Рабочая учебная программа кружка «Занимательная математика» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет с использованием игровых технологий
методическая разработка по математике (старшая группа)

Карнаухова Юлия Владимировна

Разработка программы «Занимательная математика»  объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического  содержания  в  познавательном развитии дошкольников.  Образовательная программа имеет познавательную направленность.     Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. 

 

 

     

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanim._matem._5-6_let_moya_programma.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 250»

Рабочая учебная программа кружка

«Занимательная математика»

Развитие элементарных математических представлений

у дошкольников 5-6  лет с использованием

игровых технологий

                                                    Разработчик:

                                                                                                                      Карнаухова Юлия Владимировна

                                                                                                             (воспитатель: 1 категория,  высшее

                                                                                                              педагогическое образование)

                                                                                                              МАДОУ «Детский сад № 250»

                                                                                                                         Г. Барнаул, Индустриальный район

Барнаул 2020

СОДЕРЖАНИЕ

І. Пояснительная записка                                                                                

1.1. Обоснование необходимости разработки Программы                              3

1.2. Цель и задачи программы                                                                             9

1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности        12

1.4 Ожидаемые результаты и контроль                                                             15

ІІ. Календарно – тематическое планирование                                

Календарно - тематический план для старшей группы                             17

Календарно - тематический план подготовительной к  школе группы  21

ІІІ. Содержание рабочей программы                                                              25

ІV.  Учебно - методическое обеспечение рабочей программы                   28

V. Материально – техническое обеспечение рабочей программы            29    

Список используемой литературы                                                                      30

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Обоснование необходимости разработки программы.

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Всем известно, что   математика    обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследования  психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная  программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности  занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

Направленность Программы

Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность.

Место и роль Программы в образовании детей

Разработка программы «Занимательная математика» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического  содержания  в  познавательном развитии дошкольников.            

Нормативными документами разработки Программы являются:

  1.  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.

2.  Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.

3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.

4.   Устав МАДОУ «Детский сад № 250»  г. Барнаула.

5.   Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении ФГОС ДО.      

Новизна

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Условия реализации программы

Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:

-     организация особой предметно-развивающей среды в группе детского сада для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;

-     психологическая комфортность детей;

-     учёт индивидуальных особенностей личности  ребёнка.

 Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов:

-         принцип психологической комфортности;

-         принцип деятельности;

-         принцип минимакса;

-         принцип целостного представления о мире;

-         принцип вариативности;

-         принцип творчества;

-         принцип непрерывности.

Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.   Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик  формирования у дошкольников элементарных математических представлений и  практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Основу программы составляет: всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Необходимо дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

1.2. Цель и задачи программы

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи Программы:

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

-  развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

       Отличительные особенности Программы

Программа математического кружка «Занимательная математика» является адаптационной, разработанной на основе программ развития основ логического мышления у старших дошкольников. Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующие принципы:

природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

–   творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

         Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа ориентирована на  детей от 5 до 7-ми лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий:  Математический кружок работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36  занятий за учебный год. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Формы обучения: занятия математического содержания.

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками, палочками Кюизенера.

1.3 Целевые ориентиры и способы определения их результативности

    К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:

  1. арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  2.  произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  3. формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  4. развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  5. развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  6.  основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  7. творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  8. навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  9. желание заниматься математической деятельностью.

К концу старшей группы дети должны уметь:

– составлять (моделировать)  заданное изображение или  фигуру из  других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– составлять различные формы из палочек по образцу;

– сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

– выкладывать  предметы в порядке убывания, возрастания.

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

- уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты;

- уметь находить части целого и целое по известным частям;

-  уметь по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых;

– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;

– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

– осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– делить  предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать  рисунок со схемой, с чертежом предмета;

–  составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

– создавать образ на основе рисунка-схемы;

–  составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

1. 4 Ожидаемые результаты  и контроль

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

    Контроль реализации программы

Для контроля реализации Программы проводятся диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.                            Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по познавательному развитию  детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Контроль результатов работы:

-Открытые занятия (с присутствием родителей)

-Диагностика, мониторинг

-Итоговые занятия

Выводы: В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

А это залог успешного обучения математике в школе!

ІІ. . Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование для старшей группы

Сроки

проведения          

Кол-во часов

Тема занятий

Целевые ориентиры

Сентябрь

1

1. Головоломки

1. Учить составлять квадрат  из разных геометрических фигур

2. Развивать восприятие и пространственные представления.

1

2. Разрезные картинки

1. Учить складывать картинку из элементов.

 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

1

3. Картинки - вкладки

1. Развивать наглядно-образное мышление.

2. Учить делить целое, выделять часть и находить элемент предмета.

1

4. Мастерская форм

1. Учить составлять прямолинейные формы из палочек (четырехугольник: квадрат и прямоугольник; цифры: счет в пределах 5).

2. Развивать  зрительную память.

Октябрь

1

5. Чудесный мешочек

1. Учить выделять особенности предмета.

2. Развивать зрительные и осязательные впечатления. Счет по осязанию на слух.

1

6. Работа с палочками

1. Учить действовать последовательно, упорядочивать  предметы по величине.

2. Развивать внимание.

1

7. . Цифры и матрешки

1. Учить раскладывать предметы в порядке убывания.

2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

1

8. Построим дом

1. Учить строить дома из деталей разного размера.

2. Анализировать детали по форме и величине.

Ноябрь

1

9. Сравнение предметов

1. Учить соотносить предметы по величине.

2. Развивать восприятие.

1

10. Цветовое восприятие

1. Учить ориентироваться в цвете и оттенках.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

11. Разноцветная вода

1. Учить получать разные оттенки одного цвета.

2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках.

1

12. Цветные дома

1. Учить анализировать предметы по цвету.

2. Развивать восприятие и внимание.

Декабрь

1

13. Волшебная лесенка цвета

1. Учить анализировать предметы по цвету и форме.

1

14. Что изменилось?

1. Развивать внимание.

2. Учить переключать свое внимание  с одной группы предметов на другую.

1

15. Живая неделя

1. Развивать внимание, логическое мышление.

2.Уточнить представления детей о днях недели.

1

16. Новый год у сказочных героев

1. Развивать память, логику

2. Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество.

Январь

1

17. Запомни картинки

1. Учить выполнять правила игры.

2. Развивать память.

1

18. Повторяй друг за другом

1.Развивать память.

2. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия.

1

19. Расставь мебель

1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом.

2. Развивать мышление и внимание.

1

20. Лабиринты

1.Развивать мышление.

2. Учить ориентироваться на листке бумаги, находить верное решение.

Февраль

1

21. Путешествие Точки

1.Учить работать с планом. Уметь анализировать величину предмета.

2. Развивать мышление.

3. Знакомить с ломаной, многоугольником

1

22. Найди игрушку

1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план.

2. Развивать мышление и внимание.

1

23. Веселый лягушонок

1.Развивать внимание.

2. Учить пользоваться числовым отрезком, лучом.

1

24 Волшебная страна

1.Учить создавать карту (рисунок-схему), используя простейшее изображение.

2. Развивать воображение.

3. Учить использовать значок-обозначение

Март

1

25. Путешествие по железной дороге

1. Развивать память, внимание.

2. Формировать представление об угле.

1

26. Рисунок-постройка

1.Развивать пространственное мышление, воображение.

2. Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.

1

27. Говори наоборот

1.Учить подбирать слова с противоположным значением.

2. Развивать мышление и воображение.

1

28. Покажи одинаковые предметы

1.Учить выбирать предметы по заданному признаку.

2. Развивать внимание. Мышление.

Апрель

1

29. Измерение объема

1. .Формировать представления об объеме. Учить определять объем жидкости.

2. Развивать внимание, мышление.

1

30. Измерение массы тела

1. Формировать представления о понятии «тяжелее/легче». Познакомить с меркой.

2. Развивать  умение фантазировать, добавляя отдельные элементы.

1

31. Шкатулка со сказками

1. Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

2. Развивать фантазию и воображение ребенка.

1

32. Угадай, что получится»

1. Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

2. Развивать воображение и фантазию.

Май

1

33. Чье число больше?

1. Учить сравнивать количество предметов.

2. Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.

1

34. Решение логических задач

1. Учить анализировать, искать ключ к решению задачи.

2. Развивать внимание и мышление.

1

35. Поможем художнику

 1. Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

36. Повторение

 Закрепить полученные знания

Календарно – тематическое планирование для подготовительной группы

Кол-во часов

Тема занятий:

Целевые ориентиры

Сентябрь

1

1. Выложи сам

1.Учить анализировать форму предмета.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

2. Коврик для куклы

1.Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать внимание, мышление.

1

3. Магазин ковров

1.Учить находить изображение по описанию.

2. Развивать внимание, мышление.

1

4. Архитектор

1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту.

2. Развивать внимание, мышление.

Октябрь

1

5. Что такое длина, ширина, высота

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

2. Развивать мышление и восприятие.

1

6. Волшебная палитра

1. Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

7. Угадай что спрятано

1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.

2. Развивать восприятие внимание.

1

8. Угадай, как нас зовут

1.Учить точно, выполнять правила игры, умение выделять первый звук в слове.

2. Развивать слуховое внимание.

Ноябрь

1

9. Трудные виражи

1. Учить проводить непрерывную линию.

2. Развивать точность движений, мелкую моторику рук.

1

10. Пляшущие человечки

1. Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой.

2. Развивать внимание.

1

11. Где ошибся Буратино?

1. Учить точно, следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки.

2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

1

12. Пары картинок

1. Учить устанавливать смысловые  связи между предметами.

2. Развивать внимание, воображение.

Декабрь

1

13. Запишем сказку

1.Учить составлять сказку, опираясь на рисунок-схему.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

14. Водители

1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать мышление, внимание.

1

15. Собери пирамиду

1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой.

2. Развивать образное представление, внимание.

1

16. Что значат знаки?

1. Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы.

2. Развивать мышление, образное представление.

