Главные вкладки

    Формирование привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием социально-культурных и национальных традиций в дополнительном образовании
    материал на тему

    Кошелева Анастасия Викторовна

    выступление на педагогическом совете

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    формирование привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом социально-культурных и национальных традиций в дополнительном образовании

        Дополнительное образование является актуальным направлением развития дошкольных учреждений города. Сегодня накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода. Постоянно обновляется содержание дополнительного образования, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

       В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, от 27.10.2011 № 2562 выделена основная задача - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.

       Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

       Наш детский сад № 121 оказывает детям дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основных образовательных программ с учетом потребности семей. Для них функционируют кружки и студии. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.2660 - 10, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не превышает допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

       Правила организации дополнительных образовательных услуг прописаны в Письме Министерства РФ от 18.06.2003 г. №28—02-484/16. Это «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», которых мы придерживаемся при составлении программ кружков дополнительного образования «Краеведение», «Мордовский (мокша) язык», фольклорный «Пайгоня».

       Содержание дополнительных образовательных программ выше перечисленных кружков направлено:

    · на создание условий для развития личности ребёнка;

    · развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

    · обучение эмоциональному благополучию;

    · приобщение к общечеловеческим ценностям, например через экспонаты в мини-музее.

    · профилактику асоциального поведения на примере художественной литературы.

    · создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры. Наряду с мордовской и русской культурой в нашем мини-музее можно увидеть татарский уголок.

    · интеллектуальное и духовное развитие личности;

    · укрепление психического и физического здоровья, на примере былин, пословиц, поговорок.

    · взаимодействие педагога с семьёй.

       Я являюсь руководителем кружка дополнительного образования «Краеведение». Краеведение является источником обогащения детей знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Для занятий кружка «Краеведение» в программное обеспечение входят: пособие М.Ю. Новицкой «Наследие», «Приобщение детей к истокам», где на первый план выдвигается развивающая функция образования.

       Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях являются:

    · фронтальная развивающая деятельность с подгруппой детей (в основе которой лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка), на которых происходит знакомство с городом Саранском – столицей Мордовии, с другими городами и населенными пунктами, расположенными на территории республики; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром), с реками, озерами, заповедниками.

    · Деятельность в форме инсценировки. Это инсценировки любимых мордовских сказок, народных праздников.

    · Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность является важным условием. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается, формируется его внимание, память, мышление. Поэтому в своей работе я использую такие формы, как прогулка – путешествия, пешие прогулки. Это экскурсии в филиал детской поликлиники №3, филиал №3 детской библиотеки, среднюю общеобразовательную школу, центр эстетического воспитания детей, детскую художественную школу № 2, магазин «Метромаркет», Храм Казанской иконы Божией матери и т.д. Также разработан цикл экскурсий по близлежащим к детскому саду улицам, на которых дети знакомятся не только с названиями улиц, но и их историей.

    · Следующая деятельность в форме игры. Это мордовские подвижные игры.

    · познавательно – досуговая деятельность: экскурсии, дидактические игры, развлечения. Нами используются такие виды работы, как экскурсии в Краеведческий музей имени И.Д. Воронина, Музей боевого и трудового подвига, дом – музей Ф.В. Сычкова, мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. В экскурсиях активно принимают участие и родители воспитанников. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке, позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

    · соревновательная: соревнования, спартакиады. Этому предшествуют экскурсии в Центр олимпийской подготовки РМ по спортивной ходьбе им В.М. Чегина, личные встречи со знаменитыми спортсменами. Наши воспитанники принимали участие в «Комплексной зарядке» 1 июня 2011 года, организатором которой был Центр олимпийской подготовки имени В.М. Чегина. Одними из первых семейные команды детского сада принимали участие в Городской спартакиаде «Вместе дружная семья», которая проходила в 2010 году в спорткомплексе «Мордовия».

    · контрольно-диагностическая: беседы, дискуссии, викторины;

    · научно-исследовательская: опыты, наблюдения, эксперименты. В нашем мини-музее представлены различные экспонаты, существует подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций, фотографий.

    · нетрадиционная: домашнее задание, моделирование. Большое значение в развитии познавательной активности ребенка – дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников, организуем фотовыставки, традиционные «Дни открытых дверей».

       Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяем приобщению его к красоте и добру. Формируем желание видеть неповторимость окружающей природы и культуры Мордовии, участвовать в их сохранении и приумножении. Развиваем все виды деятельности через самостоятельную познавательную и творческую работу. Наблюдаем появление и усиление интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья.

       Поэтому следует отметить, что дополнительное образование является неотъемлемой частью решения задач дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

    Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

    Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста при использовании тренажеров.

    Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста при использовании тренажеров....

    Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".

    «Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...

    Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ...

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ                   ДЕТ...

    Вариативный блок "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма....