Консультация "Спортивная игра - бадминтон"
консультация по физкультуре (средняя группа)

Рябова Анна Александровна

правила и назначение игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon badminton.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение бадминтона. Бадминтон – одна из древнейших игр нашей планеты. Существует множество версий по поводу ее происхождения. Некоторые вполне определенные факты говорят о том, что современный бадминтон развился из древней игры в волан. Еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети в Древней Греции, Китае, Японии, Индии, странах Африки. В Японии была распространена игра под названием «ойбане». Она заключалась в перекидывании деревянными ракетками «волана», сделанного из нескольких перьев и косточки высушенной вишни. Во Франции подобная игра носила название «же-де-пом» (игра с яблоком). Английские средневековые гравюры на дереве изображают крестьян, перекидывающих друг другу волан. Играли в подобную игру и в России. Об этом свидетельствуют гравюры XVIII века.

В 1650 году королева Швеции Кристина для игры в «перьевой мяч» построила корт недалеко от Рояль Палас (Королевского дворца) в Стокгольме, где она играла со своими придворными и гостями из других

Собственностью церкви.

В Англии XIX века игра в волан особенную популярность приобрела в семье герцога Бофорта. Герцог был покровителем ассоциации бадминтона, владельцем Фронт Холл, где и сейчас находится замечательная коллекция античных ракеток и воланов.

В 1860 году Исаак Спратт опубликовал книгу «Бадминтон – Батлдор – новая игра», где были описаны ее первые правила. Современный бадминтон индийского происхождения. Он берет свое начало от игры, которая в Индии носила название «роопа».

Английские офицеры, служившие в Индии, увлеклись этой игрой и, вернувшись на родину, образовали в 1875 году офицерский клуб «Фолькстоун». Первым президентом Ассоциации бадминтона стал полковник Долби, принявший активное участие в создании новых правил, в основу которых легли правила игры «роопа». Некоторые их пункты сохранились и до настоящего времени. В Англии появились новые клубы. Игра стала популярной и в окрестностях Лондона. А ее центром стало местечко Бадминтон, от которого игра с воланом и получила новое название.

В марте 1898 года состоялся первый официальный турнир по бадминтону, а 4 апреля 1899 года в Лондоне – первый всеанглийский чемпионат. В дальнейшем чемпионаты стали очень популярными в Англии. Количество клубов с 1901 по 1911 г. возросло в десятки раз. Бадминтон стал распространяться по всей Англии и за ее пределами.



Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности - показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игра в бадминтон отмечается большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что является: фактором совершенствования сенсорной организации движений. Это более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние ее на организм человека шире и глубже.

Игра в бадминтон характеризуется частой сменой положения тела и его звеньев, движений и двигательных действий как сложных систем. Таким образом, происходит взаимодействие между сенсорными и моторными компонентами, различными уровнями их организации, что сопровождается образованием новых двигательных программ.

«Ребенок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми действиями. И наоборот: кто больше умеет, тот быстрее и легче усваивает новые движения и действия, вносит в них элементы творчества».

Поскольку основными специфическими действиями для спортивной игры в бадминтон является бросок, то на разных этапах их выполнения участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Изначально они ощущаются проприорецепторами мышц как замах (баллистическая работа мышц), затем - как преодоление массы руки в бадминтоне; в момент соприкосновения с воланом включаются рецепторы осязания.

Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходятся в игре на долю зрительного анализатора как в области центрального, так и в области периферического зрения. В играх при ударах, бросках возникают восприятия, свойственные прицельным видам: например, попадание в цель. Наряду с этим ведется наблюдение за противниками, партнерами, их местоположением, собственными передвижениями, которые воспринимаются чаще всего периферическим зрением.

Известно, что скорость формирования и прочность двигательного навыка зависят от объема, специфики и сенсорной информации, поступающей в центральную нервную систему. Движения, выполняемые в режиме, близком к статичному, запоминаются менее эффективно, чем движения, характеризующиеся выраженной последовательностью различных фаз двигательного акта. В этом отношении игра в бадминтон создает благоприятные условия для совершенствования двигательного анализатора, воспроизведения пространственных, временных и динамических параметров движений.

Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей детей путем использования разнообразных средств, направленных прежде всего на совершенствование ловкости, быстроты движений, гибкости, общей выносливости и силы отдельных мышечных групп. Ни одна подвижная игра, а тем более игра спортивного характера, не может служить средством развития какого-то одного двигательного качества. Дети проявляют максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы. Для игры в бадминтон характерно сочетание таких показателей быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Предпосылками для развития ловкости в игре являются координационные сочетания разнообразных движений. От детей требуются быстрота и точность выполнения действий, равновесие, координация во время изменяющихся условий выполнения тех или иных действий. В игре совершенствуются и чувство мышечных усилий, и «чувство пространства», и «чувство времени».

В период дошкольного детства главная задача в развитии скоростно-силовых способностей - обеспечение гармонического формирования мышечной системы. В состав скоростно-силовых упражнений должны быть включены игры с различного рода прыжками, метаниями, толканиями, бросаниями воланов, построенные на скоростных перемещениях циклического характера (гусиным шагом, черепaшки - положение лицом вверх, опора на кисти и стопы и др.), быстрой передаче ракеток. При этом вес передаваемых предметов варьируется. Таким образом, средствами воспитания скоростно-силовых способностей служат преимущественно естественные формы упражнений, связанные с быстрым решением двигательной задачи.

Игровые упражнения многократно повторяются и закрепляются в ежедневных играх, проводимых воспитателем на прогулке, а также в индивидуальной работе с детьми; создаются условия, побуждающие детей использовать игру в бадминтон в самостоятельной двигательной деятельности.

Упрощенные игра в бадминтон, построенная на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по характеру согласования, по активности, по сенсорному обеспечению, способствует развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста. 

Обучение технике.

Упражнения изложены в методической последовательности. Они рассчитаны на начальное обучение детей разного уровня подготовки. Поэтому, подбирая упражнения для занятия, воспитатель должен исходить из возможностей дошкольников. Он может взять все упражнения или некоторые пропустить. Главное – подходить к обучению творчески.

После длительного перерыва, приступая вновь к изучению бадминтона, лучше опять пройтись с самого начала по всем подводящим упражнениям, исключив лишь самые простые. Это поможет быстрее вспомнить полученные ранее навыки и избежать появления ошибок.

Однако нередко встречаются такие дети, которые с большим трудом играют в бадминтон. Именно для них и предназначены элементарные упражнения, которые помогут воспитателю научить даже таких детей.


Хват ракетки имеет очень большое значение в игре. От его правильности зависят возможности игрока. Правильный хват позволяет выполнять любые удары (сверху, снизу, справа и слева) и, что самое главное, делать их точно (посылать волан в нужном направлении).

При правильном хвате край ладони касается утолщения на конце ручки. Указательный палец слегка разогнут по сравнению с другими пальцами (но обязательно охватывает ручку). Большой палец находится с левой стороны ручки и касается ее боковой поверхностью ногтевой фаланги. Угол, образованный большим пальцем и кистью, находится на одной линии с ободом головки ракетки. Если вытянуть руку вперед, то ракетка должна являться продолжением руки.

При выполнении любых ударов хват ракетки всегда остается одинаковым и никогда не меняется. Все изменения положения плоскости головки ракетки выполняются за счет движения кисти.

Все упражнения выполняются сначала правой (сильнейшей) рукой, а затем левой (слабейшей).

1. Показать детям, как правильно держать ракетку. Объяснить, почему держать надо именно так.

2. Раздать ракетки. Дети, получив ракетку, пробуют правильно ее взять.

3. Посмотреть хват у всех детей.

4. Взять ракетку, как молоток, удерживая ее за край ручки. Выполнить имитацию движений молотком, с небольшим движением головкой ракетки.

5. Взять правильно ракетку и попробовать выполнить имитацию движений молотком. Если ребенок держит ракетку правильно, то эти движения будет делать не так удобно, как в начале предыдущего упражнения (до разворота ракетки). Но эти движения, ребром ракетки, в бадминтоне и не нужны.

