«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
материал на тему

Васина Наталья Ивановна

Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников  по  вопросам  удовлетворенности родителей  качеством  образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Васина Наталья Ивановна  

Старший воспитатель МАДОУ № 340

Московского р. г.Казани РТ

     Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.              

     Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.

      Семья и современный детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  

      Результаты опроса показали, что родители предпочитают получать информацию о деятельности детского сада  по информационным  каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение периодической печати. Однако знания,  воспринимаемые из разных источников, не помогают им получить достоверной картины по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей  не позволяет им занять активную позицию в сотрудничестве  с воспитателями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но  порой  конфликтность и безответственность.  Столкнувшись с этой проблемой,  а так – же  с целью повышения  степени удовлетворенности родителей качеством современного дошкольного образования, стало ясно,  что необходимо   искать новые формы работы с родителями по привлечению их к жизни детей в ДОУ, по сохранению института семьи.  

В процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи  в современных условиях возникают следующие проблемы:

  • большие противоречия между материальными и духовыми запросами населения и между семейными  обязанностями.
  • статус матери снижен,  и отцовство, как важнейший элемент социализации, практически отсутствует.
  • авторитет и доверие к воспитателю находятся на недостаточном  уровне.
  • средства массовой информации порой допускают  негативную информацию о деятельности детского сада.
  • родители плохо представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, часто занимают позицию сторонних наблюдателей.
  •  родители и педагоги не всегда чувствуют себя единомышленниками.

        Таким образом, мы поняли, что  необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в конечном итоге положительно отразились на воспитании детей.

      Прогрессивные педагоги, общественные деятели считают,  чтобы повысить  степень  удовлетворённости родителей  качеством оказанных ребенку образовательных услуг,  необходимо повысить  психолого-педагогическую  культуру родителей.  Важно проводить педагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, для каждого конкретного родителя.  Учитывая всё это, мы решили  адаптировать  традиционные формы работы с родителями к современным условиям.  Ставя задачу  повышения  степени удовлетворенности родителей качеством дошкольного  образования, нашими педагогами были   разработаны  показатели  уровня осведомленности и удовлетворённости  родителей качеством образовательных услуг в ДОУ:

  • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
  • Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
  • Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог - родитель;  педагог – ребенок.
  • Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
  • Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
  • Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

    Далее  необходимо провести  мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада, при этом установить  категорию  участников процедур мониторинга, это: аведующий, старший воспитатель, педагоги-специалисты,  воспитатели, родители детей, посещающих детский сад.

Наметить  периодичность проведения мониторинга : 2 раза в  год.

Рекомендованные для использования методы: анализ, наблюдение, визуальная оценка, сбор, группировка, обработка данных.

Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

 Ожидаемые результаты : повышение степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.

Мы  выбрали мониторинг по изучению  удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения по  методике  Е. Н. Степанова  представленной  в книге «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации» [Приложение №1]  Наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями опрошенные  считают :

  • совместные праздники и развлечения, и др. мероприятия  (82%).
  • специальные занятия, тренинги, семинары (72%),
  • посещение родителями занятий в детском саду (60%).
  • родительские собрания (30%),
  • беседы и консультации (48%)

     Выводы по результатам анализа анкет: Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности, запросы, интересы, и нужды  родителей. Они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

 Однако,  родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей,  главными среди которых они считают:

  • развитие речи детей и обогащение словаря;
  • укрепление здоровья и развитие двигательной активности детей
  • подготовка к школе

 А в целом, мы поняли, что  для родителей  не существует второстепенных тем, поскольку им необходимы знания об особенностях развития своего  ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой, развивающей  среды. Стало ясным,  что порой  традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, беседы)  воспринимаются родителями достаточно равнодушно, и не всегда  виден весь широкий спектр ежедневной кропотливой работы, которая постоянно проводится педагогами и специалистами.  Поэтому настала  необходимость  искать современные, инновационные формы взаимодействия с родителями, прислушиваясь  к мнению родителей. Такие формы, которые бы позволили родителям максимально быть в курсе всей работы, проводимой педагогами дошкольного учреждения, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей,   а так же с целью ознакомлении их с инновационной деятельностью образовательного учреждения.  Иными словами, необходимо качественное преобразование используемых форм работы с родителями:

