Развитие равновесия у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему

Андреева Елена Викторовна

Равновесие-это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата и расположения центра тяжести тела.У дошкольников он расположен высоко,поэтому у многих имеются трудности в сохранении равновесия.Далее будут рассмотрены проблемы и пути их решения посредством различных физических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_ravnovesie.docx19.68 КБ
Файл igry_na_ravnovesie.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

На проблемы с равновесием и координацией движений у ребёнка указывают такие параметры: 

ребёнок

-легко падает, часто спотыкается или не может быстро «восстановиться» после потери равновесия;

-двигается скованно, движениям тела не хватает плавности, гибкости (например, бегает, как «робот»);

-избегает физической активности (например, активных игр на площадке, занятий спортом);

-опаздывает на этапах развития (например, поздно начинает ползать или ходить);

-медленнее, чем сверстники, осваивает физические навыки (например, езду на велосипеде, плавание или лазанье по деревьям);

-менее проворен, чем сверстники, в спорте (например, в командных видах спорта);

-толкает тяжелее, движется быстрее или вторгается в личное пространство других детей больше, чем они того хотят;

-боится новых физических игр (например, качелей) или высоты, которая не смущает сверстников.

Трудности с равновесием и координацией движения могут привести:

к социальной изоляции, так как ребенок не сможет участвовать в таких групповых мероприятиях, как катание на коньках, верховая езда, теннис, волейбол и другие;

к низкой самооценке, когда ребенок понимает, что его навыки не соответствуют навыкам его сверстников;

к плохим навыкам мелкой моторики (например, письму, рисованию и вырезанию), когда у ребенка нет прочной основы для поддержания движений рук и кистей;

к неспособности ездить на велосипеде или самокате, что означает ограниченные возможности для игры со сверстниками.

Игры на развитие равновесия, в которые можно поиграть дома.

«Плывет кораблик».

Поставьте ребёнка на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:

Плывет, плывет кораблик

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой!

«Покачай нас звонкий мяч».

Посадите ребёнка на большой надувной гимнастический мяч — фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:

Качи-кач-и качи-кач

Покачай нас, звонкий мяч!

Влево, вправо, влево, вправо,

А потом назад — вперед.

Покатаемся по кругу,

А потом наоборот!

«На лошадке».

Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:

«Кружимся — кружимся».

Возьмитесь с ребёнком за руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:

Кружимся! Кружимся!

Стой, голова закружится!

«На одной ноге постой-ка».

Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

«Внутри — снаружи».

Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.

Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга.

«Маленькие змейки».

В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите ребёнку, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

«Канатоходец».

Протяните по полу длинную веревочку и предложите ребёнку пройтись по ней:

Вот слон, индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.

«Ковер».

Скажите ребёнку, что ковер — это плот, который плывет по реке. Предложите ребёнку обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду.

«Перешагиваем».

Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите ребёнка за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.

«Идет бычок, качается».

Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Предложите ребёнку показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.

«Там мышка живет».

Ребёнок идет по гимнастической скамейке (бордюру\доске), в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Когда ребёнок доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.

«Идет котик по лавочке».

Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Ребёнку надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать ребёнка за руки:

Идёт котик по лавочке

Ведёт кошечку за лапочки

Топы-топы по лавочке

Цапы-цапы за лапочки.

«По мостику».

Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка — это мостик через речку:

Над речкой — узкий мостик, другого нет пути,

Решили наши звери по мостику пройти.

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Ребёнок прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.

«На улице».

Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам.

«На горку».

Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая ребёнка за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол.

«По камешкам».

Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите ребёнка за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камушек»:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два, раз-два!

По камешкам, по камешкам

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два, раз-два!

«С бугра на бугор».

Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:

Куда бежите, ножки?

— По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.



Предварительный просмотр:

На проблемы с равновесием и координацией движений у ребёнка указывают такие параметры: 

ребёнок

-легко падает, часто спотыкается или не может быстро «восстановиться» после потери равновесия;

-двигается скованно, движениям тела не хватает плавности, гибкости (например, бегает, как «робот»);

-избегает физической активности (например, активных игр на площадке, занятий спортом);

-опаздывает на этапах развития (например, поздно начинает ползать или ходить);

-медленнее, чем сверстники, осваивает физические навыки (например, езду на велосипеде, плавание или лазанье по деревьям);

-менее проворен, чем сверстники, в спорте (например, в командных видах спорта);

-толкает тяжелее, движется быстрее или вторгается в личное пространство других детей больше, чем они того хотят;

-боится новых физических игр (например, качелей) или высоты, которая не смущает сверстников.

Трудности с равновесием и координацией движения могут привести:

к социальной изоляции, так как ребенок не сможет участвовать в таких групповых мероприятиях, как катание на коньках, верховая езда, теннис, волейбол и другие;

к низкой самооценке, когда ребенок понимает, что его навыки не соответствуют навыкам его сверстников;

к плохим навыкам мелкой моторики (например, письму, рисованию и вырезанию), когда у ребенка нет прочной основы для поддержания движений рук и кистей;

к неспособности ездить на велосипеде или самокате, что означает ограниченные возможности для игры со сверстниками.

Игры на развитие равновесия, в которые можно поиграть дома.

«Плывет кораблик».

Поставьте ребёнка на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:

Плывет, плывет кораблик

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой!

«Покачай нас звонкий мяч».

Посадите ребёнка на большой надувной гимнастический мяч — фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:

Качи-кач-и качи-кач

Покачай нас, звонкий мяч!

Влево, вправо, влево, вправо,

А потом назад — вперед.

Покатаемся по кругу,

А потом наоборот!

«На лошадке».

Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:

«Кружимся — кружимся».

Возьмитесь с ребёнком за руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:

Кружимся! Кружимся!

Стой, голова закружится!

«На одной ноге постой-ка».

Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

«Внутри — снаружи».

Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.

Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга.

«Маленькие змейки».

В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите ребёнку, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

«Канатоходец».

Протяните по полу длинную веревочку и предложите ребёнку пройтись по ней:

Вот слон, индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.

«Ковер».

Скажите ребёнку, что ковер — это плот, который плывет по реке. Предложите ребёнку обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду.

«Перешагиваем».

Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите ребёнка за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.

«Идет бычок, качается».

Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Предложите ребёнку показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.

«Там мышка живет».

Ребёнок идет по гимнастической скамейке (бордюру\доске), в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Когда ребёнок доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.

«Идет котик по лавочке».

Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Ребёнку надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать ребёнка за руки:

Идёт котик по лавочке

Ведёт кошечку за лапочки

Топы-топы по лавочке

Цапы-цапы за лапочки.

«По мостику».

Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка — это мостик через речку:

Над речкой — узкий мостик, другого нет пути,

Решили наши звери по мостику пройти.

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Ребёнок прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.

«На улице».

Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам.

«На горку».

Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая ребёнка за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол.

«По камешкам».

Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите ребёнка за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камушек»:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два, раз-два!

По камешкам, по камешкам

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два, раз-два!

«С бугра на бугор».

Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:

Куда бежите, ножки?

— По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

В статье рассматривается развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Актуальность:1.  Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать.2.  Равновесие является основой для овладен...

"Упражнения на развитие равновесия у детей дошкольного возраста"

Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение своего тела.Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.Равновесие зависит...

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников....

рекомендации из опыта работы "Развитие равновесия у детей дошкольного возраста"

Равновесие  является постоянным и необходимым компонентом любого движения в жизни ребенка....

Упражнения на развитие равновесия у детей дошкольного возраста

Упражнения на развитие равновесия у детей дошкольного возраста    Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития закладываются у ...