Роль визуального восприятия как метода физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ.
статья по физкультуре (младшая группа)

Роль визуального восприятия как метода физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 79 г. Томска

Роль визуального восприятия как метода физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ.

Сметанникова Оксана Анатольевна

Аннотация

        В связи с принятием нового закона об образовании в дошкольных образовательных учреждениях предусмотрено совместное пребывание, обучение и воспитание как детей, не имеющих нарушений в физическом и психологическом развитии, так и детей с различными отклонениями психологического поведения и физического развития. В такой ситуации, выбор методов физического воспитания играет ключевую роль в процессе адаптации детей к новой социальной среде. В данной статье рассматриваются характерные особенности различных групп адаптивного поведения детей раннего развития, на основе разделения процесса обучения проведенного Русаком Т. Н., автором статьи был проведен анализ роли визуального восприятия как метода физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ.  На основе результатов наблюдений автором статьи была определена роль визуального восприятия как базового метода физического воспитания детей раннего возраста.

Ключевые слова: визуальное восприятие; адаптация детей раннего возраста; физическое воспитание; методика преподавания.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада – комплексный и многофакторный процесс, оказывающий влияние, как на психологическое состояние ребенка, так и на его физическое развитие. Физическое воспитание, в рамках процесса адаптации детей раннего возраста, способствует более быстрой социализации ребенка, не только укрепляя его здоровье, но и развивая навыки восприятия, а также навыки реагирования, что способствует развитию мышления ребенка в целом.

Согласно нормам «ФГОС ДОУ», для успешной реализации любой учебной программы ДОУ необходимо: «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)».[1] Таким образом, выбор метода физического воспитания, подходящего для детей раннего возраста и способствующего их адаптации в системе ДОУ, должен основываться не только на соответствии особенностям физического развития ребенка, но и учитывать особенности психологического восприятия детей, относящихся к данной возрастной группе.

В статье «Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации» Серова И. Н. выделяет три основные группы адаптивного поведения детей раннего возраста: группа благоприятной адаптации;  группа среднеблагоприятной адаптации; группа неблагоприятной адаптации.[2] Для детей, относящихся к группе «благоприятной адаптации», характерны положительные эмоциональные реакции на сверстников и воспитателей, на моменте адаптации возможны легкие психосоматические расстройства, однако, характер физической активности ребенка остается неизменным. У детей, относящихся к группе «среднеблагоприятной адаптации» наблюдается психологическая нестабильность, связанная с привыканием к новым социальным условиям, ребенок подавлен, малоподвижен и пассивен, так же возможны проявления психосоматических расстройств. При «неблагоприятной адаптации» у ребенка наблюдаются серьезные поведенческие нарушения, выраженные в резкой смене поведения от подавленного настроения и малоподвижности, к гиперактивности и потере контроля над поведением.

        В современных условиях, в одной группе детского сада прибывают дети, относящиеся к разным группам адаптивного поведения. Таким образом, педагог при выборе методов физического воспитания детей, должен принимать во внимание разные показатели физической активности детей, учитывать их эмоциональное состояние в период адаптации к новой социальной среде. Метод физического воспитания детей раннего возраста должен обладать следующими характеристиками: соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка; способствовать появлению у ребенка внутренней мотивации к выполнению упражнений; способствовать реализации физического потенциала ребенка; не создавать ситуаций эмоционального давления во время занятий спортом.

        Исследуя проблему соотношения в использовании методов физического воспитания, Русак Т.Н. разделил процесс обучения на три этапа. К первому этапу обучения автор отнес «первоначальное разучивание упражнения», где показ физического упражнения, является основой для дальнейшего объяснения, а так же практического опробования. На втором этапе «углубленного разучивания движения» автор выделил имитацию, зрительные и звуковые ориентиры, как приоритетные методы преподавания. Автор методических указаний отметил, что «хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений»[3]. На заключительном этапе «закрепление навыка и совершенствование техники» визуальные методы не играют ключевой роли, а являются лишь дополнением к игровым и соревновательным методам физического воспитания. Таким образом, согласно мнению автора, визуальное восприятие является основополагающим методом физического воспитания детей раннего возраста в процессе адаптации в ДОУ, постепенно утрачивая свою значимость по мере оттачивания навыков выполнения упражнений.

Визуальное восприятие является одним из ключевых методов в приобретении ребенком различных навыков и умений. Визуальные методы физического воспитания детей раннего возраста характеризуются наглядностью, простотой объяснения и легкостью восприятия, а так же использованием дополнительных информативных источников (изображения, разметка, видеоматериал и т.д.). К данной группе методов можно отнести следующие способы физического воспитания: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры.

        Особая роль использования визуальных методов в процессе физического воспитания детей раннего возраста связана с особенностями детского психологического восприятия. Проведенное автором статьи исследование выявило наибольшую потребность в использовании визуального метода в рамках физического воспитания детей 3 лет. В процессе проведения занятия автор установил, что дети, относящиеся к данной возрастной группе, менее восприимчивы к устной форме объяснения порядка выполнения упражнений. При отдельном использовании метода слухового восприятия, у детей, относящихся ко всем трем группам адаптивного поведения, наблюдается рассеивание внимания, пропадает мотивация к выполнению упражнений, что увеличивает риск возникновения травмоопасных ситуаций.  Без дополнительного визуального сопровождения, ребенок не может самостоятельно приступить к выполнению упражнения. Это связано с отсутствием представлений о характере действий и специальных  навыков выполнения физических упражнений различного характера.

        Наблюдения показали, что использование визуального метода в качестве основного метода проведения занятий по физическому воспитанию у детей раннего возраста, повышает работоспособность детей относящихся к разным группам адаптивного поведения, способствует появлению мотривации к участию в физической активности. Ребенок реагирует на движение, старается его повторить посредством имитации, стремится к наблюдению, концентрирует внимание на ознакомлении с дополнительным  материалом.

Если воспитатель начинает проводить занятие не только с устного приветствия, а с приветствия сопровождаемого визуализацией готовности к началу выполнения занятий (учитель встает в полный рост перед детьми), то концентрация внимания детей направленная на деятельность воспитателя увеличивается. Выполняя упражнения вместе с детьми и сопровождая их выполнение устными объяснением, воспитатель учитывает особенности  психологического восприятия детей, относящихся к разным группам восприятия (аудиалам и визуалам).  

Таким образом, визуальное восприятие способствует оптимизации выполнения физических упражнений. Являясь простым и доступным методом объяснения порядка выполнения упражнений, наглядная демонстрация формирует основу методики физического воспитания детей раннего возраста.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приложение: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
  2. Русак Т.Н. Методические указания к изучению дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» для студентов 1 курса специальности «Дошкольное образование». — Новополоцк: ПГУ, 2014. — 50 с.
  3. Серова И. Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология 2016. Вып. 2(41). С. 106-117.


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приложение: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

[2] Серова И. Н. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология 2016. Вып. 2(41). С. 106-117.

[3] Русак Т.Н. Методические указания к изучению дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» для студентов 1 курса специальности «Дошкольное образование». — Новополоцк: ПГУ, 2014. — 50 с.