Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Здоровячок»
методическая разработка по физкультуре

Актуальность

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве. Дошкольный возраст закладывается фундамент физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_zdorovyachok_ryzhova_l.f.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №21»

Дополнительная

образовательная программа

физкультурно-спортивной

направленности

«Здоровячок»

                                                                     Авторы программы:

                                                                     Педагог, реализующий программу:

                                                                     Рыжова Людмила Федоровна,

                                                                      инструктор по физкультуре

                                                            высшей квалификационной                                                      

                                                            категории

                                                                      Возрастная категория детей:

                                                                      5-7 лет

                                                                      Срок реализации программы:                                            

                                                                      2года      

                                                                     Принята на заседании  

                                                                     педагогического совета                                                                                                                                                                      

                                                                     МБДОУ  №21  (протокол от)

Снежинск.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка          с. 2

1.1.

Актуальность темы

с. 3-5

1.2.

Направленность программы

с. 5

1.3.

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

с. 5-6

1.4.

Цель

с. 6

1.5.

Задачи

с. 6

1.6.

Принципы построения программы

с. 6-8

2.

Основные направления содержания деятельности

2.1.

Изложение тем курса, количество часов (1 год обучения)

с. 8-16

2.2.

Изложение тем курса, количество часов (2 год обучения)

с. 16-19

2.3.

Методы реализации программы

с. 19

3.

Описание условий для реализации программы

3.1.

Количество детей

с. 21

3.2.

Формы организации обучения

с. 21

3.3.

Материально-техническое оснащение, оборудование

с. 21

4.

Механизм оценки получаемых результатов

4.1.

Умения и навыки по окончанию обучения по программе «Здоровячок»

с. 22

4.2.

Форма оценивания результатов

с. 23-24

Литература

с. 25

Приложение № 1

с. 26

Приложение № 2

с. 28

Приложение № 3

с. 30-32

1.1 Актуальность

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве. Дошкольный возраст закладывается фундамент физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Дети, поступающие в детский сад компенсирующего вида, по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением общей и мелкой моторики; общей скованностью; дискоординацией и слабостью движений; двигательной расторможенностью; слабой ориентировкой в пространстве; не сформированностью функций равновесия; мышечной напряжённость или снижением мышечного тонуса; недостаточно развитым чувством ритма; нарушением осанки и плоскостопием; заметным отставанием в показателях основных физических качеств. И всё это наряду с общей соматической ослабленностью.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, к появлениям таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие.

Важно отметить, что в решении выше перечисленных задач, большое значение отводится правильно организованной физкультурно-оздоровительной работе с учётом коррекционно-воспитательных задач.

Оптимизировать работу в данном направлении, на наш взгляд, можно с помощью различных оздоровительных методик и технологий, т.к. доказано, что систематические разнообразные занятия дошкольников физическими упражнениями, планомерное повышение нагрузок на них при текущем медико-педагогическом контроле дают устойчивое повышение двигательной активности, помогают противостоять всевозможным заболеваниям.  

Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) - своеобразный вид оздоровительной физкультуры, представляющий собой пешие прогулки, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых  напоминает лыжные.

Это относительно новый, набирающий популярность вид оздоровительной физической культуры.

Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой:

• можно заниматься в любое время года;  

• подходит всем детям;

• можно ходить на любой местности;

• позволяет достичь большого тренировочного эффекта.

Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом:

  • способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;  
  • формируют правильную осанку;
  • содействуют профилактике плоскостопия;
  • содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма;
  • развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; 
  • тренируют чувство равновесия;
  • на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой.

Скандинавская ходьба с палками практически универсальна – она подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки.

Противопоказаний к скандинавской ходьбе, как таковых, не существует.

Оздоровительный бег имеет простую, не требующую обучения технику, а его воздействие на организм человека чрезвычайно велико. Особенно актуален оздоровительный бег для детей, потому что его общее влияние связано со снижением заболеваемости, изменением в функциональном состоянии центральной нервной системы, существенными сдвигами в кровообращении.

Методически грамотно составленные занятия для детей дошкольного возраста благоприятствуют стабилизации в дыхательной и сердечно-сосудистой системе, тренируют сердечную мышцу. В ходе бега кровь, двигаясь быстрее и в значительном объеме по дыхательной системе, лучше насыщает попадающим извне кислородом все ткани и органы. Замечено, что бег развивает выносливость, которой отводится важнейшая роль в поддержании здоровья на протяжения всей жизни.

Применение бега как главного способа тренировки выносливости предусматривает добавление в занятия упражнений на ловкость, быстроту, гибкость и развитие мышечной ткани.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей в МДОУ организованы занятия, в основе которых лежит дополнительная образовательная программа «Здоровячок». Программа предложена для реализации инструктором по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в течение двух учебных годов.

1.2        Направленность программы: физкультурно - спортивная

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

К категории дошкольников с общим недоразвитием речи относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.

Дети с общим недоразвитием речи по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников:

- нарушением общей и мелкой моторики;

- общей скованностью; дискоординацией и слабостью движений;      

- двигательной расторможенностью;

- слабой ориентировкой в пространстве;

- не сформированностью функций равновесия;

-  мышечной напряжённость или снижением мышечного тонуса;

- недостаточно развитым чувством ритма;

- нарушением осанки и плоскостопием;

- заметным отставанием в показателях основных физических качеств. И всё это наряду с общей соматической ослабленностью.

1.4 Цель

 Осуществление коррекции физического развития воспитанников, воспитание у дошкольников стремления к здоровому образу жизни и самосовершенствованию средствами оздоровительного бега и скандинавской ходьбы.

1.5 Задачи

  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Повышать адаптивные свойства организма посредством развития основных физических качеств и способностей.
  • Формировать положительную мотивацию к соблюдению режима  дня, к самостоятельной двигательной деятельности.
  •  Воспитывать уверенность в своих силах.

1.6 Принципы построения  программы

Содержание данной программы основывается на следующих принципах:

        Принцип природосообразности – предусматривающий отношение к ребёнку как к части природы, его воспитание в единстве и согласии с природой, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма с учётом особенностей физического развития, состояния его здоровья.

        Здоровьесберегающий принцип реализует в образовательном процессе ДОУ обобщенное и целостное представление о психологическом и соматическом здоровье ребенка.

        Принцип воспитывающего обучения - отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности.

        Принцип гуманизации педагогического процесса - определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни.

        Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенную подачу материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

        Принцип развивающего обучения — не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.

        Принцип индивидуально - дифференцированного подхода – ориентирует педагога на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития,  по половому различию и двигательной подготовленности.

        Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием взрослого и ребенка.

        Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса. В данном контексте имеется в виду сотрудничество систем; «ребенок-педагог», «родители-ребенок», «педагог-родители».

2.Основные направления содержания деятельности

Сроки реализации программы: 2 года

2.1 Изложение тем курса, количество часов (1 год обучения)

Учебный план программы реализуется через занятия на свежем воздухе, которые проводятся 1раз в неделю.

Также в учебный план внесены диагностические занятия.

Учебный план:

Возраст

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятий

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

5-6 лет

1

25 минут

4

36

        Отличительные особенности программы «Здоровячок» основаны на сочетании занятий скандинавской ходьбой и оздоровительным бегом.

Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Длительный равномерный бег - основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода. У людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце.

Скандинавская ходьба вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п.

В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой.

Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц, т.е. позволяет себя поддерживать в хорошей физической форме.

Ходить можно долго, это наиболее естественный вид физической активности.

Методика и организация оздоровительного бега

Оздоровительный бег с детьми 5-6 лет необходимо начинать с 30 секунд, а дальше действовать по схеме – каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. В периоды повышенной заболеваемости длительность бега не увеличивается, за холодный период года длительность бега увеличивается на 3 – 3,5 минуты от исходной.

Увеличение времени бега происходит в середине недели, когда организм детей уже создал дополнительный резерв для тренировки. Любой метод оздоровления, в том числе и бег, предполагает его непрерывность. Если система была нарушена в силу каких-либо причин, начинать бег необходимо с начальной стадии, увеличивая нагрузку постепенно.

Вся дозировка оздоровительного бега отслеживается в журнале «Учёта посещаемости оздоровительного бега».

