Двигательная активность по средствам «Физкультминутки»
учебно-методический материал по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Велюханова Антонина Ивановна

Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных организаций. «Физминутка», как одна из технологиий здоровьесбережения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

Конспект выступления на педсовете:                           Двигательная активность по средствам  «Физкультминутки»                                                             

Место проведения: музыкально-спортивный зал                                                                                               примерная дата проведения:

                                                               (дом 3)25.01.2018                                      Составили и провели:                                                                                                 Инструктор   по физической культуре Велюханова А.И.;                                  Участники: специалисты и воспитатели;

Двигательная активность по средствам  «Физкультминутки».

    Воспитание здорового ребенка – фундаментальная задача для педагогов дошкольных образовательных  учреждений. Истоки Всестороннего развития человека берут своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из первоочередных  задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей и укрепление их здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Понятие "здоровье" определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека. Стандарт дошкольного образования впервые выделяет дошкольников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.                        Для нормального роста, развития и функционирования детского организма физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду:

утренняя гимнастика –  ее цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус, проводится под музыкальное сопровождение.

физкультурные занятия - (в зале и на свежем воздухе). Проводятся постоянное обучение и воспитание, постепенное увеличение физической нагрузки, закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений.

физкультурные минутки и паузы (во время непрерывной образовательной деятельности) – их цель релаксация, которая позволяет снять напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

подвижные игры и упражнения в свободной деятельности (в группе и на прогулке) – удовлетворяет детскую потребность в двигательной активности

гимнастика после сна - выполняет функцию закаливания,  как один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям.

физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники, дни здоровья, соревнования) – предполагает смену умственной и физической деятельности, позволяют детям раскрыть свой  творческий потенциал, проявить себя, повысить командный дух,  так же объединить коллектив педагогов, детей и родителей.                                                                                                                                  

Сегодня я сконцентрирую ваше внимание на физкультминутках. Физкультминутка – это одна из технологий здоровья сбережения. Здоровьесбережение что это? (своими словами ответы педагогов) Это процесс сохранения и формирования здоровья. Который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов. В рамках здоровьясбережения появляется и здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация занятий, использование активных методов  обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы.                                                                                                Существуют и так называемые «Проблемы» здоровьесбережения в дошкольном образовании. Они обусловлены тем, что во многих образовательных учреждениях осуществляется инновационная педагогическая деятельность. Безусловно, новое время диктует новые требования к организации дошкольного образования. Обучение в дошкольных образовательных учреждениях становится все более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объему, которая сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам. Поэтому при участии в ней фактор здоровья играет одну из ведущих ролей.                                                                                                                          «Физминутка», как технология позволяет нам решить ряд задач, поставленных нам ФГОС – сбережение и укрепление здоровья. В комплекс физкультминуток могут входить разные упражнения, на разные группы мышц. Так же, я бы рекомендовала выполнять этот ряд упражнений под музыкальное сопровождение, так как музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон, повышает интерес детей к физическим упражнениям, помогают развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности, а так же увеличивают и преумножают количество эстетических движений. Детям, естественно, нравится двигаться под музыку, они получают от этого как физический, так и душевный подъем. Из моих наблюдений я могу выделить положительную динамику в улучшении двигательной активности у детей, которые занимаются под музыкальное сопровождение. У них улучшается координация движений, настроение. Ритмические занятия способствуют социализации детей в кругу сверстников (дети с хорошим настроением гораздо лучше общаются друг с другом).

Сейчас мы вместе с вами выполним несколько упражнений на разные группы мышц, которые чаще всего задействованы во время НОД.

  1. ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК                                               1.) Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.                                 Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.                                                                                                                                2.)Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.               Темп средний.                                                                                                                                           3.) Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

4.)Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА.                Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
  2. УПРАЖНЕНИЯДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА.                                          Исходное положение  стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАСЛАБЛЕНИЕ  МЫШЦЫ НОГ.                                                                                  1.)Исходное положение сед на стуле, руки на колени (спину держим прямо.) На 1- сгибаем правую ногу, колено к груди, на 2- И.П.  На 3- сгибаем левую ногу, колено к груди, на 4- И.П                                                                                                                                              Выполнять в умеренном темпе, повторить 3-4 раза.

2.) Исходное положение сед на крае стула, руки на пояс (спину держим прямо). На 1- выпрямляем правую ногу, на 2 – левую ногу, на 3 – сгибаем правую ногу, на 4 – И.П.                                                                                                                                     Выполнять упражнения в спокойном темпе, увеличивая с каждым подходом до умеренного.

3.) Исходное положение сед на стуле, ноги прямые, носки на себя, руки за голову (спину держим прямо). Наклон вперед на - 1,2,3; на 4 – И.П. (пружинка)   Выполнять упражнения в спокойном темпе.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

6. сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева на право. Затем справа на лево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

7. медленно переводить взгляд вверх – вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

8. представить перед собой обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

9. положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить 6, 7, 8 упражнения в той последовательности, как описано выше.

Микропаузы при утомлении глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.

Повторять 6-8 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.

Повторять 3 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.

Повторять в течение 20-30 секунд.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....