Мониторинг развития детей

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)

Таблица 1. Педагогическая диагностика

Список детей

Повышение двигательной активности

Развитие ловкости

Умение играть сообща

Совершенствование двигательных навыков

Умение самостоя тельно организовать подвижную игру

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примерные уровни оценки

Уровни

Баллы

Высокий

3

Средний

2

Низкий

1

Список литературы.

1.Книга « Игры народов мира»

2.Интернет. Браузер http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/igry-narodov-mira

3. Википедия. Игры народов мира http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)

Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)

Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ....

Рабочая учебная программа кружка «Неизвестное рядом» (подготовительная группа)

Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников...

Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий

Разработка программы «Занимательная математика»  объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математичес...