Игры с речевым сопровождением для детей с ОВЗ
материал по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Игры способствуют совершенствованию техники ходьбы, развитию ловкости, вниманию, согласовонности речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_rechevym_soprovozhdeniem_dlya_detey_s_ovz.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ

Цель игр: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова и движения

Подвижная игра "Кто скорей возьмет грибок"

Ход игры:

На полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча 4 гриба. Вокруг каждого обруча стоит по 5 детей. Дети идут по кругу и произносят слова:

                                                 Мы идем, идем, идем,

                                                 Мы грибы сейчас найдем.

Под листочком, под травинкой,

                                                  На пенечке, под осинкой

Затем дети останавливаются и продолжают, хлопая в ладоши:

                                                 Вот и гриб, не зевай,

                                                 И быстрей его хватай.

По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга.

"Поймай грибок"

В игре участвуют 2 команды: "грибов" (3-4 чел) и "грибников" (3-4 пары, 6-8 человек). На полу шнуром или мелом обозначаются 2 круга (в центре круг малого диаметра (2-3 м) и внешний круг большого размера – лес, где растут грибы. "Грибы" встают во внешний круг, а "грибники" парами в центр. Все дети приседают на корточки , выполняют движения и произносят слова:

Меж еловых, мягких лап

Дождик кап, кап. кап! Щелкают пальцами обеих рук.

Где сучок давно засох,

Серый мох, серый мох! Трут ладошки друг о друга.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, вырос гриб! Медленно поднимаются.

Воспитатель спрашивает: - Кто нашел его, друзья?

Дети: - Это я! Я! Я!

После последних слов по сигналу педагога "грибы" разбегаются.

"Грибники" парами ловят "грибы" и отводят их в свой круг.

Игра повторяется 2 -3 раза.

"Домашние птицы"

Дети встают в круг. Выбирается водящий – КОТ, который отходит в сторону и ждет своего выхода.

Наши уточки с утра –

Кря – кря –кря! Кря – кря –кря! Дети идут по кругу вперевалочку,

подражая походке уток.

Наши гуси у пруда –

Га – га – га! Га – га –га! Идут, вытянув шеи вперед и

отставив руки "крылья" назад.

Наши курочки в окно –

Ко –ко –ко! Ко - ко – ко! Останавливаются, встают лицом в круг,

хлопают руками по бокам.

А как выйдет Васька – кот,

Лапкой мордочку утрет , Выходит в круг кот, имитирует

движения кошки, когда она умывается.

Разбегайся кто куда,

А то птичек ждет беда! Дети разбегаются по залу врассыпную,

а кот их ловит.

"Назови зверя"

Дети становятся в круг, ведущий ходит внутри круга.

Все говорят слова:

Мы по лесу все идем

И зверюшек узнаем.

      Ну, скорее, раз, два, три:

Быстро зверя назови.

По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любого лесного зверя. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.

Русская народная игра "Заря"

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Один из играющих – "Заря", ходит сзади с лентой и говорит:

 Заря – заряница, красная девица,

   По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

      Кольца обвитые – "За водой пошла"

(Дети могут повторять слова вслед за "Зарей")

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, сам становится зарей.

"Мышеловка"

Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки, Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда бóльшая часть детей будет поймана, дети меняются ролями – игра возобновляется. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

"Мы, веселые ребята"

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. дети перебегают на другую. износят:

ыбраелиниями, находится ловишка. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 – 3 пробежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Указания. Если после 2 – 3 пробежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.

"Карусель"

Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произносимым вслух текстом:

                                               Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

     А потом кру-гом, кру-гом,

  Все бегом, бегом, бегом.

Во время бега воспитатель приговаривает: "По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли". После того как дети пробегут по кругу 2 – 3 раза воспитатель подает сигнал к изменению направления движения, говоря: "Поворот". Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз, два, раз, два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется. При словах "Вот и кончилась игра" дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, воспитатель подает сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому играющие снова становятся в круг, берутся за шнур, т .е. занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3 – 4 раза.