6. Взять правильно ракетку и вытянуть руку вперед, при этом ракетка является продолжением руки. Поворачивая кисть, развернуть головку ракетки открытой стороной вверх. Поворачивая кисть в обратном направлении, развернуть головку ракетки закрытой стороной вверх. Повторить несколько раз. Поворачивая кисть, ни в коем случае не менять хват ракетки. Разворачивать ракетку надо всегда движением кисти, а не перекладыванием ракетки.

7. Рука с ракеткой вытянута вперед, плоскость головки расположена вертикально, ракетка является продолжением руки (далее везде подразумевается, что ракетку надо держать правильно). 1 – развернуть ракетку открытой стороной вверх; 2 – и.п.; 3 – закрытой стороной вверх; 4 – и.п.

На начальном этапе обучения бадминтону правильность хвата проверяется постоянно, при выполнении любых упражнений с ракеткой, перед каждым началом выполнения упражнения и после каждой потери волана. Это надо делать до тех пор, пока правильный хват не станет привычкой. Только после этого можно на хват не обращать внимания.


Ошибки при выполнении хвата:

Держит ракетку далеко от края ручки. Такое положение ограничивает удары и приводит к появлению синяков на предплечье. Кроме того, ракетка становится короче, а следовательно, меньше и расстояние до волана, на которое может дотянуться игрок.

Угол, образованный большим пальцем и кистью, находится в разных плоскостях с ободом ракетки. Держит ракетку, как сковородку. Такое положение сильно ограничивает амплитуду движений головки ракетки, особенно при ударах сверху, так как ограничивается подвижностью в лучезапястном суставе.

Указательный палец выпрямлен и расположен вдоль ракетки. В этом случае ослабевает опора на кисть при выполнении ударов сверху и справа, из-за чего они слабее и производятся с опозданием.

Большой палец находится на верхней стороне ручки и касается ее нижней поверхностью ногтевой фаланги. В этом случае ослабевает опора на кисть при ударах слева и снизу, а при ударах сверху ракетка будет вылетать из рук.

Крутит ракетку в руке, а не кисть (меняет хват). В критической ситуации (с ограничением времени) будет выполнять удары ребром головки, а не плоскостью.

Жонглирование

1. В и.п. игрок находится в игровой стойке, с ракеткой в правой руке, а воланом – в левой. Расположить ракетку горизонтально на уровне пояса, головкой вперед, открытой стороной вверх. Левой рукой положить волан на струны. Движением кисти подкинуть волан головкой ракетки вверх на небольшую высоту и, когда он будет опускаться, поймать его левой рукой. Опять положить волан на ракетку и повторить упражнение.

2. В и.п. ракетка расположена горизонтально на уровне пояса, головкой вперед, открытой стороной вверх, левая рука выпрямлена вперед и удерживает волан на уровне головы над струнами ракетки. Отпустить волан и ударить его вверх коротким движением головки ракетки. Поймать левой рукой опускающийся волан и, приняв и.п., повторить упражнение.

3. То же, но вместо ловли рукой подыграть волан ракеткой еще один раз, а затем поймать.

4. Многократное жонглирование открытой стороной.

Далее используются упражнения, описание которых уже приведено выше (индивидуальные упражнения с воланом и ракеткой).

Некоторые дети никак не могут попасть по волану. В большинстве случаев он у них пролетает на уровне шейки ракетки. Это бывает по двум причинам:

1) не чувствуют расстояние до волана;

2) слишком быстро машут ракеткой.

Для исправления этих ошибок предлагаются следующие упражнения, которые выполняются в парах:

Игроки стоят напротив друг друга, на расстоянии 1–1,5 м, один – с воланом, а второй – с ракеткой. Первый игрок держит волан выпрямленной рукой на уровне пояса, за оперение, головкой вниз, второй – находится в игровой стойке. Он вытягивает руку с ракеткой вперед, развернув ее открытой стороной вверх, и располагает середину головки под воланом. Затем возвращается в и.п. и повторяет упражнение.

То же, но, расположив ракетку под воланом, делает короткое движение головкой к волану (не касаясь его).

