Особенности подвижных игр как средства развития физических качеств у детей с ТНР
консультация по физкультуре на тему

Сивкова Елена Юрьевна

В настоящее время реализация инклюзивного подхода и создание особых условий в воспитании и обучении детей с ОВЗ является одной из важных задач. В дошкольных учреждениях дети с ОВЗ включаются как в общеразвивающие группы, так и в группы компенсирующей направленности. Нахождение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Но способность включиться в работу зависит не только от возможностей самих детей, но и от наличия в учреждении условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Для полноценной инклюзии необходима особая организация взаимодействия воспитанников, а так же образовательные условия для детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podvizhnyh_igr_tnr.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подвижных игр как средства развития физических качеств у детей с ТНР

Выполнила:

Пареева Е.Ю инструктор

по физической культуре

МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»

2018г.

В настоящее время реализация инклюзивного подхода и создание особых условий в воспитании и обучении детей с ОВЗ является одной из важных задач. В дошкольных учреждениях дети с ОВЗ включаются как в общеразвивающие группы, так и в группы компенсирующей направленности. Нахождение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Но способность включиться в работу зависит не только от возможностей самих детей, но и от наличия в учреждении условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Для полноценной инклюзии необходима особая организация взаимодействия воспитанников, а так же образовательные условия для детей с ОВЗ.

Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а так же оставляют след на его поведении и деятельности. Во время работы с детьми с ТНР инструкторы по физической культуре сталкиваются с проблемами, которые обусловлены повышенной эмоциональной возбудимостью детей с нарушениями речи, истощенной нервной системой, неустойчивым вниманием, быстрым утомлением и частой сменой настроения, капризностью. Так же у воспитанников с ТНР имеются нарушения в развитии двигательной сферы. Так, например, можно наблюдать малую двигательную активность у таких детей, что ведет к стеснению, смущению, закомплексованности в связи с индивидуальными особенностями организма. У таких детей часто плохая координация движений, снижена скорость, ловкости, имеются трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Также слабо развита мелкая моторика. Коррекция нарушений происходит за счет использования комплексного подхода, где важный элемент- это двигательная деятельность. Ведь всем известно, что чем лучше развиты физические качества, тем лучше развивается речь.

Основными задачами двигательной деятельности являются профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естествeнных движений, развитие физических качеств, укрепление мышечного корсета. Специфика проведения двигательной деятельности у детей с ТНР заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического и психического здоровья, но и на речевую коррекцию.

Подвижная игра с ее явным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. В играх дети могут полностью раскрепоститься и показать наилучшие результаты в освоении физических умений и навыков. Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок». Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, лентами, со скакалками). Эти игры позволяют отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, прыжки, бег, ребенок отрабатывает умение целенаправленно катать мяч, ловить его и выполнять броски. Сначала используется большой мяч, затем маленький), и постепенно мы готовим ребенка к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Подвижные игры помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. В свободной и эмоциональной форме они способствуют закреплению навыков, полученные детьми в результате занятий по развитию движений. Они помогают также развить чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Так же в игре сочетаются разнообразные виды движений, что способствует разностороннему развитию функций организма. Именно поэтому важное средство физического воспитания- игры с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность, а так же должны быть эмоционально насыщенны. При работе с детьми с речевыми нарушениями важно, чтоб игры сочетались с коррекционно-педагогической работой и являлись дополнительным коррекционным средством.

Но вместе с явным влиянием на физическое развитие, подвижные игры помогают успешному формированию речи. При выборе игры необходимо учитывать лексическую тему, которую дошкольники изучают на коррекционных занятиях. Подвижные игры, которые соединены с дидактическими задачами развивают не только физические качества, но и речь, следовательно важно проводить игры со словесным сопровождением, в которых ребенок увлекается игровым моментом и не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью. Как пример игр со словесным сопровождением можно рассмотреть такую игру как мышеловка, в которой происходит развитие не только физических качеств, но и проговаривание слов. В работе применяются не только игры со словами, но и игры на внимание и координацию движений, такие как: «Слушай хлопки», «У кого больше», «Змейка», «Ров и река» и др.. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и.т.д. Ведь зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук доказана научно.  Так же инструктору важно подобрать игры, содержание которых соответствует уровню развития и подготовленности играющих, которые доступны и интересны для детей. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы не только двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно, но и речевые задания соответствовали данной группе детей.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- Участие детей в подвижных играх стимулирует мотивацию к повышению уровня физического развития

- Подвижные игры повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи.

- Во время игр осваивается такое понятие, как интонация речи.

- Использование игр со словесным сопровождением побуждают детей проговаривать текст и тем самым помогают развивать речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средства развития физических качеств у детей дошкольного вораста

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развив...

статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "

     Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...

"Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей 5-6 лет"

Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста.В пед...