Потребность в двигательной активности детей дошкольного возраста. Опыт «Игры в Цирк».
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Как поддержать идею ребёнка, превратить её в масштабный проект?

Содать условия для свободной двигательной активности!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fizicheskomu_razvitiyu.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Потребность в двигательной активности детей дошкольного возраста. Опыт «Игры в Цирк».

Автор: Михайлова Дарья Дмитриевна, инструктор ФК, воспитатель ГБДОУ №85 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга "Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи". 

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Но, зачастую в заголовках методических материалов можно встретить формулировку «Формирование потребности в двигательной активности».  Правильнее, на мой взгляд, было бы говорить о поддержании естественной потребности ребёнка в движении и создание условий для безопасной и свободной реализации данной потребности.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в условиях внедрения ФГОС ДО. Период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Культура здоровья и культура движений – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Формирует навыки будущего поведения в обществе.

Но, к сожалению, в последнее время обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных учреждений двигательная культура ребенка, различные формы ее целенаправленного развития занимают более, чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической.

Как раз на этих четырёх китах и вырос наш годовой проект «Игра в Цирк», идею которого мне подарили дети. В физкультурном зале я часто создаю зону свободной двигательной активности. Это специально организованная среда, в которой дети самостоятельно выбирают вид активности, интенсивность, форму и продолжительность работы – то, что актуально их потребностям в настоящий момент времени. В один из дней несколько детей, работая со спортивным оборудованием, стали изображать акробатов, жонглёров, канатоходцев. В этот момент я поддержала инициативу детей и превратила её в долгосрочный проект «Игра в Цирк».

Проект разворачивался в духе ФГОС ДО, опираясь на такие основные принципы, как:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей.

В этом проекте, который в первую очередь создавался как способ поддержки двигательной активности детей, тесно переплелись все образовательные области. Высокая мотивированность детей узнавать новое позволила нам много говорить, читать, смотреть о различных цирковых профессиях, историях известных цирковых династий, устройстве циркового шатра и специального оборудования. Дети самостоятельно придумывали свои «номера». При этом у меня не было задачи вымуштровать их, навязать свои волю и замысел. На каждой тренировке они по-новому представляли свои «номера», каждый раз самостоятельно усложняя их, оттачивая своё мастерство. Это не было репетицией в том смысле, что они повторяли многократно одно и то же, чтобы выучить, нет! Но именно эта свобода позволила им сохранить интерес и самим ставить для себя более высокие планки.

Не менее значимая работа проходила в области социально-коммуникативного развития. «Игра в Цирк» стала лабораторией по отработке различных социальных ролей: артист, дрессировщик, конферансье, кассир, костюмер, художник. Дети кооперировались в пары и группы, работали самостоятельно, решали возникающие трудности, договаривались и отстаивали своё мнение. Были дети, которые длительное время наблюдали за работой остальных. Или же дети, которые из раза в раз разыгрывали лишь один сюжет, не стремились развивать его, усложнять, не взаимодействовали с другими детьми. Стоит отметить, что я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи и дети имеют различные особенности развития. Я позволила им наблюдать. Позволила многократно проиграть одно и то же. А точнее позволила себе не ждать результата, а просто быть рядом, поддерживать, но не требовать (и даже не ждать).  Кто-то раскрылся через месяц, два. Но был один мальчик, которому потребовалось семь месяцев! Это было удивительно – в один из дней он вдруг попробовал то, чего не делал ни разу (работа с обручем: крутить, подбрасывать и ловить). Получилось. Откликнулся на предложение попробовать усложнение. Впервые. Тут же скооперировался с другими мальчишками (до этого играл один) и принял новую игровую роль! За пол часа выдал то, то копил семь месяцев. Как приятно было наблюдать его удовлетворённость, радость от движений, взаимодействия. Гордость за то, что он сделал этот шаг сам, без какого-либо специального педагогического воздействия, а лишь создавая среду: предметную и психологическую (безоценочную и принимающую).

Закончился проект летом, выступлением на площадке детского сада. Мы построили свой цирковой шатёр, раздали билеты, пригласили зрителей. И дети с 101ый раз придумывали свои номера здесь и сейчас, добавляя новые удивительные элементы. Не было ни грамма волнения, потому что они не боялись не соответствовать ожиданиям взрослых. Зато сколько собранности, ответственности, самостоятельности было в этих детях! Наверное – это самый главный результат. И ещё, теперь все дети детского сада, от трёх до семи с горящими глазами жонглируют платочками, крутят обручи, балансируют на мяче и прыгают через кольцо, расширяя репертуар и оттачивая свои движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкальной игры в процессе оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а игра с музыкальным сопровождением - активным средством музыкального воспитания дошкольников....

Роль подвижной игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жиз...

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Авторский опыт на тему: "Использование современных форм и методов физической культуры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста"

Потребность в движении является одной из общебиологической особенности организма, которая играет важную роль в его жизнедеятельности. В настоящее время двигательная активность является необходимым усл...