Главные вкладки

    Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
    консультация (старшая группа) по теме

    Глущенко Валентина Васильевна

    «Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста»

    Л. С. Выготский

    Глобальный путь России – построение общества с устойчивым развитием. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы современные формы образования и воспитания включали формирование культуры здоровья.

    Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач нашей страны. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

    Целевыми ориентирами воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни являются: способность ребенка к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, умение соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, овладение начальными знаниями о себе и основными культурными способами деятельности.

    Сегодня обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей-школьников. Распространенность среди школьников вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания, пренебрежение здоровым стилем жизни)- свидетельствует об отсутствии знаний о культуре здоровья. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей около 90% школьников имеют отклонения физического и психического здоровья.

    Специалисты Управления Роспотребнадзора   провели мониторинг факторов, влияющих на состояние здоровья подростков, рейтинг болезней и пришли к выводу: в дошкольном и раннем школьном возрасте у детей не были развиты элементарные представления об организме человека, дети не приучены к правильному питанию, не знают приемов самооздоровления. В образовательных учреждениях отсутствует система выработки практических навыков конструирования такого здоровья, которое позволяет успешно справляться с нагрузками современной жизни.

    Поэтому для сохранения здоровья определяющей является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая учит человека постоянно укреплять жизненные силы на основе использования традиционных и нетрадиционных методов.

    «Человек должен с раннего детства приобретать практические навыки саморегуляции своего организма». Ш. А. Амонашвили.

    Актуальность данной темы определяется малой изученностью проблемы формирования культуры здоровья и наличием противоречий:

    -между необходимостью гармоничного развития личности ребенка с одной стороны и отсутствием эффективных программ, средств, методов формирования культуры здоровья в воспитательно - образовательном процессе с другой стороны;

    -между стремлением педагогов и родителей сохранить здоровье детей и отсутствием научно обоснованных средств и условий решения этой задачи;

    -между потребностью общества в здоровых, полноценных людях и отсутствием достойных социальных условий для обеспечения и сохранения здоровья.

    Основными проблемами, определяющими актуальность темы, являются следующие:

    Во-первых, у большинства населения господствует установка на укрепление психофизического здоровья лишь тогда, когда появляются проблемы со здоровьем. Такое отношение передается от старшего поколения младшему. Отсюда – отсутствие систематической заботы о здоровье.

    Во-вторых, отсутствует целостная система формирования культуры здоровья между учреждениями образования (цель-обучение, здравоохранения (цель-лечение) и семьей.

    В-третьих, многие взрослые и дети имеют определенную информацию о тех формах жизнедеятельности, которые разрушают здоровье, но в жизни эти знания не реализуют.

    Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

    Психологическая наука доказала, что развитие личности происходит в ее собственной деятельности. Отсюда главным условием для достижения целей развития ребенка является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

    Для достижения цели, а именно – формирования культуры здорового образа жизни, был разработан и апробирован комплекс игровых занятий познавательно-речевой направленности с включением игровых проблемных ситуаций по формированию культуры здоровья для детей 4-7 лет.

    Содержание данной инновационной технологии заключается в создании условий для игровых действий и введения игровых проблемных ситуаций в структуру непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Используя такую технологию, можно обучать детей самоанализу своих действий, тренировать в умении находить выход из создавшихся ситуаций, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, уверенности в себе, развивает интерес к двигательной активности.

    Новая технология позволяет детям передвигаться в пространстве группы, решая предлагаемые задачи, оберегает от гиподинамии, дает возможность каждому ребенку активно участвовать в деятельности, получать результат самостоятельно или с помощью взрослого и сверстников, поддерживает позитивный эмоциональный настрой. От этого у детей появляется внутренняя удовлетворенность, мотив и желание познавать.

    Формирование культуры здорового образа жизни охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Как и любая деятельность, систематическая работа по формированию культуры здорового образа жизни детей, должна достичь определенного результата (целевой ориентир ФГОС), а именно:

    -Дети имеют элементарные знания о человеческом организме.

    -Дети приобрели простейшие практические навыки сохранения своего здоровья.

    -Дети приобщены к оздоровительной деятельности (сон, питание, эмоции, игры).

    -У детей воспитаны мотивационно-ценностные ориентации.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

    Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста

    «То, что упущено в детстве, никогда не возместитьв годы юности и тем более в зрелом возрасте».В.А.СухомлинскийДошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к...

    Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

    Здоровье и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста

    Основной задачей дошкольного учреждения является задача сохранения, укрепления и формирования здоровья. Воспитать здорового ребёнка - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый об...

    Обеспечение здоровья и здорового образа жизни детям дошкольного возраста в МАДОУ «Золушка»

        Одними из приоритетных направлений работы ДОО  является здоровьесбережение и физическое развитие дошкольников. Строится эта работа на основе Основной общеобразовательной...