ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Осетрина Марина Николаевна

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ

 С ОДАРЕННЫМИ  ДЕТЬМИ

 СТАРШЕЙ И

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ

 (плавание) 

НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план одаренности50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №1 БЭЛЭКЭЧ»

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ

 С ОДАРЕННЫМИ  ДЕТЬМИ

 СТАРШЕЙ И

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ

 (плавание)  

НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Подготовила:

Инструктор по плаванию

Муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

«Центр развития ребенка

Детский сад №1 Бэлэкэч»

Осетрина Марина Николаевна

г. Альметьевск, 2017год

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • конкурсы; игры; эстафеты;
  • участие в олимпиадах; презентации;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследования динамики развития

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями.                                                                                                     

        Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.                                                 

     В большинстве своем образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях строился без учета индивидуальности ребенка.                                                                                                                       Сейчас, в условиях введения ФГОС ДО,  создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.                      

    

 

Перспективный план по работе с одаренными детьми

Физическое развитие (плавание)

Цель – совершенствование двигательной деятельности на основе формирования потребности в движении. Помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, природные способности.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Сентябрь

5 года жизни

Физкультура

«Диагностическое»

Выявить возможности детей в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, метании, лазании.

Плавание

«Диагностическое»

Выявить плавательные способности: передвижение в воде, вдох и выдох в воду,

погружение в воду с головой на задержку дыхания.

6 года жизни

Физкультура

«Диагностическое»

Выявить возможности детей в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, метании, лазании.

Плавание

«Диагностическое»

Выявить плавательные способности: вдох и выдох в воду, погружение в воду с головой на задержку дыхания, скольжение на груди и на спине с доской, всплывание и лежание на воде.

7 года жизни

Физкультура

«Диагностическое»

Выявить возможности детей в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, метании, лазании.

Плавание

«Диагностическое»

Выявить плавательные способности: вдох и выдох в воду, погружение в воду с головой на задержку. дыхания, скольжение на груди и на спине, всплывание и лежание на воде, произвольное плавание.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Октябрь

5 год жизни

Физкультура

«Прогулка в осенний лес»

Закреплять в ходьбе по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики.

Упражнять в прыжках на 2-х ногах, энергично отталкиваясь от пола.

Упражнять в подлезании под шнур, с мячом в руках не касаясь руками пола.

Воспитывать внимательность при выполнении двигательной деятельности.

Плавание

«Волшебные пузыри»

Закреплять умения различных видов передвижений в воде по дну бассейна разными способами.

Формировать навыки  вдохов и выдохов в воду и на задержку дыхания.

Развивать ориентировку в воде и самостоятельность действий.  

Способствовать привитию навыков личной гигиены.

6 год жизни

Физкультура

«Экскурсия в осенний лес»

Закреплять умения лазать по лестнице с усложнением

Закреплять умения подбрасывать мяч вверх, бросать об пол с хлопком и ловить его.

Упражнять в ходьбе по шнуру приставляя пятку к носку, сохраняя правильную осанку.

Воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений.

Плавание

«Вода – мой лучший друг»

Совершенствовать различные виды передвижений в воде.

Закреплять навыки  вдоха и выдоха в воду.

Продолжать формировать навыки погружения в воду на задержку дыхания и открывания глаз.

Формировать навыки самостоятельного лежания и всплывания в воде на груди.

Способствовать привитию навыков личной гигиены.

7 год жизни

Физкультура

«Физическая тренировка»

Формировать умения выполнять прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед.

Упражнять в перебрасывании мяча через сетку орт груди.

Сохранять устойчивое равновесие в ходьбе на повышенной площади опоры с выполнением сложно-координированных упражнений.

Способствовать развитию ловкости, прыгучести.

Воспитывать смелость, решительность.

Плавание

«Учимся лежать на воде»

Совершенствовать различные виды передвижений в воде.

Совершенствовать навыки вдохов и выдохов вдоху и выдоху в воду.

Закреплять навыки самостоятельного лежания и всплывания на воде и открывания глаз.

Способствовать привитию навыков личной гигиены.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Ноябрь

5 год жизни

Физкультура

«Пожарные на учениях»

Закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной площади

опоры (с мешочком на голове).

Упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками

Упражнять в ползании на животе по скамейке.

Воспитывать стремление выполнять упражнение.

Развивать скоростные силовые качества, ловкость.

Плавание

«Волшебные превращения»

Закреплять умения различных видов передвижений в воде по дну бассейна разными способами.

Закрепить навыки вдохов и выдохов в воду и на задержку дыхания.