То же, но первый игрок каждый раз меняет расположение волана (выше, ниже, правее, левее).

Те же упражнения, но расстояние между игроками – 1,5-2 м, и предварительно выполняется перемещение или выпад.

Ошибки при жонглировании:

Неправильный хват.

Соприкосновение с воланом на уровне головы и выше, а не на уровне пояса. Высоко поднят локоть.

Жонглирование на одном месте, хотя необходимо двигаться, чтобы расположиться более удобно по отношению к волану.

Отводит взгляд от волана в момент соприкосновения с ним (смотрит в направлении предполагаемого полета волана). При этом, как правило, промахивается либо попадает по волану краем струн или ободом.

Выполняет резкие движения с неоправданно завышенной скоростью. Нет чувства волана (скорости его движения).

Волан часто пролетает мимо головки ракетки, на уровне шейки. Нет чувства волана (расстояния до него). 

Удары

По месту нахождения волана в момент соприкосновения с ним ракетки удары подразделяют на: удар сверху, снизу, справа и слева.

Удары справа и сверху выполняются открытой стороной, удары слева и снизу – закрытой.

Удар справа выполняется открытой стороной.



Имитация:

1. И.п.: игровая стойка. Вытянуть правую руку вправо, слегка разворачивая туловище в ту же сторону. Плоскость ракетки расположена вертикально, головка – на уровне пояса. Взгляд направлен на головку ракетки. Запомнить расстояние до головки ракетки. Это предполагаемое место соприкосновения с воланом. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. То же, но, вытянув руку, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Повторить 3–5 раз.

3. То же, но место предполагаемой встречи с воланом находится выше или ниже пояса.

4. То же, но место предполагаемой встречи с воланом находится ближе к туловищу или дальше от него.

5. То же, но с небольшим замахом для удара.

В парах. Игроки располагаются напротив друг друга. У одного – волан, у другого – ракетка.

Второй игрок располагает головку ракетки в место предполагаемой встречи с воланом. Первый бросает волан рукой в головку ракетки (по прямой). Второй располагает головку ракетки на пути волана, не давая ему пролететь дальше. В данном упражнении не должно быть ударных движений. Волан, ударившись о струны, падает на пол рядом со вторым игроком, который рукой возвращает волан первому. Второй, подставляя ракетку, должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны. Упражнение учит определять траекторию полета волана и его скорость, чтобы в дальнейшем соразмерять с ними скорость своих движений.

То же, но, отбивая волан, как бы провожать его головкой ракетки.

То же, но стараясь отыграть волан точно первому игроку.

Один игрок выполняет подачу под правую руку партнера. Второй отыгрывает волан по высокой траектории на заднюю линию площадки. При этом высота полета волана должна быть такой, чтобы первый не мог его достать. 

Обучение приему волана после удара сверху:

Игрок с ракеткой в игровой стойке. Первый сильно бросает волан рукой в место предполагаемой встречи с воланом второго игрока. Второй – располагает головку ракетки на пути волана, не давая ему пролететь дальше. В данном упражнении не должно быть ударных движений. Волан, ударившись о струны, падает на пол рядом со вторым игроком. Второй рукой возвращает волан первому. Постепенно расстояние между игроками сокращают.

То же, но отбивая волан.

Ошибки при выполнении удара справа:

Неправильный хват.

Меняет хват при выполнении разных ударов.

Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана или на сетку).

Сгибает руку в момент удара, укорачивая ее.

В момент соприкосновения с воланом отклоняет туловище в сторону.

В момент соприкосновения с воланом игрок находится в движении (к волану).

Начинает возвращаться в середину площадки, еще не завершив удар.

Выполняет неоправданно резкие и по большой амплитуде движения, из-за чего промахивается по волану или посылает его далеко в сторону от цели.

Не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в стойку после удара.

Удар слева выполняется закрытой стороной. Методика обучения удару слева аналогична методике обучения удару справа. Поэтому рекомендуется использовать те же упражнения, с поправкой на удар слева.

Кроме того, оба удара, как правило, разучиваются параллельно. Выполнив несколько упражнений на один удар, выполняют те же на другой. Затем так же двигаются дальше.