Указания. Воспитатель может дать детям указание по условным сигналам быстро становиться в круг при повторениях игры. Игрок, не успевший занять место до третьего сигнала, не принимает участия в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки.

"Гуси – лебеди"

На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место – луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

Пастух. Есть хотите? Гуси. Да, да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Вначале роль волка исполняет воспитатель.

"Затейники"

Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносят:

                                       Ровным кругом, Друг за другом,

                                       Мы идем за шагом шаг. Стой на месте,

                                       Дружно, вместе, Сделаем… вот так.

Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2 – 3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3 – 4 раза.

Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.

"Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, 2 Мороза (Мороз-красный нос и Мороз – синий нос) становятся посередине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые, Два Мороза удалые,

Я Мороз – красный нос, Я Мороз – синий нос,

Кто из вас решится В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого он перебегают в дугой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморозить. После 2 – 3 пробежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или останется в доме после него, тоже считается замороженным.

"Горелки"

Играющие (11 – 13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2 – 3 шагах) стоит ловящий, он смотрит вперед. Играющие хором произносят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо – Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова "беги" дети, стоящие в колоне в последней паре, опускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее, Они выбегаю вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если ловящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет ловящим. Если ловящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется.

Указания. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени.

"У медведя во бору"

На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой – обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который должен сидеть в берлоге. Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" – дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т.п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:

                                                  У медведя во бору

                                                  Грибы, ягоды беру,

                                                 А медведь сидит

                                                 И на нас рычит.

После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей нельзя ловить.

После того как медведь поймает нескольких играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Указания. Может быть другой вариант игры – с двумя медведями.

"Ловишка с колокольчиком"

Дети становятся в круг и выбирают ловишку, которому педагог дает колокольчик. Ловишка встает в центр круга. Дети идут по кругу и произносят слова:

Здесь веселые ребята любят бегать и скакать,

                            Ты попробуй их догнать!

                            Приготовься, посмотри и кому- то позвони!

По окончании слов разбегаются, влезают на гимнастическую стенку, доски, скамейки. Ловишка должен успеть кого – либо задержать, позвонить в колокольчик и передать его пойманному. После этого все играющие спускаются вниз и снова образуют круг. Пойманный становится ловишкой.

Птицелов"

Дети становятся по кругу, выбирается "птицелов" – водящий, который стоит в кругу. Дети идут по кругу со словами:

                                                   Во лесу. лесочке

На старом дубочке

                                                   Птицы сидели,

                                                   Тихо песни пели.

                                                   Птицелов идет.

        Птичек в плен возьмет.

Дети разбегаются, а "птицелов" пытается кого - нибудь поймать. Тот. кого поймали, называет птицу. Затем выбирается новый "птицелов"

"Веночек"

Дети становятся в шеренгу на одной стороне зала: это "цветы в саду".

По считалке выбирается водящий – "садовник".

               Раз, два, три, четыре, пять,

                 В "Веночек" будем мы играть.

         Небо, солнце, луг, цветы –

Ты поди – ка. поводи!

Водящий находится на расстоянии 8 – 10 метров от остальных детей.

Приближаясь к "цветам", "садовник" говорит: 
Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок.

Дети – "цветы" отвечают:

           Не хотим., чтоб нас срывали

    И венки из нас сплетали.

       Мы хотим в саду остаться,

  Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети перебегают на другую сторону зала, а водящий старается запятнать кого – нибудь.

Игра малой подвижности "Уточка"

На своих коротких ножках

Ходит утка по дорожке. Дети на носочках идут друг за другом по

залу, помахивая руками, как крыльями.

Вперевалочку похаживает, Идут по залу, переступая с ноги на ногу,

покачиваясь из стороны в сторону.

Куцым хвостиком помахивает. Идут по залу в полуприседе, руки сзади

изображают хвостик.

Утка плавать мастерица: Легко бегут, делая круговые движения

руками от груди в стороны.