Оздоровительный бег начинается с разминки. Разминка необходима для того, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Можно на ходу, выполнять с детьми упражнения для различных групп мышц - приседания и разного вида ходьба.

Заканчивается разминка бегом на месте (чтобы дети не « сорвались» с места, а побежали в нужном темпе). Дети продвигаются вперед « стайкой». Не следует выстраивать их друг за другом, т.к. индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой. Они начинают подталкивать друг друга, наступать на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает.

Всю дистанцию педагог бежит вместе с детьми. Следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Педагог во время бега находиться то сбоку от детей, то впереди, то сзади, подбадривая детей. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно. Заканчивается бег еще большим замедлением и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, затем на расслабление и дети некоторое время отдыхают. Длительность отдыха зависит от того, как быстро пульс детей приходит в норму (от 1 до нескольких минут).

Одежда детей должна быть удобной, не стесняющей движений, обувь спортивная или без каблуков.

Примерный перечень упражнений для разминок перед оздоровительным бегом представлен в Приложении 1.

Методика и организация скандинавской ходьбы

Наиболее предпочтительное время для начала занятий – осенний период.

Продолжительность оздоровительной  ходьбы для детей 5-6 лет – от 15 до 20 минут.

В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15°С.

Обязательным элементом снаряжения для скандинавской ходьбы являются специальные палки с наконечниками. Следует сразу отметить, что обычные лыжные палки не подойдут, поскольку они значительно длиннее. Неправильно подобранная длина повышает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, особенно на спину, колени и щиколотки.

Палки заканчиваются острым шипом, который помогает при ходьбе по снегу, льду, тропинкам и другой относительно рыхлой поверхности. Для ходьбы по асфальту и бетону используют специальный резиновый наконечник. Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь.

Первое правило скандинавской оздоровительной ходьбы – каждое занятие начинают с разминки. Комплекс разминки составляется из самых популярных и несложных упражнений.

Техника скандинавской ходьбы с палками сильно напоминает обычную ходьбу: руки, ноги и туловище движутся свободно и синхронно: левая рука и правая нога вперед, затем следующий шаг – правая рука и левая нога вперед, и т.д. Во время ходьбы стопу следует сначала становиться на пятку, а затем на носок, при этом движения должны быть плавными, без излишних рывков.

При скандинавской ходьбе главное - сделать первый шаг: при этом одну руку немного сгибают в локте и вытягивают вперед, следя за тем, чтобы палка находилась под углом, а другую, согнутую в локте руку, держат на уровне таза и направляют назад. Идти нужно, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить. При выдвижении правой руки работает левая нога, и наоборот.

Темп скандинавской ходьбы, как правило, несколько интенсивней, чем обычной прогулочной. При этом амплитуда движения рук определяет ширину шага и, соответственно, общую нагрузку на мышцы тела. При уменьшении размаха рук шаг делается мельче, и нагрузка снижается, а если необходимо сделать ходьбу более интенсивной, амплитуду движения рук увеличивают. Важно с самого начала правильно подобрать такую интенсивность ходьбы, которая давала бы наиболее значимый результат.

Техника скандинавской ходьбы предусматривает разные варианты: можно чередовать медленную и быструю ходьбу, широкий и мелкий шаг. Возможны также короткие пробежки и перерывы для отдыха или упражнений с палками для ходьбы. Для любителей повышенных физических нагрузок предусмотрены специальные утяжелители для палок.

Что касается способов дыхания во время скандинавской ходьбы, то здесь нет четких правил и ограничений. Начинать дышать при ходьбе советуют как обычно, то есть через нос. Завершив прогулку, следует сделать несколько глубоких выдохов.

Примерный перечень упражнений для разминок перед скандинавской ходьбой представлен в Приложении 2.

Учебно-тематический план на учебный год (1-ый год обучения)

Месяц

Вид, тема занятия

Количество часов

Сентябрь

Первичная диагностика исходных показателей физического развития,  объективных и субъективных критериев здоровья (совместно с медицинским персоналом ДОУ)

2

Вводное занятие «Что такое Скандинавская ходьба?»

«Зачем заниматься оздоровительным бегом детям?»

1

Подбор инвентаря для скандинавской ходьбы. Беседа о технике безопасности во время скандинавской ходьбы и бега. Знакомство с техническими элементами ходьбы с палками на практике.

1

Знакомство с техническими элементами оздоровительного бега

научить детей регуляции дыхания, дышать через нос и правильно выдыхать через рот.

1

Октябрь

Отработать работу рук при оздоровительном беге

1

Формировать умение выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично.

1

Разучивание попеременного шага при ходьбе с палками. Учить сначала выносить вперед правую ногу и левую руку, затем наоборот – левую ногу и правую руку.

1

1

Ноябрь

Учить во время оздоровительного бега делать короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок.

1

При ходьбе с палками учить прямо держать спину, без напряжения. Правильно ставить стопу через пятку.

1

Продолжать учить правильно ставить стопу через пятку. Вес тел переносить на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы.

1

Продолжать учить правильно ставить стопу через пятку. Вес тел переносить на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы.

1

Декабрь

Продолжать учить, при беге делать  короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

1

Продолжать учить правильно ставить стопу через пятку. Вес тел переносить на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы.

1

Отработать попеременный шаг

1

Январь

Продолжать учить бегать свободно, легко, с естественными движениями рук.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Ходьба попеременным шагом.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Февраль

Продолжать учить, при беге выполнять движения руками вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводить локти назад — в стороны.

1

Учить детей при более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Март

Продолжать учить бегать свободно, легко, с естественными движениями рук.

1

Продолжать учить при беге делать  короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Апрель

Закреплять умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Правильно дышать. Бег с изменением направления по сигналу.

1

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Май

Совершенствовать технику ходьбы попеременным шагом. Добиваться синхронного движения рук и ног.

1

Закреплять умение во время оздоровительного бега делать короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок.

1

Диагностика показателей физического развития, объективных и субъективных критериев здоровья (совместно с медицинским персоналом ДОУ).

2

Анализ выполнения программы.

Итого: 36

*В летнее время длительность бега и скандинавской ходьбы не увеличивается.

Общая структура и методика проведения

оздоровительного бега

Направленность

и продолжительность части занятия

Зона воздействия и направленность

Упражнений

Основные

упражнения

Указания

1.Подготовительная часть

1.Разминка,

разогревание

 5-7 мин.

Изолированные движения для мышц бедра, голени и стопы.

Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы. Упражнения на «проработку» ступни: ходьба на носках, на внешней стороне ступни, боковые передвижения на двух ступнях одновременно (вправо, влево) ит.п.

Рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой.

2. Основная часть

Оздоровительный бег от 30 с до 4 минут

Бег в медленном темпе, бег в разных направлениях

Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится  с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

3. Заключительная часть

 «Остывание» -снижение нагрузки

5-10 мин.

Упражнения на восстановление дыхания.

Игры малой подвижности

В разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением.

Общая структура и методика проведения занятий

скандинавской ходьбой

Направленность

и продолжительность части занятия

Зона воздействия и направленность

упражнений

Основные

упражнения

Указания

1.Подготовительная часть

1.Разминка,

разогревание

 3-5 мин.

Участие всех групп мышц и использование палок для ходьбы

Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы. Упражнения на «проработку» ступни: ходьба на носках, на внешней стороне ступни, боковые передвижения на двух ступнях одновременно (вправо, влево) ит.п.

Рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой.

2. Основная часть

Скандинавская ходьба от 15 до 20 минут

Участие всех групп мышц

Переменный шаг

Чередование медленной и быстрой ходьбы, широкого и мелкого шага. Возможны также короткие пробежки и перерывы для отдыха.

Спина должна быть прямой, без напряжения. Движение стопы через пятку, стопа как бы прокатывается. Вес тел переносится на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы. В этой фазе очень важно оттолкнуться всей поверхностью широкой части стопы. Это наиболее безопасный и наименее травмоопасный способ передвижения. При ходьбе переменным шагом сначала выносится вперед правая нога и левая рока, затем наоборот – левая нога и правая рука. Это естественные движения человека при ходьбе, поэтому лучше двигаться естественное и непринужденно.

3. Заключительная часть

 «Остывание» -снижение нагрузки

2-3 мин.

Упражнения на восстановление дыхания.

Сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки на уровень плеч, потом резкий выдох и также резко опустить руки. Повторять, пока дыхание не восстановиться и сердечный ритм не придет в норму.

2.2 Изложение тем курса, количество часов (2 год обучения)

Учебный план программы реализуется через занятия на свежем воздухе, которые проводятся 1раз в неделю.

Также в учебный план внесены диагностические занятия.

Учебный план:

Возраст

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятий

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

6-7 лет

1

35 минут

4

36

Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага,– он становится больше.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети 6-7 лет освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. Дети приобретают умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность. Движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию – отталкивание.

Психологической основой обучения скандинавской ходьбе у детей является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности скандинавского хода у своих товарищей и у себя.

С  переходом детей в следующую  возрастную группу исходная длительность оздоровительного бега и занятий скандинавской ходьбой для них устанавливается по данным мая.  Для детей 6-7 лет дозировка оздоровительного бега от 4 до 10 мин., а скандинавской ходьбой от 25 до 30 минут.

Учебно-тематический план на учебный год (2-ой год обучения)

Месяц

Вид, тема занятия

Количество часов

Сентябрь

Первичная диагностика исходных показателей физического развития,  объективных и субъективных критериев здоровья (совместно с медицинским персоналом ДОУ)

2

Подбор инвентаря для скандинавской ходьбы. Беседа о технике безопасности во время скандинавской ходьбы и бега.

1

Формировать умение выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Октябрь

Совершенствовать работу рук при оздоровительном беге

1

Продолжать учить бегать свободно, легко, с естественными движениями рук.

1

Ходьба попеременным шагом при ходьбе с палками. Закреплять умение сначала выносить вперед правую ногу и левую руку, затем наоборот – левую ногу и правую руку.

1

Ходьба попеременным шагом при ходьбе с палками. Закреплять умение сначала выносить вперед правую ногу и левую руку, затем наоборот – левую ногу и правую руку.

1

Ноябрь

Продолжать учить во время оздоровительного бега делать короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок.

1

При ходьбе с палками закреплять умение прямо держать спину, без напряжения. Правильно ставить стопу через пятку. Разучить одновременный шаг

1

Продолжать учить правильно ставить стопу через пятку. Вес тел переносить на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы.

1

При ходьбе с палками закреплять умение прямо держать спину, без напряжения. Правильно ставить стопу через пятку. Разучить одновременный шаг

1

Декабрь

Продолжать учить, при беге делать  короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

1

Продолжать учить правильно ставить стопу через пятку. Вес тел переносить на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы.

1

Разучить подъём в горку способом «ёлочка».

1

Продолжать учить правильно ставить стопу через пятку. Вес тел переносить на широкую часть стопы: сначала на подушечки под пальцами, а затем и сами пальцы.

1

Январь

Продолжать учить бегать свободно, легко, с естественными движениями рук.

1

Отработать одновременный шаг и подъём способом «ёлочка».

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Февраль

Продолжать учить, при беге выполнять движения руками вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводить локти назад — в стороны.

1

Ходьба попеременным и одновременным шагом.

1

Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Март

Продолжать учить бегать свободно, легко, с естественными движениями рук.

1

Продолжать учить при беге делать  короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Апрель

Закреплять умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Правильно дышать. Бег с изменением направления по сигналу.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Ходьба попеременным шагом. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Продолжать учить активно работать палками. Чередовать медленную и быструю ходьбу.

1

Май

Совершенствовать технику ходьбы попеременным шагом. Добиваться синхронного движения рук и ног.

1

Закреплять умение во время оздоровительного бега делать короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок.

1

Диагностика показателей физического развития, объективных и субъективных критериев здоровья (совместно с медицинским персоналом ДОУ).

2

Анализ выполнения программы.

Итого: 36

Общая структура и методика проведения занятий оздоровительным бегом и скандинавской ходьбой для детей 6-7 лет (2-ой год обучения) аналогична структуре занятий для детей 5-6 лет (1-ый год обучения).

2.3. Методы реализации программы

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике оздоровительного бега и скандинавской ходьбы.

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Требования к методам обучения

  1. Научная обоснованность (с точки зрения познания).
  2. Соответствие поставленной задачи обучения.
  3. Обеспечение воспитывающего характера обучения.
  4. Соответствие методов всей системе принципов обучения.
  5. Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.
  6. Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности воспитанников.
  7. Соответствие условиям занятий.
  8. Разнообразие методов.

3. Условия реализации программы

3.1 Количество детей:  15-17 человек.

3.2 Формы организации деятельности групповая совместная деятельность на свежем воздухе во время прогулки.

3.3 Материально-техническое оснащение, оборудование

  • телескопические палки для скандинавской ходьбы на каждого ребёнка;
  • фишки – ориентиры;
  • асфальтированная беговая дорожка

4. Механизм оценки получаемых результатов

4.1 Умения и навыки по окончанию обучения по программе «Здоровячок»

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование физической подготовленности детей,
  • сформированность начальных навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • владение правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками;
  • умение во время оздоровительного бега делать короткие шаги, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок;
  • сформировано умение выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично;
  • сформировано умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Правильно дышать. Выполнять бег с изменением направления по сигналу;
  • сформировано умение активно работать палками при скандинавской ходьбе;
  • при беге выполнять движения руками вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводить локти назад — в стороны;
  • умеют выполнять подъём в горку способом «ёлочка»;
  • владеют техникой ходьбы попеременным и одновременным шагом.

Для мониторинга результативности работы по программе «Здоровячок» разработана медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется в три этапа (первичное обследование, текущее изучение, заключительное обследование). Приложение 3

1. Первичная диагностика детей.

Медицинскими работниками детского сада в начале учебного года  проводится диагностика детей 5-7 лет с целью выявления возможных отклонений в физическом развитии при использовании следующих методов:

  • методы анамнеза (опроса),
  • соматоскопии (наружного осмотра),
  • антропометрии. 

Показатели пульса, выносливости, жизненного индекса и другие, позволяют определить положительный эффект физкультурных занятий в отношении здоровья детей. Он будет, прежде всего, заключаться в снижении пульса и частоты дыхания по отношению к исходным данным, а также сокращении времени возвращения показателей частоты пульса и дыхания к исходным данным.

Инструктором по физической культуре проводится диагностическое занятие по  определению исходных показателей физического развития, двигательной подготовленности детей.

На основании всех полученных данных составляется объективная оценка текущего состояния организма ребенка. Результаты проведенных обследований  заносятся в диагностическую карту здоровья ребенка, где отмечается:

  • группа здоровья,
  • уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий),
  • имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.

2. Текущее (промежуточное) обследование проводится в форме наблюдений за детьми в процессе контрольных занятий (срезов) при участии врача или медицинской сестры.

3. Итоговое  диагностическое обследование детей проводится в мае (аналогично первичной диагностике). На основании полученных результатов врачом и инструктором по физической культуре проводится сравнительный анализ динамики состояния здоровья каждого ребенка, занимающегося по программе «Здоровячок».

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

4.2 Форма оценивания результатов

         В течение всего ученого года будет проводиться отслеживание достигнутых результатов, что найдет отражение в таблицах: начальной и итоговой оценки динамики развития. В таблицы включены основные показатели, которые дают наиболее полную картину достижений и успехов воспитанников занимающихся по программе «Здоровячок».

Таблицы фиксации результатов.

В таблицах указываются 2 типа результатов для определения динамики: начальный «Н» (в начале года), итоговый «И» (в конце года)

Результат оценивается в уровнях:

  • «высокий» уровень - все компоненты сводной таблицы отмечены знаком «+»;
  • «средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
  • «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

Литература

  1. Алямовская В.Г. Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении. М., 1996.
  2. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – Москва: Физкультура и спорт, 1988.  207, [1] с.
  4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – Москва: Просвещение, 1986. – 125, [3] с.
  5. Зациорский В. Физическое воспитание спортсмена 1. Аватинян Г. А. Премудрости оздоровительного бега / Г.А. Аватинян. - Москва: Эдитус, 2013. – 263, [2] с.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: [5-7 лет] Пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Рунова М.А.; Центр «Дошк. Детство» им. А.В. Запорожца. – Москва: Мозаика-Синтез, 2000. – 255 с.
  7. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. – Минск: Полымя, 1985. - 111 с. М., 1980.