Ошибки при выполнении удара слева аналогичны ошибкам при ударе справа.

Удар снизу выполняется закрытой стороной. 

 

Имитация:

1. И.п.: игровая стойка. Вытянуть правую руку вниз-вперед, разворачивая головку закрытой стороной вверх. Ракетка является продолжением руки, а головка находится на уровне колен. Головка ракетки должна двигаться кратчайшим путем. Взгляд на головку ракетки. Запомнить расстояние до головки ракетки. Это предполагаемое место соприкосновения с воланом. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

2. Принять положение, как в предыдущем упражнении. Движением кисти выполнить одно короткое движение головкой ракетки вперед-вверх. Оставаясь в этом же положении, повторить однократное движение еще 3–5 раз.

3. То же, но соединив два предыдущих упражнения. Из и.п. игровой стойки, вытянув руку, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед-вверх. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Повторить 3–5 раз.

4. И.п.: игровая стойка. Выполняя выпад правой ногой вперед, вытянуть руку с ракеткой как можно дальше вперед и вниз, располагая головку ближе к полу. Вернуться в и.п. Повторить 3–5 раз.

5. То же, но, сделав выпад и вытянув руку, выполнить короткое движение головкой ракетки вперед-вверх. Взгляд направлен в место предполагаемой встречи с воланом. Повторить 3–5 раз.

В парах. Игроки располагаются напротив друг друга на расстоянии 2–3 м от нее. У одного – волан, у другого – ракетка.

Первый игрок набрасывает волан, а второй – отыгрывает волан ударом снизу (обязательно закрытой стороной), возвращая его первому. В зависимости от того, где опускается волан, второй, отыгрывая, делает выпад вперед или остается на месте. В данном упражнении главное – подставить ракетку под волан закрытой стороной и попасть по волану серединой головки. Второй, подставляя ракетку, должен смотреть на волан, не отводя взгляда, до тех пор, пока не услышит звук удара о струны.

Подвижные игры с ударами снизу 

Ошибки при выполнении удара снизу:

Неправильный хват.

Меняет хват при выполнении разных ударов.

Отводит взгляд от волана в момент удара или до удара (смотрит в направлении предполагаемого полета волана).

Смотрит на сетку, а не на волан.

Сильный замах.

Головка ракетки не провожает волан в направлении полета.

Сгибает руку в момент удара.

В момент соприкосновения с воланом игрок находится в движении (к волану).

Начинает возвращаться в середину площадки, еще не завершив удар.

Не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в стойку после удара.

Не рассчитывает силу удара и посылает волан высоко над сеткой.

Заключение.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Игры c элементами спорта, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей. 
Это необходимо, чтобы увлечь не только детей, но и родителей игрой, перевести родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса

Высшей формой обыкновенной подвижной игры является спортивная игра в бадминтон. Она имеет огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач. Эта игра укрепляет крупные группы мышц, способствует развитию точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. В игре детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе игры у детей формируются положительные нравственно-волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими. Дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры между собой.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. 
в процессе игры в бадминтон пополняется и обогащается словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» и др. Эта игра снимает нервное напряжение, помогает свободному выражению эмоций.

Обучая детей элементам игры в бадминтон, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Физические упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, “заряжают” ребенка бодростью и энергией.

Однако здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”. Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительного делового контакта с родителями воспитанников, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей и педагога. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве “зрителей” в спортивной игре, а в качестве активных участников.

Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.



Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования элементов игры в бадминтон в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических, здоровье формирующих технологий на их основе. И молодые, неравнодушные педагоги по физической культуре обязательно решат эти сложные задачи. 

занятия спортом. Особенно актуальны с началом учебы в школе, поскольку в это время резко снижается уровень двигательной активности детей. Подойдут командные виды спорта, плавание, бег, различные виды гимнастики и единоборств. Стоит отказаться от занятий, которые развивают лишь одну сторону тела – большого и настольного тенниса, бадминтона и прочего. Если ребенок все же занимается таким спортом, уделять внимание профилактике нарушений осанки.