Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию
учебно-методический материал по физкультуре

Галинская Вера Андреевна

Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию в настоящее время является актуальным, так как педагогам трудно перестроится с классической формы проведения занятия на соответствующую требованиям ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО»

Подготовила:

Галинская В.А., старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Тема: «Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию»

План работы:

1. Доклад по теме семинара – ст. воспитатель Галинская В.А.

2. ООД по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие по книге Сказок» - инструктор по физической культуре Тагарова Л.П.

3. Практическое задание для педагогов по перобразованию стандартного занятия по методическому пособию Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду. Старшая группа»

4. Рефлексия.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий: – построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, т.е выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Если формирование у детей самостоятельности и инициативности в таких видах деятельности  как познавательная, художественная нам понятна, то формирование у детей самостоятельности и инициативности  в процессе образовательной деятельности по физическому развитию представляется для многих педагогов затруднительным.

Давайте определимся с понятиями.

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений и побуждение к действию.

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Формирование самостоятельности проводится в несколько этапов:

Первый этап – побуждение детей к выделению составных частей физического упражнения, запоминанию последовательности двигательного действия и пониманию взаимосвязи различных элементов (например: взмах руками для увеличения силы толчка). Главное достижение на этом этапе - произвольное управление работой отдельных частей тела и их согласование, умение действовать по плану, предложенному взрослым.

Второй этап – знакомство с различными способами выполнения одного и того же движения.         Главное достижение этого этапа - понимание стоящей двигательной задачи, умение руководствоваться в своих действиях определенным планом, предвидеть результат.

Третий этап – формирование самостоятельности при выполнении движений, умении ставить двигательную задачу по собственной инициативе и выбирать нужный способ для ее решения.         Главное достижение на этом этапе – движение осознается как средство решения различных игровых задач, а не как самоцель выполнения.

Четвёртый этап – происходит овладение выбором способа двигательного действия в зависимости от условий, ситуации и индивидуальных особенностей (роста, скоростных способностей).

Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, включая и ситуации соревнования.

В ходе такого поэтапного обучения дети учатся: ставить задачу, передавать направления, движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы, сравнивать.

В результате чего, появляется интерес к физическим упражнениям и проявляется самостоятельность дошкольника в их выполнении.

То есть проявить самостоятельность дети могут на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получат на обучающих занятиях.

Развивать самостоятельность можно и в подготовке спортивного инвентаря к  занятиям. Так называемое дежурство.  Уже с младшей группы можно привлекать малышей к подбору и размещению оборудования: отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу, расставить инвентарь для перешагивания. А старшие дошкольники уже могут расставлять физкультурный инвентарь  по  более сложной инструкции взрослого.

Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы.

Для старших групп можно использовать карточки – схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки.

Например: ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий: ходьба по буму, лазание по гимнастической лестнице, приседания, прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.

На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой. Темп выполнения упражнений можно указать цветом: красный – быстро, синий – в среднем темпе, зелёный медленно. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке. Конечно, чтобы дети могли свободно пользоваться такими схемами, проводится предварительная работа.

Для малышей вместо схем можно использовать следующий способ: сделать разметку; разделить её на несколько этапов. На каждом отрезке поставить картинки – подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения.

Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки - заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. 

Так же педагог направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно - пространственные условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала можно разделить на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков, сектор бега, сектор лазания и т. д., наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач.

 Например, в секторе «Веселый мяч», дети отрабатывают технику ведения мяча с продвижением вперед, броски мяча в обруч, через веревку, передача мяча друг другу способами двумя руками от груди, из-за головы и ловля мяча произвольным способом,

В секторе «Равновесие» выполняют упражнения на сохранение равновесия — ходьбу по гимнастической скамейке разными способами, ходьба и бег по наклонной доске, ходьба между предметами на носках, с мешочком на голове.

В секторе «Прыжки» дети выполняют различные виды прыжков: на одной и двух ногах, с продвижением вперед, между предметами, спрыгивания, запрыгивания, прыжки со скакалкой разными способами.

В секторе «Метания» дошкольники отрабатывают технику выполнения метания: из-за плеча, правой, левой рукой, стоя на коленях, сидя, лежа; метание в горизонтальную и вертикальную цель и др.

Каждый сектор спортивного зала представляет собой определенный пункт, где можно остановиться. Посещение физкультурного зала начинается с группового приветствия, настраивающего детей на положительное эмоциональное общение, краткое обсуждение и совместное устное планирование предстоящей деятельности. Рекомендуется включение в начало занятия игр на внимание. Далее проводится групповая разминка под музыкальное сопровождение. Далее инструктор по физической культуре представляет все сектора физкультурного зала, работающие на данном занятии. Таким образом, детям предлагается самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты. Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной инструктором деятельности и выбрать нечто иное. Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый. В ходе организованной деятельности в секторах активно можно использовать карточки-схемы выполнения различных движений, что позволяет сократить время объяснения и предоставить детям возможность самостоятельных двигательных проб. Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом.

Для поддержания интереса к выполнению заданий желательно моделировать игровые проблемные ситуаций, например, для упражнения ходьбы по наклонной доске «Подъем по трапу», спрыгивание со скамейки «Спасение утопающих». Задача педагога поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение. Через определенное время, по сигналу инструктора дети договариваются и меняются карточками-схемами, переходят в другой центр. За одно занятия дети успевают посетить 2–3 сектора.