При составлении программы «Здоровячок» использованы интернет-ресурсы сайтов:

  1. http://www.schoolnw.ru/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://www.go2walk.ru/
  4. http://www.tiensmed.ru/news/nordicwalking-b3i.html

Приложение № 1

Примерный перечень упражнений для разминок

 перед оздоровительным бегом.

  1. Марш - ходьба на месте, с продвижением вперед, назад, по диагонали. Ходьба с пружинным движением; с поворотом на право (налево), кругом, полный круг;
  2. Приставной шаг - приставные шаги в сторону, по диагонали, зигзагом, по квадрату. Приставные шаги с поворотом направо, налево, кругом. Два (и более) приставных шага слитно (step-line);
  3. «Виноградная лоза» - шаг правой в сторону, шаг левой назад-скрестно (скрестно за правую), шаг правой в сторону, приставить левую;
  4. «V – шаг» - шаг правой вперед - в сторону (или назад – в сторону), то же левой, шагом правой, левой, вернуться в и.п.;
  5. «Открытый шаг» - стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую;
  6. Подъём колена вверх - сгибание ноги вперёд, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
  7. Махи ногами - махи ногами вперед, в сторону, назад, по диагонали. Махи, сгибая, разгибая ногу вперед, в сторону. Махи согнутой ногой назад;
  8. Выпад - выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
  9. Скрестный шаг - скрестный шаг с перемещением вперед. Скрестные шаги с поворотом направо, налево, кругом, полный круг;
  10. Выставление ноги на пятку, на носок, выставление ноги на пятку или на носок вперед, в сторону, назад, скрестно, с поворотом;
  11. Бег на месте с продвижением в различных направлениях;
  12. «Галоп» - шаг правой вперед (в сторону), приставить левую. Следующий шаг с правой ноги;
  13. «Ту-степ» - шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед. Следующий шаг начинать с левой ноги;
  14. Подскок - шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги;
  15. «Скип»- подскок на одной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40 градусов.
  16. «Вращение рук». Исходное положение  - стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Не сгибая руки в локтях, делать вращательные движения вперёд от3 до 5 раз и столько же назад. Диаметр описываемого круга должен составить не менее 50 см.
  17. «Повороты туловища» направо и налево до отказа от 3 до 6 раз. Исходное положение то же.
  18. «Наклоны». Исходное положение то же, но руки над головой. Наклониться и обеими руками коснуться пола с внешней стороны левой стопы, потом между ногами и затем с внешней стороны левой стопы. Вернуться в исходное положение.
  19. «Касания носка в положении стоя». Стопу ставят на возвышение ( скамейку, специальный барьерчик), не сгибая ногу в колене и держа параллельно земле. Нагибаясь вперёд, коснуться кончиками пальцев носка вытянутой ноги. Упражнение повторяется с каждой ногой по 1-15 секунд.
  20. «Спринтер». Исходное положение – упор присев (сидя на корточках), руки упираются о пол (землю). Вытянуть назад одну ногу, стараясь отвести её как можно дольше, и быстро вернуться в исходное положение. Повторить с другой ногой.
  21. «Обязательное упражнение». Стоя лицом к стене, наклонившись вперёд и упираясь ладонями в стену на уровне глаз (туловище и ноги должны составлять прямую линию). Отступать назад, опираясь на руки и не отрывая пяток от земли, пока не почувствуется напряжение икроножных мышц. Задержаться в этом положении 10 секунд. Повторить 5 раз.

Приложение № 2

Примерный перечень упражнений для разминок перед

скандинавской ходьбой.

Комплекс 1

1. И. п. – основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох – поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох – и.п. То же самое с левой ноги. 8 раз.

2. И. п. – ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох – поворот туловища вправо, палки вынести вперёд; выдох – и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох – поднять палки вверх, выдох – наклон туловища вправо. Вдох – палки вверх, выдох – и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох – наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох – и.п. 8 раз.

5. И. п. – пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох – присесть, держаться за палки; вдох – и.п. 8 раз.

6. И. п. – основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.