Формировать способности самостоятельного лежания на груди.

Способствовать гармоническому развитию тела.

6 год жизни

Физкультура

«Путешествие по городу»

Формировать умение лазать по лестнице. разноименным способом.

Упражнять в прыжках через предметы с усложнением, добиваясь ритмичности и легкости выполнения.

Формировать умение отбивать мяч одной рукой.

Развивать равновесие и легкость, способствовать тренировке вестибулярного аппарата.

Плавание

«Морские учения»

Совершенствовать различные виды передвижений в воде.

Закреплять навыки  вдоха и выдоха в воду.

Продолжать закреплять навыки погружения в воду на задержку дыхания и открывания глаз.

Формировать навыки самостоятельного лежания и всплывания в воде на груди.

Способствовать гармоническому развитию тела.

7 год жизни

Физкультура

«Лесная прогулка»

Закрепить умение отбивать мяч об пол поочередно правой (левой) рукой.

Развивать скоростно-силовые качества в прыжках вверх из глубокого приседа с целью достать предмет.

Упражнять в ползании по скамейке на спине.

Воспитывать внимательность и собранность при

выполнении задания.

Плавание

«Быстрые стрелы»

Совершенствовать навыки вдохов и выдохов  в воду.

Формировать способности движения ногами по типу кроля на суше и в воде.

Формировать навыки скольжения на груди и на спине.

Закреплять навыки самостоятельного лежания и всплывания на воде.

Способствовать гармоническому развитию тела.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Декабрь

5 год жизни

Физкультура

«Путешествие в зоопарк»

Упражнять в мягком приземлении при спрыгивании.

Закреплять умение перебрасывать мяч друг другу 2-мя руками снизу.

Упражнять в умении подлезать под препятствием боком.

Развивать имитационные способности.

Плавание

«Морские фигуры»

Продолжать закреплять навыки вдохов и выдохов в воду и на задержку дыхания.

Формировать способности самостоятельного лежания на груди.

Формировать навыки скольжения на груди с доской в руках.

Способствовать развитию гибкости и формированию правильной осанки.

6 год жизни

Физкультура

«Мы – туристы»

Упражнять в лазании по стенке одноименным способом.

Закреплять умение перебрасывать мяч любым способом и ловить его.

Упражнять в прыжках с высоты в обозначенное место.

Воспитывать смелость и решительность.

Плавание

«Водолазы»

Продолжать совершенствовать навыки погружения в воду на задержку дыхания и открывания глаз.

Формировать навыки самостоятельного лежания и всплывания в воде на груди.

Совершенствовать различные виды передвижений в воде.

Способствовать развитию гибкости и формированию правильной осанки.

7 год жизни

Физкультура

«Цирковое представление»

Совершенствовать владение мячом при ведении его в движении.

Закрепить умение в метании вдаль правой и левой рукой.

Закрепить умение в ходьбе по канату с мешочком на голове.

Развивать ловкость, способствовать тренировке выносливости.

Плавание

«Морское путешествие»

Совершенствовать навыки самостоятельного лежания и всплывания на воде на груди и на спине.

Продолжать формировать способности скольжения на груди и на спине с работой ног кролем.

Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем.

Способствовать развитию гибкости и формированию правильной осанки.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Январь

5 год жизни

Физкультура

«Зимние забавы»

Формировать навык ходьбы и бега с преодолением препятствий.

Закрепить умение ходить по наклонной доске.

Совершенствовать умения владеть мячом.

Продолжать закреплять умение прыгать в длину с места.

Развивать ловкость, координацию движения, глазомер.

Плавание

«Тренировка»

Совершенствовать навыки вдохов и выдохов в воду и на задержку дыхания.

Продолжать формировать навыки скольжения на

груди с опорой.

Упражнять во всплывании и лежании на груди с подвижной и неподвижной опорой.

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений.

6 год жизни

Физкультура

«Забавы зимушки-зимы»

Совершенствовать навык ловли и броска мяча.

Развивать равновесие в ходьбе по наклонной поверхности с дополнительным заданием.

Закреплять технику выполнения прыжка с места.

Воспитывать умение выполнять упражнение эстетично.

Плавание

«Мы любим плавать»

Формировать навыки самостоятельного лежания и всплывания в воде на спине.

Формировать навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем.

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений.

7 год жизни

Физкультура

«Веселый стадион»

Формировать умение владеть футбольными приемами

Совершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места.

Закрепить умение выполнять броски в цель из разных исходных положений.

Развивать точность движения и глазомер.

Воспитывать смелость.