Январь

1

17. Говорящие рисунки

1.Учить придумывать и зарисовывать рисунки-схемы.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

18. Дома зверей

1.Учить соотносить предметы по размеру.

2. Развивать внимание, восприятие.

1

19. Бывает - не бывает

1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

20. Нарисуй и построй»

1Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому.

2. Развивать внимание, пространственное воображение.

Февраль

1

21. Что плавает, что тонет?

1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

1

22. Секреты

1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать логическое мышление, воображение.

1

23. Четвертый лишний

1.Продолжать учить классифицировать предметы, обосновывать свое решение.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

1

24. Чудесные превращения

1.Учить в деталях, видеть целое и уметь дорисовывать их.

2. Развивать творческое мышление, воображение.

Март

1

25. Волшебный лес

1. Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

26. Задом наперед

1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед».

2. Развивать логическое  мышление, воображение.

1

27. Поезд

1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение.

2. Развивать логическое мышление.

1

28.Изобретатель

1.Учить анализировать назначение предметов, создавать  предметы двойного назначения.

2. Развивать воображение, творческое мышление.

Апрель

1

29. Назови соседей

1.Учить называть предыдущее и последующее число.

2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

1

30. Угадай

1.Учить решать  задачи, определяя состав числа.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

1

31. Волшебник

1.Учить  определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук.

2. Развивать слуховое внимание.

1

32. Разноцветные цепочки»

1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша».

2. Развивать внимание,  логическое мышление.

Май

1

33. Найди ошибки

1.Учить сравнивать рисунок и схему.

2. Развивать воображение, наглядно-образное мышление.

1

34. Звезды в небе

1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным.

2. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.

1

35. Разные дома

1.Учить сравнивать рисунок и чертеж предмета.

2. Развивать внимание, наглядно- образное мышление.

1

36. Перевертыши

1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы.

2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

ІІІ. Содержание рабочей программы

1 год (старшая группа)

Составление квадрата из разных геометрических фигур. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление изображения из разных элементов. Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Моделирование предметов из плоскостных элементов. Составление различных форм из палочек по образцу. Сравнение предметов по величине. Выкладывание предметов в порядке убывания, возрастания. Конструирование постройки из деталей разного размера. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Подбор предметов по цвету и форме. Определение цвета и его оттенков. «Чтение» плана, нахождение предмета по плану. Создание рисунка-схемы, используя простейшие изображения. Сравнение и уравнивание предметов разными способами.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на определение массы и объема тела. Изучение отрезка, луча, ломаной, многоугольника; определение длины, измерение.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.

2 год (подготовительная к  школе группа)

Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине, по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10. Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры. Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных. Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов. Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

ІV. Учебно – методическое обеспечение рабочей программы

Методическое сопровождение

- консультация для родителей «Занимательная математика»,

-математические игры для дошкольников;

- наглядные изображения;

- видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизенера;
  • наборы разрезных картинок;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 1 до 10;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
  • мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • кубики, дер. конструктор;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • занимательные книги по математике;
  • задания из тетради для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы  цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • небольшие ножницы;
  • наборы цветной бумаги;
  • счетный материал;                                
  • наборы цифр;

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

V. Материально – техническое обеспечение рабочей программы

Помещение:   Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступном для детей месте.

Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.

Технические средства: мультимедийное оборудование.  

Организация работы кружка «Занимательная математика»

Работа кружка организована по запросам родителей.

Форма   проведения занятий:    игровая

Список используемой литературы

  1. Казинцева Е. А. , Померанцева И. В. Формирование математических представлений (в старшей группе: развиваем логику и мышление) – Волгоград , 2016
  2. Карпенко В. П. Занимательные задачки в стихах: старшая и подготовительная группы, Волгоград, 2006
  3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации, 5-7 лет Издательство: Ювента -  М., 2013
  4. Леонтьев В. Развиваем логическое  мышление, от 4 до 7лет - М, 2013
  5. Развиваем логику и мышление (мои первые уроки , 4-6 лет)- С-П, 2010
  6. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес (опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет),  - С- П, 2007
  7. Белошистая А. В. Занятия  по развитию математических способностей детей  (книга 2), М. - 2008
  8. Гаврина С. Е. , Н. Л. Кутявина Большой учебник для маленьких уч-в, М. -2006
  9. Арифметические задачи (5- 6 лет), Тверь- 2005
  10.  А.А. Смоленцева Дидактические игры с матем-ческим содержанием, М.–2003
  11. От рождения до школы: основная  программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва, 2010.
  12.  Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
  13. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера: игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, М. -  2006.  
  14. Т. И. Ерофеева, М.Ю. Стожарова Математические сказки, пособие для детей 5-6 лет, выпуск 2, М-2008.  
  15. Тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет «Логика», Беденко М. В., М-2015  
  16. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
  17. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении ФГОС ДО
  18. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.

Материал для развития  у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...

Программа кружка «Логика» по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста детского сада с использованием палочек Кюизенера.

Актуальность рабочей программы: наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффектив...

Мастер-класс на тему: « Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников».

Мастер-класс на тему: « Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников». Средняя группа...

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...

Презентация к методической разработке «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...