Доберется до водицы, Останавливаются, поворачиваются,

лицом в центр круга, приседают.

Ловко лапками гребет, Подражают движению птичьих лапок

при плавании.

По воде легко плывет. Встают, широко разводят руки от груди в

стороны.

(А.Барто)

"Медведь"

Как на горке – снег, снег, Дети стоят кругом в центре которого спит

"медведь". Руки поднимают (вдох)

И под горкой – снег, снег, Приседают, опускают руки (выдох)

И на елке – снег. снег, Встают, поднимают руки. (вдох)

И под елкой – снег, снег, Приседают, опускают руки (выдох)

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь! На носочках бегут по кругу. На последних

словах "медведь" просыпается и ловит

детей

Русская народная игра "Гори, гори ясно"

Играющие образуют круг. За кругом стоит водящий с платочком в руке.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

   Гори, гори ясно,

       Чтобы не погасло.

   Глянь на небо –

Птички летят,

              Колокольчики звенят.

Пока произносится закличка, водящий идет по кругу в обратную сторону, обходя детей. После слов "колокольчики звенят" и дети, и водящий останавливаются.

Водящий кладет платочек на плечо ребенка, напротив которого он остановился. Дети, стоящие по обе стороны от этого ребенка, встают спинами друг к другу и после слов воспитателя "раз, два, три – беги!" бегут в противоположных направлениях, стараясь как можно быстрее снять платочек с плеча своего товарища.

"У солдат порядок строгий"

Дети делятся на 2 – 3 команды. Каждая команда строится в шеренгу в определенном месте зала. По сигналу педагога дети расходятся по залу и произносят слова:

          У солдат порядок строгий,

 Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

         Тра- та – та, тра – та – та!

По следующему сигналу педагога играющие быстро строятся в шеренги в указанном месте.

Строится можно не только в шеренгу, но и в колонну, в круг.

Упражнение "Строим дом"

В переулке дом растет, Сложить руки "домиком" над головой

Стены каменщик кладет. Руками, согнутыми в локтях,

выполнить "лесенку" снизу вверх.

В новый дом маляр пришел, Ходьба на месте, поднимая колени.

Красит стены, двери, пол. Руками показать движение кистью

сверху вниз.

То не град. то не гром - Погрозить указательным пальцем

правой, затем левой руки.

Кровельщик на крыше. Сложить руки "домиком" над головой

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит. Постучать кулачками друг о друга.

А у плотника пила Развести руки в стороны.

По доске плясать пошла Движения согнутыми в локтях руками

вперед – назад.

То вперед, то назад. Выполнить пружинку.

Лишь опилки летят - Потряхивать кистями рук.

Вжи – вжи, вжи – вжи! Движения согнутыми в локтях руками

Хорошо пилу держи! вперед – назад.

Строим дом, строим дом Постучать кулачками друг о друга.

Замечательный дом! Сложить руки "домиком" над головой

"Пугало"

Дети идут по кругу хороводным шагом, в центре – Пугало (ребенок)

Дети: В огороде пугало.   Пугало стоит.

                                            Огурцы нам пугало, Рвать с грядки не велит.

                                            Мы тихонько пойдем, и огурчиков нарвем.

                              Пугало: Огурцы нельзя здесь рвать

Я вас буду догонять.

Пугало догоняет детей.

"Изобрази человека любой профессии"

Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят такие слова:

     Мы в профессии играем

 По душе их выбираем

                                                 И мечтаем поскорее

               Мамы с папой стать взрослее.

           Чтоб не просто так мечтать,

             Кем ты, Саша (Маша, Даша )

                                                Хочешь стать?

Водящий изображает действия. Дети должны угадать профессию.

Если дети затрудняются ответить, просят водящего назвать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос...

Технология "ОРУ и подвижные игры с речевым сопровождением для детей логопедических групп"

ОРУ и подвижные игры с речевым сопровождением для детей логопедических групп...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....