Плавание

«Лодочки плывут»

Формировать координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем  на груди.

Закреплять навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем.

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Февраль

5 год жизни

Физкультура

«В гости к красной шапочке»

Упражнять в ползании на средних и низких четвереньках по наклонной доске.

Упражнять детей в метании в горизонтальную цель правой и левой рукой.

Закреплять умение в ходьбе по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

Воспитывать смелость и внимательность.

Развивать глазомер.

Плавание

«Стрелы плывут»

Совершенствовать навыки вдохов и выдохов в воду и на задержку дыхания.

Формировать навыки скольжения на груди с опорой.

Упражнять во всплывании и лежании на спине с подвижной и неподвижной опорой.

Развивать двигательные качества: ловкость, координация, точность движений.

Воспитывать положительные морально – волевые качества.

6 год жизни

Физкультура

«Пожарные на учениях»

Закреплять навык  метания в горизонтальную цель, добиваясь меткого выполнения.

Совершенствовать технику выполнения прыжка в длину с места.

Формировать умение ходить перекатом с пятки на носок.

Воспитывать ответственность за свои действия.

Плавание

«Звездочки»

Закреплять навыки самостоятельного лежания и всплывания в воде на спине.

Закреплять навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем.

Развивать двигательные качества: ловкость, координация, точность движений.

Воспитывать положительные морально – волевые качества.

7 год жизни

Физкультура

«Зимние забавы»

Формировать умение прыгать через короткую скакалку разными способами.

Совершенствовать умение метать в горизонтальную  и вертикальную цель.

Совершенствовать умение сохранять равновесие на ограниченной площади опоры с усложнением.

Воспитывать внимательность.

Плавание

«Веселые ребята»

Совершенствовать различные виды передвижения в воде и ориентирование под водой.

Закреплять координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем  на груди.

Продолжать закреплять навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем.

Развивать двигательные качества: ловкость, координация, точность движений.

Воспитывать положительные морально – волевые качества.

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Март

5 год жизни

Физкультура

«Автомобилисты»

Упражнять в лазании по гимнастической лестнице удобным способом.

Закреплять умение детей метать в горизонтальную цель одной рукой.

Упражнять  в перешагивании через предметы

Способствовать тренировке выносливости.

Воспитывать интерес к занятиям физкультурой.

Развивать глазомер.

Плавание

«Моторчики»

Поощрять попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и выполнения дыхания.

Закреплять навыки скольжения на груди с опорой.

Продолжать закреплять навыки всплывания и лежания на спине с подвижной и неподвижной опорой.

Развивать двигательные качества: ловкость, координация, точность движений.

Воспитывать самостоятельность, смелость, уверенность в желании активно выполнять задания.

6 год жизни

Физкультура

«Циркачи»

Упражнять в ходьбе с мешочком на голове.

Совершенствовать умение лазать по гимнастической лестнице.

Закреплять умение метать в вертикальную цель, добиваясь меткого выполнения.

Развивать координацию движений, силу и меткость.

Воспитывать внимательность и собранность.

Плавание

«Лодочки плывут»

Закреплять навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Закреплять навыки  скольжения на груди с работой ног кролем.

Формировать навыки движения рук как при плавании кролем на суше  и в воде, стоя на месте, с продвижением вперед мелкими шагами.

Развивать двигательные качества: ловкость, координация, точность движений.

Воспитывать самостоятельность, смелость, уверенность в желании активно выполнять задания.

7 год жизни

Физкультура

«Мы юные циркачи»

Формировать умение отбивать волан бадминтонной ракеткой правой рукой.

Закрепить умение в прыжках через короткую скакалку.

Способствовать развитию ловкости и координации в лазании по лестнице.

Развивать скоростные качества.

Воспитывать решительность.

Плавание

«Морские учения»

Совершенствовать различные виды передвижения в воде и ориентирование под водой.

Закреплять координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем  на груди.

Продолжать закреплять навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем.

Развивать двигательные качества: ловкость, координация, точность движений.

Воспитывать самостоятельность, смелость, уверенность в желании активно выполнять задания.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Апрель

5 год жизни

Физкультура

«Веселые туристы»

Закрепить умение прыгать на одной ноге.

Упражнять в метании в вертикальную цель.

Закрепить навыки лазания по гимнастической лестнице.

Развивать умения в ходьбе и беге со сменой ведущего, координацию движений.

Воспитывать собранность и внимательность при выполнении заданий.

Развивать глазомер.

Плавание

«Морские обитатели»

Поощрять попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и выполнение дыхания.