  • развитие диалогических отношений «педагог-семья»;
  • поиск,  и реализация интерактивных методов обучения взрослых
  •  изучение интересов, мнений и запросов родителей
  •  изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

 Был  разработан  план работы по повышению удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ,  где предусматривалось:

  • Повышение квалификационного уровня педагогов.
  • Улучшение  питания детей.
  • Повышение  уровеня  физкультурно - оздоровительной работы через организацию секций в детском саду, работу семейных клубов.
  • Повышение  уровеня материально-технического оснащения
  • Обучение родителей педагогическим знаниям, вовлечение  родителей в образовательный процесс.  
  • Повышение уровень информированности  родителей

    Для реализации данного плана, провели  акции для  создания презентативного имиджа детского сада (благотворительные акции, марафоны: «Поможем братьям  нашим меньшим», «Книгам вторую жизнь», «Дни добрых дел», «Береги природу»). Ежегодно проводим  «День  открытых дверей» с организацией экскурсии родителей  по детскому саду: группам, кабинетам, пищеблоку   - с  дегустацией блюд детской кухни.

        Организованы  постоянно действующая  «Почта доверия» и  консультативные приёмные педагогов по предварительным заявкам, так как порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Традиционной   стала акция «Гость группы» ( приглашенные родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер – классы: «Красивая коса», «Волшебные нитки», «Юный поварёнок»). Проводится  конкурс «Семейной  газеты», где семья рассказывает  об интересных семейных  событихях  и традициях : «Воспоминание о лете», «Мой домашний любимец», «День рождения». Организуются творческие выставки,  совместные мероприятия, родители вовлекаются  в планирование и организацию тематических проектов.  Уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс  отслеживается через «Доски почета», рубрики «Спасибо за участие в проекте». Итоги проведенного мероприятия выкладываются  на сайт группы , детского сада.

     Сайт образовательного учреждения,  помогает повысить    степень осведомленности  родителей деятельностью детского сада.  Здесь  родители имеют возможность  получать информацию о мероприятиях детского сада, получать ответы на вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов и воспитателей. На сайте наши родители знакомятся  со сценариями мероприятий, получают рекомендации по подготовке костюмов детей к утреннику.  Благодаря  сайту,  родители,  больше знают о том, каких успехов добились их дети, и дошкольное учреждение, вцелом. Здесь же  педагоги  осуществляют  обратную связь с родителями.

        Очень удобной и эффективной формой работы  с родителями   является «Экран настроения»,  уголок   эмоционального состояния детей   «Здравствуй, я пришёл» , «Экран добрых дел».  Информация   при этом  подбирается для конкретных родителей и про конкретных детей. В детском саду работает  клуб: «Первоклашка» - для родителей детей подготовительных к школе групп.   «Супер мама» - для родителей детей младших групп. На заседаниях клубов поднимались и обсуждались интересующие родителей проблемы.  Систематически  выпускается  газета «Берёзка»,  в которой нашли отражение следующие рубрики: «Чем живёт детский сад», «Советы специалистов», «Чем занять ребёнка дома в выходные и праздники» и др. В газете мы стараемся проанонсировать то или иное готовящееся мероприятие, рассказываем о проводимых конкурсах среди групп, благодарим самых активных родителей.

   Иными словами,  вся работа с родителями  строится  по  направлениям :

Направление работы

Преследуемые цели

Формы работы

1

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары,   практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы родительские собрания, консультации и др.

2

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в образовательный процесс ДОУ

Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

3

Обучение родителей практическим навыкам

Овладение практическими навыками

Тренинги, открытые занятия, консультации, досуги и др.

      Благодаря разнообразию новых форм родители увидели своих детей совсем другими глазами – оказывается, их дети умеют не только красиво петь, танцевать, участвовать в спортивных соревнованиях, но знают ответы на многие вопросы по экологии, математике, краеведению, умеют логически рассуждать. Мы почувствовали совсем другое отношение к педагогам.

