Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
учебно-методическое пособие по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Терещенко Оксана Александровна

Любая образовательная деятельность, не

связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательновлияет на ее эффективность.

Основная задача воспитателя – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении.

Я представляю тренажеры для проведения гимнастики для глаз "Зрительные дорожки", которые сделала в своей группе и использую, как на занятиях по физической культуре для профилактики остроты зрения, так и для переключения дошкольников с одного вида деятельности на другой.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любая образовательная деятельность, не

связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательновлияет на ее эффективность.

Основная задача воспитателя – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении.

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Длягимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Я представляю тренажеры для проведения гимнастики для глаз "Зрительные дорожки", которые сделала в своей группе и использую, как на занятиях по физической культуре для профилактики остроты зрения, так и для переключения дошкольников с одного вида деятельности на другой.  На стенах расположены силуэтные изображения предметов, игрушек, фигурки животных, транспортные средства. Ребёнок отыскивает глазами нужную фигурку, предмет и перемещает взгляд по зрительным дорожкам туда, куда скажет педагог. Зная, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, наполняем упражнения с тренажерами игровыми действиями (загадками, стихами, сюжетами). Это способствует развитию не только прослеживающей функции глаз, фиксации взора, укреплению глазодвигательных мышц, но и развитию познавательных способностей детей, творческого потенциала, координации слова и движения. Офтальмотренажеры располагаются на доступной для детей высоте, имеют привлекательные яркие цвета, изготовлены из мягкого моющегося материала. Также разработаны схемы-карты с уже готовыми изображениями. Листы размера А3 размещаются на мольберте.

Методика:

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

10. Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Данная методика не только имеет профилактический характер, но и вносит в любую деятельность игровой момент. Происходит «удержание» внимания и активности детей на занятии.

C:\Users\dima\Desktop\IMG_0008.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0009.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0010.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0011.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0012.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0013.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0014.JPGC:\Users\dima\Desktop\IMG_0015.JPG