Физкультура и фольклор
консультация по физкультуре на тему

Исмаилова Екатерина Вячеславовна

Физкультура и фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura_i_folklor.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультура и фольклор

   Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Подвижные игры успешно служат решению многих задач всестороннего развития детей: с их помощью они непринужденно и свободно овладевают новыми, более сложными видами движений, становятся более ловкими, сообразительными.

   Главное их назначение на занятиях физкультурой – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального подъема детей, применяя максимальную нагрузку. Необходимость соблюдения правил помогает развитию мысленных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно. Подвижные игры развивают дух соревнования и готовят к проведению спортивных игр.

   Детский фольклор – органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область устного поэтического творчества. Этим понятием принято обозначать две группы произведений:

1) созданные взрослыми и адресованные детям (так называемая поэзия пестования – колыбельные песни, потешки, прибаутки);
2) созданные самими детьми и бытующие в их среде – считалки, жеребьевки и др.

   Специфика, отличительные особенности детского фольклора определяются многими обстоятельствами, и прежде всего особенностями детской психологии, детского мировосприятия, взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Это проявляется в закономерностях художественного мышления – «поэтики детского возраста», как определил ее Корней Чуковский; в жанровом составе, который, за редкими исключениями, отличается от «взрослого фольклора»; в характере функционирования. Следует также иметь в виду, что детский фольклор не знает угасания и деградации, хотя отдельные его жанры уходят из детского быта, а другие сменяют их.

   Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, чтобы играть и, играя, творить жизнь. Это уникальное средоточие развивающейся духовной жизни ребенка с его неуемной фантазией, изначально присущей внутренней свободой, потребностью изменять мир силой своего воображения. Детский фольклор – это неповторимый, оригинальный компонент детства, многоязычный и многонациональный.

   Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Нормальные дети не живут без игры. Та особенность детства, что, по словам Л. Толстого, состоит в «силе веры», – это способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевленное. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолетом, конем и т.д. У каждого ребенка – своя воспроизводящая фантазия, которая творит игру. Но она есть непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим, разыгрывающихся по традиционному сценарию, в определенной последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод). Заключая в себе огромные эстетические свойства, формируя художественный вкус, они вместе с тем приучают детей к дисциплине, организованности, потому что все в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих.

   В учебной работе возможны фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные. В физкультурно-оздоровительной работе это утренняя и оздоровительная гимнастика в фольклорном стиле, ритмическая гимнастика в русском народном стиле, физкультминутки на основе фольклора, русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы; в активном отдыхе – физкультурный досуг, спортивные и фольклорные праздники.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует соблюдения определенных условий:

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные подвижные игры. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений.

3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.

4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотно использовать фольклорный материал.

   Дети активно работают на физкультурных занятиях прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

   Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи.

   Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок очень нравятся детям.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок.

   В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др.).

   Часто проводят музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий, а также различных предметов (платочки, ленты, косички, веревочки, колокольчики, камушки, листочки, цветы, веточки) или без них. При этом применяются всевозможные построения и перестроения детей: шеренга, колонна, цепочка, круг, змейка, противоход, спираль, дуга, диагональ, движения в парах, тройках, врассыпную и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физкультуре. Кечкенәләр төркемендә физкультура шөгыле

Балтач районыНөнәгәр авылы “Тамчы” балалар бакчасы            2 нче кечкенәләр төркемендә физкультура шөгылеТема: “Кышкы урманга ...

Конспект занятия по физкультуре в младшей группе "Куклы любят физкультуру"

Конспект занятия разработан для младшего дошкольного возраст. Включает в себя современные технологии развития детей. Способствует активному физическому и эмоциональному развитию....

Открытое занятие по физкультуре «Куклы хотят заниматься физкультурой»

Открытое занятие по физкультуре в младшей группе."Куклы хотят заниматься физкультурой"По просьбе некоторых родителей фото выставлять не буду (родители против) .Цель: побуждать детей к поиску действия,...

Занятие по физкультуре в средней группе "Физкультурой заниматься нам не лень, с ней мы дружим каждый день".

воспитывать привычку здорового образа жизни;учить заботиться о своем здоровье;совершенствовать умения ходить мелким и широким шагом, бегать «змейкой» между предметами, поставленными в ряд;укреплять мы...

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

Физкультурный досуг "Физкультура нам нужна, физкультура нам важна"

Физкультурный досуг "Физкультура нам нужна, физкультура нам важна"...