     Проведя  мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада в конце года [Приложение № 2] мы отметили, что созданная система работы  дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты:

  • родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы  и считают, что: их ребенок с удовольствием посещает детский сад;
  • сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;
  • в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;
  • благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.
  • педагоги  активно  используют  новые технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;
  • Родители  активно участвуют  в жизни детского сада

      Таким образом, чтобы повысить степень  удовлетворённости современных родителей  качеством оказанных ребенку образовательных услуг, важно  не только  качественно и интересно оказывать эти услуг, но и  обучать  воспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание и формирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что еще хуже, губительными.

Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.

                                                                                               Приложение 1

Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей

Уважаемые родители! С целью улучшения качества образовательного процесса в ДОУ просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы.

1. Вы систематически и достаточно  получаете информацию о:

да

нет

трудно сказать

целях и задачах детского сада

содержании деятельности педагогов

особенностях развития вашего ребенка

режиме работы дошкольного учреждения

питании (меню)

2. Вы получаете информацию об особенностях развития ребенка в детском саду на основе:

да

нет

трудно сказать

Информационного стенда

Индивидуальных бесед с воспитателями

Индивидуальных бесед с медицинской сестрой

Бесед со специалистами

Собраний

Бесед с заведующей

Не получаю никакой информации

6. Удовлетворены ли Вы:

да

нет

трудно сказать

отношением ребенка с педагогами

Отношениями ребенкасо сверстниками

Вашими отношениями с педагогами

7. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?

- Да, в полной мере

- Да, частично

- Нет

8. Соответствует ли образовательная программа ДОУ вашим запросам

- Да, в полной мере

- Да, частично

- Нет удовлетворенности

9. Какие формы работы  наиболее эффективные:

- посещение воспитателем ребенка на дому;

- родительские собрания;

- специальные занятия, тренинги, семинары для родителей;

- совместные праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы и консультации;

-другие формы работы (укажите какие) ____________________

10. Удовлетворены ли Вы спектром дополнительных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?

- Да, в полной мере

- Да, частично

- Нет удовлетворенности

11. Вам нравится территория и помещение  детского сада?

- Да, в полной мере

- Нет удовлетворенности

14. Какие проблемы, на Ваш взгляд, наиболее характерны для ДОУ

да

нет

трудно сказать

Низкая материальная база

Недостаточная профессиональная компетентность педагогов

Недостаточное внимание к детям

Недостаточное уважение к родителям

Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы

Отсутствие интересной работы с родителями

Недостаточное информирование родителей о ребенке

Приложение №2

Анкета итоговая:  

Удовлетворённость родителей:

%

Стабильностью, добрыми традициями в ДОУ

Высоким уровнем развития ребёнка в соответствии с требованиями образовательной программы

Стабильным коллективом, достижениями педагогов, положительной мотивацией к работе

Общением педагогов с детьми, учитывая их индивидуальные особенности

Общением  педагогов с родителями  на основе диалога, открытости с использованием  делового стиля  в сочетании с личностным стилем общения

Информированностью о жизни и деятельности ребёнка в ДОУ

Созданием предметной среды, способствующей комфортному самочувствию детей и их родителей

Связями с другими социальными институтами  образования и воспитания

Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка

ИТОГО

«Список литературы»

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова  М.:ТЦ «Сфера», 2001 – 128с
  2. Солодянкина О.В.» Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.»  М.: «Аркти», 2005, С. 221.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

В статье рассматриваются цели и задачи воспитания в условиях современного ДОУ и семьи.Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, задачи воспитания и образования детей....

Маркетинговая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении

В статье раскрыты основные направления, цели  маркетинговой деятельности руководителя  дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения качества дошкольного образования в совреме...

Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыт опыт работы по сопровождению непрерывного образовательного пространства и социально-психологической поддержки семей в реализации их воспитательной функции, которая достигается путем т...

Инновационно - педагогическая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Одной из наиболее важных проблем образования, является сохранение и укрепление здоровья детей....

«Игровая технология «Круг». Развитие навыков общения и взаимодействия воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами) через игровую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Данная методическая разработка основана на личном опыте учителя-дефектолога и ориентирована на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу со сложными дефектами дошкольного...