Картотека подвижных игр для развития координационных способностей
картотека по физкультуре

Никитина Анна Александровна

Представлены подвижные игры на развитие координационных способностей с использованием нестандартного физкультурно-игрового оборудования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для развития координационных способностей

Игры, основанные на беговых упражнениях с использованием нестандартного физкультурно-игрового оборудования (НФИО)

«Мы весёлые ребята»

Цель: закреплять умение  действовать точно по сигналу, бегать с одной стороны площадки на другую; развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Материал: НФИО: «Чудо-круг»

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игроки хором произносят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!»

После слова  «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.

2 вариант с НФИО

Дети идут по «Чудо - кругу» и проговаривают текст. Ловишка - в центре; обучающиеся разбегаются в стороны, а Ловишка догоняет их.

 «Ловишки - перебежки»

Цель: упражнять детей в беге с заданием; формировать умения действовать точно по сигналу, развивать  быстроту, ловкость.

Материал: НФИО: «Разноцветные ленточки»

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Дети стоят за чертой  на одной стороне площадки. На второй стороне также проведена черта. Сбоку стоит Ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три – беги!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. После 2-3 перебежек Ловишку выбирают из самых ловких и быстрых детей, которые небыли пойманы.

2 вариант с НФИО

Дети прикрепляют сзади разноцветные ленточки,  перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка догоняет детей и  выдёргивает разноцветные ленточки. Игрок, оставшийся без ленточки,  считается пойманным.

3 вариант с НФИО (усложнение):

Ловишка ловит детей только с ленточками определённого цвета (например,  жёлтого).

«Сделай фигуру»

Цель: упражнять в беге врассыпную, в умении изменять движения по сигналу; развивать способность сохранять равновесие, способность к реагированию;  развивать творчество и воображение.

Материал: НФИО: «Мальчикам и девочкам», «Чудо-круг»

Ход игры:

1 вариант с НФИО

По звуковому сигналу  педагога (удар в бубен)  все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал наглядный (восклицательный знак) все играющие останавливаются на месте и принимают любую позу.

2 вариант с НФИО

Можно выбрать водящего с помощью «Чудо круга», который будет определять, чья фигура интереснее сложнее тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

3 вариант с НФИО (усложнение):

С помощью «Чудо - круга» выбираем тематику фигур (морская, домашние или дикие животные, растения и т.д.)

 «Затейники»

Цель: закреплять ходьбу по кругу, взявшись за руки в; развивать чувство ритма, способность к реагированию, внимание.

Материал: НФИО: «Чудо-круг»

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Выбирается  водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

2 вариант с НФИО

Выбирается  водящий – затейник, который встает в центр «Чудо - круга». Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник с помощью «Чудо - круга» выбирает упражнение, которое должны повторить ребята.

3 вариант с НФИО (усложнение):

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник с помощью «Чудо - круга» выбирает упражнение и дозировку повтора данного движения, которое должны повторить ребята.

«Зима и лето»

Цель: упражнять в строевых упражнениях, в беге по сигналу в заданном направлении; развивать координацию движений, внимание, глазомер.

 Материал: НФИО: мягкие мячики

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Стоящие в две шеренги дети поворачиваются спиной   друг к другу. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу «Зима!» игроки этой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару. Тоже по сигналу «Лето!»

2 вариант с НФИО

У каждого ребёнка мягкий мяч, по сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в свою пару.

 «Коршун и наседка»

Цель: развивать способность ориентироваться в пространстве, способность перестраивать двигательные действия; упражнять в подлезании через обруч.

Материал: НФИО: «Паутина»

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант с НФИО (с усложнением)

По сигналу коршун должен вылететь из гнезда перелезть через «Паутину» и начать ловить цыплёнка.

 «Встречные перебежки»

Цель: упражнять в беге по сигналу в заданное направление;  развивать ловкость, быстроту, внимание.

Материал: НФИО: разноцветные ленточки

Ход игры:

Две группы детей, с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгах (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие,   жёлтые. По сигналу педагога: «Синие»!» дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладони и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

«Пустое место»

Цель: развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным.

Материал: НФИО: платочек

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс: получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит:

«Вокруг домика хожу,

и в окошечки гляжу,

к одному я подойду,

и тихонько постучу».

После слов постучу, водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?». Водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» Водящий отвечает: «Бежим наперегонки». И оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

2 вариант с НФИО

Водящий ходит в центре  круга с платочком и кладёт платочек между двух детей. Эти дети бегут в разные стороны по кругу, кто первый успевает вернуться на место и взять платочек, становится ведущим.

