"Методы по внедрению инновационных технологий в физкультурно - оздоровительный процесс"
статья по физкультуре на тему

Любовь Сваталова

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_15-16.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников»

                                         Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

                                         От жизнерадостности, бодрости детей

                                          зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

                                          умственное развитие,

                                          прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                               В. А. Сухомлинский

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, стимулирует поиски новых, инновационных психолого-педагогических подходов. На современном этапе развития общества эти процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без разработки инновационных технологий и их применения на практике.

Здоровье – это бесценное достояние не только отдельного человека, но и страны в целом. По данным всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% зависит от системы здравоохранения, на 40 % от экологии и 50% от образа жизни, который формируется самим человеком.

Образовательная среда справедливо считается идеальным каналом для содействия здоровью. Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды определяется созданием благоприятных условий для овладения ребенком физической, психологической и духовной культурой.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании является обеспечение высокого уровня  реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса предусматривает использование традиционных здоровьесберегающих технологий, таких как:

- комплексы различных закаливающих мероприятий (контрастные ножные ванны, обтирание, умывание холодной и прохладной водой, хождение по дорожкам здоровья, хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, массаж биологически активных точек на кистях и стопах);

- утренняя гимнастика на свежем воздухе,

-физкультурные занятия, 

-инновационные технологии оздоровления и профилактики (массажеры, тактильные дорожки, ритмопластика);

- гимнастику после сна, дыхательную гимнастику;

- физкультминутки;

- пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз;

 Обучаем детей приемам самомассажа, используя игровую, сюжетную мотивацию и стихи.  Например: «Буратино рисует цветок, елочку, солнышко» (массаж шейных позвонков – наклоны, вращение головой, «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» (массаж спины; движения пальцами на спине в соответствие с текстом). В частности массаж ушных раковин и массаж носа полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

С целью оздоровления дошкольников и повышения их активности, образовательная деятельность проводится в режиме динамической позы - периодическая смена позы «сидя» на «стоя». Длительность «динамической» позы может быть увеличена по желанию ребенка, например, при перебрасывании мяча друг другу.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.

Одним из востребованных видов инновационных технологий является интерактивная технология обучения дошкольников, прием интерактивной технологии  «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения.  Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у воспитанников умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. В качестве заданий мы предлагаем коллективно выполнить эстафетную игру, где каждый по очереди вносит свой элемент в общую работу.

А интерактивная технология «Карусель» внедряется для работы в парах. Воспитатель просит детей договориться, с кем бы они хотели поиграть в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Например, при выполнении заданий в круге дети могут двигаться по массажным коврикам.

Применяя в оздоровительной работе логоритмическую гимнастику, мы помогаем ребенку снять напряжение. После долгого сидения кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Технология музыкального воздействия - поддержание здоровья детей используя сочетание двигательных упражнений со звукопроизношением или обычным пением. В процессе звукопроизношения и пения укрепляются голосовые связки, повышается иммунитет. Они прекрасно заменяет дыхательную гимнастику, снимают стресснапример: выполняя упражнение «гуси» - дети наклоняются, вытягивая шею вперед, произносят «ш-ш-ш», выполняя вертушку руками, проговаривают звук «р-р-р».

Одна из методик, которую мы используем в оздоровительной работе с детьми - это игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. На физкультурной организованной деятельности используются 6 упражнений игрового стретчинга. Они подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц. Например, упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов. Упражнение «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов. Все они выполняются под музыку. Занимаясь игровым стретчингом с детьми, наблюдается, что близкие и понятные детям образы сказочного мира, позволяют ребенку легко выполнять непростые физические упражнения.

Степ-аэробика – это комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

Применяя в оздоровительной работе с дошкольниками инновационные технологии, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.

Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и инновационных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Они ориентированы на индивидуальность ребенка и запросы его семьи, а так же обеспечивает успех на дальнейшие ступени образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Внедрение инновационных технологий в систему оздоровительной работы в ДОУ.

Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. Предлагаем...

"Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОО".

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в детском саду является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технол...

Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения

Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает...

«Использование инновационных технологий в физкультурно- оздоровительной работе».

Слайд 1. Здравствуйте,  уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию  ПРЕЗЕНТАЦИЮПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИНСТРУКТОРАПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСлайд 2. Я,...

Использование инновационных технологий в физкультурно оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Выступление из опыта работы на тему: "Использование инновационных технологий в физкультурно -оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста "...

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий

Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенци...