Гимнастика после дневного сна
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тумашова Татьяна Александровна

Гимнастика после дневного сна - один из режимных моментов в детском саду. Чтобы такая гимнастика принесла пользу, а не вред, важно знать этапы ее проведения. Для малышей такой вид гимнастики используется в игровом формате, в стихотворной форме и на фоне приятной пробуждающей музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_posle_dnevnogo_sna.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее время приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения, включая детей.

Поэтому в настоящее время повсеместно принимаются меры для исправления данного положения: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС. Одной из таких форм является гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Основными задачами проведения гимнастики являются:

1) устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

2) увеличить тонус нервной системы;

3) усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию дадьнейших физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

Основные этапы проведения гимнастики после дневного сна:

1) разминка в постели и самомассаж;

2) гимнастика игрового характера;

3) гимнастика с использованием тренажеров (зрительных, дыхательных);

4) ходьба и пробежки по массажным дорожкам;

5) водные процедуры.

Пока дети спят, педагог заранее готовит условия для проведения гимнастики после сна:

1. готовит спортивный инвентарь

2. проветривает групповую комнату

3. подбирает музыкальное сопровождение.

4. готовится материал для сухого обтирания (полотенце, варежки).

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.

1) Далее идет разминка в постели - эта часть гимнастики направлена на постепенный переход от сна к бодрствованию. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики и самомассаж. Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—6 несложных упражнений. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

2) Затем осуществляется переход детей в прохладную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу в различных вариациях (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок) или комплекс из нескольких упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики так же 2-3 минуты.

3) Дыхательные упражнения, можно добавить зрительные тренажеры.

4) Ходьба и пробежки по массажным, коррегирующим дорожкам.

Массажная дорожка составляется из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с мягкими шипами и др.). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Занимаются дети так же в одних трусиках и босиком.

5) Завершающим этапом являются водные процедуры: умывание, сухое растирание махровой варежкой или небольшим полотенцем.

Длительность гимнастики после дневного сна может быть от 5 до 15 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна важно проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам во второй половине дня.

Пример гимнастики после сна для детей младшего возраста

Пробуждение:

Колокольчик, колокольчик, зазвени

Всех девчонок и мальчишек разбуди!(звенит колокольчик)

Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись!

1. Наши сонные ладошки

Просыпались понемножку,

Пальцы в кулачок сжимали,

Дружно, весело вставали.

2. Сцепим пальцы мы в замочек

У себя над головой,

Правый, левый локоточек

Мы сведем перед собой.

3. Не хотят коленки спать,

Им пора давно вставать.

Вытянем мы ножки

И согнем немножко.

4. Будем глубоко дышать,

С шумом воздух выдувать,

Наши носики проснулись,

Мы друг другу улыбнулись.

5. Наши ротики –молчок,

Тренируем язычок.

Его спрячем и покажем,

«Добрый день!» всем громко скажем.

Переход в прохладную комнату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика после дневного сна (комплексы № 1-9, подготовительная группа)

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и стопы. Многочисленные исследования последних лет показывают,...

Гимнастика после дневного сна

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму ...

Гимнастика после дневного сна для детей 3-4 лет

Комплексы упражнений после дневного сна для детей второй младшей группы....

Комплексы гимнастики после дневного сна

Представлен комплекс гимнастики после сна...

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна.

В данном материале представлен подбор оздоровительных мероприятий для младшей группы....

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...