«Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре на тему

Малагонцева Олеся Александровна

Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и компетенции педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Задачи семинара:

  1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и компетенции педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
  2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

План проведения:

1 часть. Теоретическая.

2 часть. Практическая – коллективная деятельность.

  1. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.
  2. Составление памятки для родителей.
  3. Представление презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме формирования здорового образа жизни.
  4. Решение кроссворда на тему ЗОЖ.

1 часть. Теоретическая (презентация)

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Наше дошкольное учреждение, не исключение.

Для начала ответьте мне, на такой вопрос:

 - Какова цель и задачи дошкольных учреждений в области «Физического развития»? (ответы педагогов)

-Позвольте, обобщить вышесказанное вами.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

  1. Выработать у детей разумное отношение к своему организму.2.
  2. Привить необходимые санитарно – гигиенические навыки.
  3. Научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
  4. Укрепить здоровье дошкольников.

Проблеме формирования привычки к здоровому образу  жизни у детей дошкольного возраста и будет посвящен наш сегодняшний семинар.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

  • Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами.  
  • Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
  • Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;
  • В решении задач по формированию здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей;

Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:

  • развивать у детей дошкольного возраста  навыки личной гигиены. Данная работа должна организовываться, начиная со второй младшей группы и продолжать формироваться в течение всего времени посещения ребенка детского сада;
  • формировать у дошкольников элементарные представления: 
    о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.);
    о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
  • поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;
  • привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

2 часть

- Ответим на вопрос.

- Что входит в составляющие ЗОЖ дошкольника? (режим дня, закаливание, рациональное питание, занятие по физической культуре, прогулки, соблюдение личной гигиены, создания условий для полноценного сна)

Вам  представлена пирамида создания резервов здоровья.

Как вы, понимаете понятие режим дня?

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

- Что вы понимаете под составными частями представленной  пирамиды? (ответы педагогов).

Большая часть времени педагога отведено, к приобщению и соблюдению режима дня  воспитанников в ДОУ и семье.  Данная работа – неотъемлемая часть, при решении одной из задач годового плана – укрепления психофизического здоровья  на основе обеспечения эмоционального благополучия и приобщения дошкольников к ЗОЖ.

Помимо соблюдения режима дня и его составляющих, следует обратить внимание педагогов на здоровьесберегающие технологии, для оздоровления и сохранения здоровья воспитанников.

Сегодня  на нашем семинаре по ЗОЖ, хочу вам представить несколько здоровьясберегающей технологии – дыхательная гимнастика, самомассаж и зрительная гимнастика

Прошу выйти желающих на практическую работу по дыхательной гимнастике Стрельниковой.

 «Насос» надо сделать 12 раз – 8 вдохов, отдых после каждой «8» 4-5 сек. (При выполнении данного упражнения есть определенные ограничения, которые  описаны в основном комплексе).

На данные три упражнения необходимо около 10-20 минут. Такой урок повторяется дважды в день (утро, вечер). И вечером выполняя «Ладошки» делайте 8 вдохов движений.

Упражнение «обними плечи»

Упражнение Обними плечи

И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня  плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях

Упражнение «ушки»

Упражнение УшкиИ.п. – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.

Упражнение «шаги»

Упражнение Шаги1)  «Передний шаг».

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.

В норме: 8 раз – 8 вдохов.

Если рассмотренную технология применять в системе, то заболеваемость ОРЗ детей снизиться, это не просто мое утверждение, это годами проверенная система.

- Отлично справились девочки, для кого данная информация стала интересной, и вы хотите разобраться подробнее, для вас имеются консультации по данной методике, можете брать.

-  Второй вид здоровьесберегающей технологии – это зрительная гимнастика, прощу желающих выйти ко мне для ее освоения.

- Упражнения зрительной гимнастике, вы можете брать в соответствующей картотеке в спортивном зале, но для начала изучите консультационную информацию.

Можно в группах использовать тренажер Базанова, он больше подойдет для детей старшего дошкольного возраста, а вот стихотворные упражнения для глаз больше подходят для детей младшего дошкольного возраста.

Комплекс № 1. «Весёлая неделька»

Понедельник 
Всю неделю по — порядку, 
Глазки делают зарядку. 
В понедельник, как проснутся, 
Глазки солнцу улыбнутся, 
Вниз посмотрят на траву, 
И обратно в высоту. 
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 
Вторник 
Во вторник часики глаза, 
Водят взгляд туда – сюда, 
Ходят влево, ходят вправо 
Не устанут никогда. 
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 
Среда 
В среду в жмурки мы играем, 
Крепко глазки закрываем. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем глазки открывать. 
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем. 
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения). 
Четверг 
По четвергам мы смотрим вдаль, 
На это времени не жаль, 
Что вблизи и что вдали 
Глазки рассмотреть должны. 
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). 
Пятница 
В пятницу мы не зевали 
Глаза по кругу побежали. 
Остановка, и опять 
В другую сторону бежать. 
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). 
Суббота 
Хоть в субботу выходной, 
Мы не ленимся с тобой. 
Ищем взглядом уголки, 
Чтобы бегали зрачки. 
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). 
Воскресенье 
В воскресенье будем спать, 
А потом пойдём гулять, 
Чтобы глазки закалялись 
Нужно воздухом дышать. 
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). 

- Третий вид оздоровительной деятельности это приемы самомассажа, прошу трех человек пройти для освоения данной техники.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

 Итак, при рассмотрении «Игрового самомассажа», предлагаю поучаствовать, всем присутствующим педагогам.

Для выполнения первого упражнения, встанем друг за другом, по кругу

«Дождик»

Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше-                                        Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом!                                                           и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите-                                                Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-                                             Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше-                                        Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

«Утка и кот»

 Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

 

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет                                   Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою,                                             вниз.

А за ними кот идет,                                         Указательными пальцами растирать

Словно к водопою.                                     крылья носа.

У кота хитрющий вид,                                    Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает!                                       к вискам.

Не смотри ты на утят-                                    Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать!                                        пальцы, сделать «вилочку» и массировать

                                                                             точки  около уха.

«Гусь»

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

   Где ладошка?  Тут? Тут!                                            Показывают правую ладошку.

   На ладошке пруд? Пруд!                                  Гладят левой ладонью правую.

   Палец большой-                                                            Поочередно массируют

   Это гусь молодой,                                                         каждый палец.

   Указательный-поймал,

   Средний-гуся ощипал,

   Безымянный-суп варил,

   А мизинец-печь топил.

   Полетел гусь в рот,                                       Машут кистями, двумя ладонями,

   А оттуда в живот.                                     прикасаются ко рту, потом к животу

   Вот!                                                                          Вытягивают ладошки вперед.

- А теперь немного отдохнем физически и поработаем умственно, включим, так сказать наш интеллект

Замените предложение пословицей.

- Уважаемые коллеги, прошу вас встать в одну линию

- У вас на столах предложены выражение, смысл которого, вы должны осмыслить и перефразировать в пословицу о здоровье. Т.Е. соотнести выражения по смыслу.

– Береги здоровье  (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)

– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)

– Будь бодрым, занимайся физкультурой  (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)

– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)

– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)

– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)

– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)

– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).

Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка – «программа минимум».

Уважаемые коллеги наша творческая группа «Физическое  развитие» разработала для размешения в информационных уголках для родителей буклеты о ЗОЖ и памятку для родителей «Здоровье ребёнка»

(«программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни)

  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
  • мыть овощи и фрукты проточной водой;
  • мыть руки после еды, после посещения туалета;
  • ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки;
  • ежедневно совершать пешие прогулки;
  • уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
  • избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья;
  • заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе и др./;
  • следить за своей осанкой;
  • знать как правильно вести себя в общественных местах; /закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения/;
  • уважать друг друга. Чутко относиться к людям с ограниченными возможностями;
  • уметь контактировать с другими людьми.

Разместите для родителей  данную информацию.