Совершенствовать навыки скольжения на груди с помощью движений ног.

Закреплять навыки всплывания и лежания на спине.

Продолжать развивать культурно – гигиенические навыки.

Вызвать чувство радости и удовлетворения от движений в воде.

6 год жизни

Физкультура

«Мы – космонавты»

Упражнять в прыжках вверх с касанием  предмета, подбирая разбег.

Закреплять навык лазания по гимнастической стенке одноименным способом.

Закреплять навык метания на дальность.

Развивать силу мышц рук и выносливость.

Воспитывать у детей способность оценивать свои действия и движения товарищей.

Плавание

«Ручейки»

Продолжать закреплять навыки  скольжения на груди с работой ног кролем, в сочетании вдоха и выдоха в воду.

Поощрять попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и дыхания.

Закреплять навыки движения рук как при плавании кролем на суше  и в воде, стоя на месте, с продвижением вперед мелкими шагами.

Вызвать чувство радости и удовлетворения от движений в воде.

7 год жизни

Физкультура

«Полет в космос»

Формировать умение выполнять прыжок в высоту с разбега.

Закрепить умение отбивать волан бадминтонной ракеткой правой рукой.

Совершенствовать умение в лазании по гимнастической лестнице.

Воспитывать собранность и внимательность на занятии физкультурой.

Плавание

«В дружбе со спортом»

Формировать навыки облегченных способов плавания на груди и на спине без опоры в сочетании с движениями рук и дыханием (по типу кроля).

Продолжать закреплять навыки скольжения на груди и на спине с сочетанием вдоха и выдоха в воду.

Совершенствовать навыки всплывания и лежания на груди и на спине.

Вызвать чувство радости и удовлетворения от движений в воде.

Месяц

Возраст группы детей

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Участники

Май

5 год жизни

Физкультура

«На солнечной полянке»

Формировать представление о равнении по ориентиру и выполнять команду: «Равняйсь!», «Смирно!»

Упражнять в прыжках в высоту с места.

Упражнять в метании правой и левой рукой на дальность.

Закреплять умения лазать по лестнице в усложненных условиях.

Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер.

Плавание

«Мы дельфины»

Поощрять попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и выполнение дыхания.

Продолжать совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине с помощью движений ног.

Совершенствовать навыки всплывания и лежания на спине.

Воспитывать самостоятельность, смелость, активность, уверенность.

6 год жизни

Физкультура

«Олимпийские звезды»

Совершенствовать умение в ходьбе по гимнастической скамейке с мешочком на голове

Закреплять в прыжках вверх с касанием  предмета, подбирая разбег.

Закреплять навык лазания по гимнастической стенке одноименным способом.

Совершенствовать навык метания на дальность.

Способствовать тренировке выносливости.

Плавание

«Скользим как рыбы»

Совершенствовать навыки  скольжения на груди и на спине с работой ног кролем, в сочетании вдоха и выдоха в воду.

Поощрять попытки плавать на груди, правильно сочетая движения ног и дыхания.

Приучать детей стремиться проплывать все большее расстояние.

Продолжать закреплять навыки движения рук как при плавании кролем на суше  и в воде, стоя на месте, с продвижением вперед мелкими шагами.

Воспитывать самостоятельность, смелость, активность, уверенность.

7 год жизни

Физкультура

«Олимпийские звезды»

Совершенствовать умение сохранять равновесие в ходьбе на повышенной и ограниченной площади опоры.

Совершенствовать умение выполнять прыжок в высоту с разбега.

Совершенствовать умение отбивать волан бадминтонной ракеткой правой рукой.

Развивать координацию движений, укреплять мышцы ног и рук.

Воспитывать собранность, внимательность  и дисциплину.

Плавание

«Торпеды»

Закреплять навыки облегченных способов плавания на груди и на спине без опоры в сочетании с движениями рук и дыханием (по типу кроля).

Совершенствовать навыки скольжения на груди

и на спине, согласовывая с дыханием.

Совершенствовать навыки всплывания и лежания на воде.

Воспитывать самостоятельность, смелость, активность, уверенность.

Воспитать желание у ребенка продолжить обучение в спортивной секции.

Вывод.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

  Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятия, виды, проблемя. М., 2005г.

2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

3.Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для Вузов. М., 2004.

4.Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС-6-7). Методическое руководство. М., 1994.

5. Савенков А. и. Психология детской одаренности. М., 2010.

6. Холодная М. А. Принципы и методы выявления одаренных детей// Одаренность: рабочая концепция. М., 2010.