«Парный бег»

Цель: упражнять в беге в парах, не расцепляя рук и  огибая предметы; развивать ловкость и внимание.

Ход игры:

Материал: НФИО: «Весёлые кегли», «Пенёчки».

1 вариант с НФИО

Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены «Весёлые кегли", по числу звеньев. По сигналу педагога первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.

2 вариант с НФИО

Пары бегут змейкой между «Пенёчками»

Игры, включающие прыжки с использованием нестандартного физкультурно-игрового оборудования (НФИО)

 «С кочки на кочку»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах через предметы, способность к реагированию, способность точно выполнять двигательные действия.

Материал: НФИО: «Чудесный коврик»

Ход игры:

1 вариант без НФИО

На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Педагог чертит на болоте кочки (круги) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки, на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, педагог назначает, кому выводить детей из болота. Тот, подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

2 вариант с НФИО

Перепрыгивание с кочку на кочку с помощью «Чудесного коврика»

«Удочка»

Цель: упражнять в умении подпрыгивать на двух ногах, развивать внимание, ловкость, умение быстро ориентироваться.

Материал: НФИО: «Змея»

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Дети стоят по кругу в центре педагог. Он держит в руках скакалка. Инструктор вращает скакалку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы скакалка не задел их ног. Скакалку инструктор крутит 2-3 раза,  делается пауза, и подсчитываются пойманные «рыбки».

2 вариант с НФИО

Вместо скакалки используется «Змея». Детям предлагается из рыбок превратиться в любое существо, которое опасается укуса змеи и, как только змея приблизиться, нужно перепрыгнуть через неё.

Игры с лазаньем и ползанье, используя нестандартного физкультурно-игрового оборудования (НФИО)

«Медведи и пчёлы»

Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, в  беге  врассыпную, на носочках «змейкой»; развивать  ловкость, смелость, быстроту.

Материал: НФИО: «Чудесный коврик», «Цветные дорожки»

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Дети делятся на две равные группы, одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Педагог подаёт сигнал: «Медведи!». Пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу, ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Следить, чтобы с гимнастической стенки слезали, а не спрыгивали, не пропускали рейки. Со скамеек спрыгивать на носки полусогнутые ноги.

2 вариант с НФИО (с усложнением)

Пчёлы вылетают и летят (бегут на носочках) между «Цветными дорожками», а медведи выбегают из берлоги, перелезают через «Чудесный коврик» и забираются в улей.

«Кто скорее до флажка»

Цель: упражнять в умении быстро передвигаться по площадке, выполняя задания; закрепить умение подлезать под предмет; развивать координацию движения.

Ход игры:

1 вариант без НФИО

Дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии 2м от исходной черты ставятся дуги или обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу педагога выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.

2 вариант с НФИО

Вводится усложнение: натягиваются «Цветные дорожки» на высоте 60см, дети должны, не касаясь руками пола, подлезть под ними, попрыгать «змейкой» между «Пенёчками» до флажка.

Игры, основанные на метании с использованием нестандартного физкультурно-игрового оборудования (НФИО)

 «Охотники и зайцы»

Цель: упражнять в метании в подвижную цель, в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; развивать глазомер, ловкость, способность ориентироваться в пространстве.

Материал: НФИО: мягкие мячики.

Ход игры:

1 вариант с НФИО

Выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!», зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те, в кого он попал считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

2 вариант с НФИО

Охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет они просто увёртываются от мяча.

«Сбей кеглю»

Цель: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении; развивать глазомер.

Материал: НФИО: «Весёлые кегли»

Ход игры:

На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят «Весёлые кегли». На расстоянии 1,5-2м, от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

«Попади в обруч»

Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель из разных исходных положений, развивать глазомер.

Материал: НФИО: мешочки, «Огненный обруч»

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят по кругу диаметром 8-10м через одного в руках мешочек. В центре круга лежит «Огненный обруч». По сигналу педагога дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их, стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки, и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.

2 вариант.

Забрасывать мешочки одной, двумя руками из-за головы, сидя, стоя на коленях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для развития координационных способностей

Картотека подвижных игр для развития координационных способностей у старших дошкольников...

Подвижные игры, используемые для развития координационных способностей

Одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот одна из самых главных наших задач....

Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо....

Консультация для родителей Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует - пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.В настоящее время состояни...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...