- У нас не так часто используются ИКТ, при приобщении ребенка к основам ЗОЖ, дети получают все на практике, но дети должны понимать, зачем мы все это делаем. На самом деле, беседы организованные с использованием ИКТ наиболее эффективны. Поэтому на слайде для вас представлены темы, которые  можно использовать в беседах о ЗОЖ. Тематическая подборка презентаций с использованием ресурсов сети Интернет представлена для вас на слайде, можете брать себе на заметку и использовать в своей работе с детьми.

Презентации:

«Моё тело»,

 «Здоровье человека»,

«Секреты здоровья»,

«Советы Айболита»,

 «Здоровый образ жизни»,

 «Для чего нужен сон»,

 «Полезные продукты»,

 «Безопасность дома».

- И я обращаюсь к вам с просьбой в рамке самоконтроля инструктора по физической культуре провести опрос детей своей возрастной группы (средняя, старшая, подготовительная группа).

Средняя группа - «Какого человека можно называть здоровым человеком?».

Старшая группа - «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Подготовительная к школе группа - «Ты здоровый человек? Почему ты так считаешь?».

Анализ результатов опроса детей подведется в отчете по самоконтролю инструктора по физической культуре «Здоровьесбережение в детском саду».

- Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Решение кроссворда «Здоровье».

  1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
  2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
  3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
  4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
  5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
  6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
  7. Вид спорта (альпинизм).
  8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
  9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
  10. Спортивный инвентарь (коньки).
  11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
  12. Вид активного отдыха (туризм).
  13. Витаминный напиток (морс).
  14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645796/img1.gif

Средняя группа - «Какого человека можно называть здоровым человеком?».

Средняя группа - «Какого человека можно называть здоровым человеком?».

Старшая группа - «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Старшая группа - «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Старшая группа - «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Подготовительная к школе группа - «Ты здоровый человек? Почему ты так считаешь?».

Подготовительная к школе группа - «Ты здоровый человек? Почему ты так считаешь?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста» МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 42» Составитель: Малагонцева О.А и нструктор по физической культуре

Слайд 2

Назовите цель и задачи дошкольных учреждений в области «Физического развития»?

Слайд 3

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

Слайд 4

Выработать у детей разумное отношение к своему организму. Привить необходимые санитарно – гигиенические навыки. Научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Укрепить здоровье дошкольников. Задачи

Слайд 5

ребёнок – педагог – родитель

Слайд 6

Трудности Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами; Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ; Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе; В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей.

Слайд 7

От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Слайд 8

Что входит в составляющие ЗОЖ дошкольника?

Слайд 10

Дыхательная гимнастика

Слайд 11

Зрительная гимнастика

Слайд 12

Самомассаж

Слайд 13

– Береги здоровье… – Ешь лук… – Будь бодрым, занимайся физкультурой… – Умывайся, принимай душ каждый день… – Здоровье бесценно… – Здоровый все одолеет… – Здоровому всё по плечу… – Закаляйся с детства…

Слайд 14

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Здоровье ребёнка – «программа минимум». полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь; мыть овощи и фрукты проточной водой; мыть руки после еды, после посещения туалета; ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки; ежедневно совершать пешие прогулки; уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции; избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья; заботится о чистоте окружающей среды группе , участке, клумбе и др .; следить за своей осанкой; знать как правильно вести себя в общественных местах; закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения; уважать друг друга. Чутко относиться к людям с ограниченными возможностями; уметь контактировать с другими людьми.

Слайд 15

Презентации: «Моё тело», «Здоровье человека», «Секреты здоровья», «Советы Айболита», «Здоровый образ жизни», «Для чего нужен сон», «Полезные продукты», «Безопасность дома».

Слайд 16

Опрос Средняя группа - «Какого человека можно называть здоровым человеком?». Старшая группа - «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» Подготовительная к школе группа - «Ты здоровый человек?».

Слайд 17

Кроссворд «Здоровье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

"Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

«Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и компетенции педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья....

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

Сборник статей: Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование». Февраль 2020, часть 2....

Педсовет "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста". Выступление: "Представление о ЗОЖ у детей разных возрастов". (17.02.2022)

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по...

«Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно», Н. М. Амосов....