Развитие равновесия у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Ларина Юлия Леонидовна

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросам равновесия уделяется большое внимание в системе подготовки дошкольников по физической культуре.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функций равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положения, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направленные на сохранение равновесия. Многократное выполнения таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Итак, формирование равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников. От своевременного развития равновесия зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, способствует формированию правильной осанки, а также развитию его двигательной сферы.

Что же такое равновесие?

Равновесие – это способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Оно зависит от величины площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы.

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того, чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.

Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс. (Е.Н.Вавилова, 1983).

Трудности сохранения не только вертикальной, но и любой другой позы при действии постоянно меняющихся внешних сил обусловлены тем, что двигательный аппарат человека представляет собой сложную кинематическую цепь с большим числом механических степеней свободы. Дыхательные движения, перемещение крови по сосудам, постоянные неравномерные мышечные напряжения превращают человеческое тело в подвижную систему. Поэтому, при сохранении определенной позы наиболее сложно превратить эту систему в относительно неподвижное «неизменяемое» тело. Однако всякое равновесие относительно и носит временный характер. Другими словами, равновесие человеческого тела – частная форма движения.

Чрезвычайно сложны вопросы управления равновесием у детей дошкольного возраста, особенно ранних лет. Здесь трудно еще говорить о «хорошо организованной функции» сохранения позы в связи с имеющимися возрастными особенностями развития всех афферентных систем (зрительной, вестибулярной, кожной, двигательной) и интегрирующего их деятельность аппарата – центральной нервной системы. Равновесие постепенно формируется в автоматизированную функциональную систему, действующую в полном соответствии с получаемыми воздействиями внешней среды. С течением времени растет количество и разнообразие поз, которые ребенок научается поддерживать произвольно и в статическом положении, и в движении. (М.Ю.Кистяковская, 1978).

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярная сенсорная система связана со многими центрами спинного и головного мозга и вызывает ряд вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов.  Вестибулярные нервные центры находятся под прямым влиянием ядер мозжечка. (Фомин Н.А., 1992). Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. (Бадалян Л.О., 2000).  Кора больших полушарий обеспечивает наиболее широкое взаимодействие различных сенсорных систем и их участие в организации двигательных действий человека, в том числе в процессе его спортивной деятельности.

Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) – зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния – третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичная) сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования. В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а  от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы.

Начиная с 5-6 летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период с 5 до  8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 4г. наблюдается в 50%, в 6-7 лет – 80%.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Сенситивным периодом развития равновесия является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку. (Ашмарин Б.А., 1990).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах.

В своих исследованиях Кистяковская (1978) уделила внимание развитию функции равновесия у детей дошкольников. Автор выявила основные направления развития статического равновесия у детей разных возрастных групп и уровень развития этого качества у наблюдаемых детей. Тенденция нарастания исследуемой способности детей поддерживать устойчивую позу при стоянии заданным способом сохраняется от возраста к возрасту.

Формирование способности удерживать данную позу у девочек происходит более интенсивно. В равновесии у детей 4 – 7 лет наблюдаются большие индивидуальные колебания. Максимальные возможности детей в статическом равновесии улучшаются из года в год. Особенно интенсивно развитие равновесия у детей происходит на шестом году жизни.

У детей дошкольного возраста уменьшение продолжительности равновесия при стоянии зависит не только от наличия или отсутствия зрительного контроля, но и от состояния вестибулярного аппарата, а также всех других систем, принимающих участие в регуляции позы ребенка. У девочек начиная с пятилетнего возраста вся сложная система управления равновесием тела оказывается более сформированной, чем у мальчиков. Это вытекает из меньшей значимости зрительного контроля для продолжительности равновесия при стоянии.

Применение специальных упражнений на равновесие в занятиях по физической культуре приводит к совершенствованию функции равновесия у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ.дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ваваилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
  3. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1978.
  4. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биол.спец.вузов. – М.: Высш.шк., 1990.
  5. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.
  6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  7. Теория и методики физического воспитания: Учебн. Для студентов фак.физкультуры пед.ин-ов по спец.03.03.»Физ.культура» Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградв, З.Н.Вяткина и др. Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Фомин Н.А. Физиология  человека: Учеб.пособие для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

В статье рассматривается развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Актуальность:1.  Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать.2.  Равновесие является основой для овладен...

"Упражнения на развитие равновесия у детей дошкольного возраста"

Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение своего тела.Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.Равновесие зависит...

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста.

Равновесие-это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата и расположени...

рекомендации из опыта работы "Развитие равновесия у детей дошкольного возраста"

Равновесие  является постоянным и необходимым компонентом любого движения в жизни ребенка....

Упражнения на развитие равновесия у детей дошкольного возраста

Упражнения на развитие равновесия у детей дошкольного возраста    Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития закладываются у ...