После выполнения основных движений детям предлагаются карточки (3–4 шт.) с уже знакомыми им подвижными играми. Дети договариваются друг с другом и самостоятельно выбирают игру.

Заключительная часть занятия проводится в форме игр-упражнений в виде дыхательной гимнастики; релаксационных, расслабляющих упражнений («На солнечной полянке», «Полет высоко в небе» и др.). Поощряется придумывание новых игр и упражнений, способов действия со спортивными снарядами. Подводя итоги в процессе беседы с детьми выяснить, какие движения были для них более сложные, а какие легкие в выполнении и где бы они их потом применили.

Также хочется отметить, что при организации ООД такой формы обязательным условием является доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка. Не заставлять и не приучать ребенка, а помогать  быть смелей и активней, хвалить за проявленную инициативу, необычный способ выполнения любой деятельности.

Развитию инициативы детей дошкольного возраста в физическом развитии очень способствуют подвижные игры. Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для  фантазий.

Скучным просто объявлять в конце занятия название игры.

Можно начало игры сделать захватывающим, будоражащим веселые мысли:

- для малышей  можно предложить  найти заранее спрятанную маску – шапочку и когда дети находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбирают игру;

- рассказать короткий стих про любого персонажа, который потерялся. Ребята находят игрушку, и играют с этим персонажем;

- старшим детям предлагается попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи, атрибуты.

Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.

На каждом физкультурном занятии нужно находить место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.

Например, можно дать такие задания:

- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;

- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;

- вы - кошки, лакающие из миски молоко;

- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.

Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять самостоятельность и инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики. На занятии можно прибегнуть к таким приемам:  

- только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить, выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов;

- придумывание названия комплексу;

- выбор музыки из предложенной;

- выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики.

Ребятам нравится, когда им предлагают  самим придумывать упражнения. Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой, находчивостью.

Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе  в свободной игровой деятельности, например, на прогулке.

3. Практическое задание для педагогов по преобразованию стандартного занятия по методическому пособию Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» занятие 20* стр.34.

- анализ структуры ООД;

- предлагается единая мотивация к ООД: отряд МЧС отправлен на необитаемый остров, для отработки навыков выживания в экстремальных условиях;

- участники делятся на 4 команды способом выбора по желанию спортивных атрибутов;

- все команды перемещаются на дискуссионную площадку, где получают карточку с содержанием одной из частей занятия над которой они работают (10-15 мин);

- каждая команда воспроизводит свою часть занятия, тем самым проиграв все содержание по конспекту пособия;

- обсуждение, вопросы после каждого выступления команды.

4. Рефлексия.

Игра с педагогами «Рефлексивный круг» с мячом.

Правила игры: участники становятся в круг, ведущий с мячом располагается в центре, задает вопрос всем, кидает мяч любому из играющих, который отвечает и возвращает мяч. Если участник затрудняется ответить, то берет подсказку у игроков справа и слева от себя.

Вопрос: какой прием позволяет вам наиболее развить в детях самостоятельность и инициативность в процессе организованной образовательной деятельности по физическому развитию?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 37 муниципального образования Абинский район Тема: «Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию» Подготовила: Галинская В.А., старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Слайд 2

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений и побуждение к действию. Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Слайд 3

Формирование самостоятельности проводится в несколько этапов: Первый этап – побуждение детей к выделению составных частей физического упражнения, запоминанию последовательности двигательного действия и пониманию взаимосвязи различных элементов (например: взмах руками для увеличения силы толчка). Главное достижение на этом этапе - произвольное управление работой отдельных частей тела и их согласование, умение действовать по плану, предложенному взрослым. Второй этап – знакомство с различными способами выполнения одного и того же движения. Главное достижение этого этапа - понимание стоящей двигательной задачи, умение руководствоваться в своих действиях определенным планом, предвидеть результат.

Слайд 4

Третий этап – формирование самостоятельности при выполнении движений, умении ставить двигательную задачу по собственной инициативе и выбирать нужный способ для ее решения. Главное достижение на этом этапе – движение осознается как средство решения различных игровых задач, а не как самоцель выполнения. Четвёртый этап – происходит овладение выбором способа двигательного действия в зависимости от условий, ситуации и индивидуальных особенностей (роста, скоростных способностей).

Слайд 5

Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы

Слайд 7

Педагог направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно - пространственные условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала можно разделить на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков, сектор бега, сектор лазания и т. д., наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач.

Слайд 8

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий. Можно начало игры сделать захватывающим, будоражащим веселые мысли: - для малышей можно предложить найти заранее спрятанную маску – шапочку и когда дети находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбирают игру; рассказать короткий стишок про любого персонажа, который потерялся. Ребята находят игрушку, и играют с этим персонажем; - старшим детям предлагается попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи, атрибуты.

Слайд 10

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» Занятие 20* Задачи : повторить ходьбу с изменением темпа движения; развивать координацию движений и глазомер при метании в цель; упражнять в равновесии. ВАША ЗАДАЧА: МАКСИМАЛЬНО РАЗВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ПО КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ ОД

Слайд 11

Структура ООД по ФГОС ДО: мотивация, цель; планирование деятельности; образовательная деятельность; рефлексия.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре

В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил»....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Консультация на тему:Использование современных образовательных ИК технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптиро...

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...