Комплекс 2

1. Взять палку за оба конца, и поднять ее над головой. выполнять последовательные наклоны вправо и влево.

2. Выставить одну ногу вперед. Сделать наклон вперед, а руки при этом направлять назад. Затем наклониться назад, а руки направить вперед. Сделав несколько наклонов, выставить вперед другую ногу, и повторить упражнение.

3. Взять в руки палки для ходьбы. Слегка отводя руки назад, так чтобы концы палок упирались чуть сзади. С упором на палки совершить приседания. Советуют делать не менее 15 приседаний (разумеется, новичкам следует начинать с 3-6 приседаний, а затем постепенно увеличивать их количество).

4. Опереться на палку правой рукой, сгибать левую ногу в колене и обхватить лодыжку левой рукой. Стараться поднести лодыжку к ягодичным мышцам. Остановиться в таком положении на 10 секунд. Стоять прямо. Затем проделать то же упражнение с лодыжкой правой ноги.

5. Обе палки поставить перед собой на расстояние чуть согнутой руки, на ширине плеч. Вытянуть одну ногу вперед и поставить ее на пятку, носок поднять вверх. Другую ногу осторожно согнуть в колене и наклониться вперед. Спину держать ровно, не сгибая. Задержаться в таком положении на 5 секунд. Затем повторить упражнение, выставляя вперед другую ногу.

6. Взять обе палки в руки, и слегка отводя руки в стороны. Затем направить руки назад и вверх. Поднять палки за спиной, пока не почувствуется натяжение мышц. Упражнение выполнять плавно, без рывков.

7. Обе палки для ходьбы - в руках. Выполнить наклон вперед и упереться на палки прямыми вытянутыми руками. Несколько раз прогнуться, опираясь на палки.

Приложение № 3

Рекомендации по проведению мониторинга освоения дополнительной

образовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровячок»

Колебания частоты сердечных сокращений при различных физических упражнениях у детей

Упражнение

ЧСС

Время восстановления

Скандинавская ходьба

130-160

1-2 минуты

Медленный бег

150-170

3 минуты

Примечание: Данная ЧСС достигается в конце первой, начале второй минуты и сохраняется на протяжении всего времени выполнения упражнения. Средний уровень ЧСС для детей 5—6 лет на занятии не должен превышать 140—150 ударов в минуту. При разработке оздоровительных физкультурных занятий следует ориентироваться на исходные пульсовые данные, коэффициент выносливости (КВ), жизненный индекс (ЖИ) детей.

Коэффициент выносливости рассчитывается по формуле:

КВ = П х 10/ПД, — где П — пульс, ПД — пульсовое давление.

Пульсовое давление рассчитывается по показателям артериального давления. Разница между его верхней и нижней границами и будет показателем пульсового давления.

Жизненный индекс ребенка определяется по формуле

ЖИ = ЖЕЛ/Р,— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких, в мл; Р — масса тела, в кг. Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра.

Показатели пульса, выносливости, жизненного индекса и другие, позволяют определить положительный эффект физкультурных занятий в отношении здоровья детей. Он будет прежде всего заключаться в снижении пульса и частоты дыхания по отношению к исходным данным, а также сокращении времени возвращения показателей частоты пульса и дыхания к исходным данным. 

Индивидуальная карта освоения программы

Ф.И.ребёнка_________________________________________________

Возраст____________________________________________________

Дата заполнения______________________________

Показатели

5-6 лет

6-7 лет

Н

И

Н

И

1.

ЧСС

2.

КВ

3.

ЖИ

4.

Группа здоровья

5.

Уровень физической подготовленности

6.

Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья

7.

Умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;

8.

Редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

9.

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни

10.

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп

11.

Проявляет интерес к оздоровительному бегу

12.

Проявляет интерес к занятиям скандинавской ходьбой

13.

Синхронность движений рук и ног при ходьбе с палками

14.

Регулирует дыхание, вдох делает через нос и правильно выдыхает через рот.

15.

Умеет выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично.

16.

Владеет техникой попеременного шага при ходьбе с палками. (Сначала выносит вперед правую ногу и левую руку, затем наоборот – левую ногу и правую руку).

17.

При ходьбе с палками прямо держит спину, без напряжения.

18.

Правильно ставит стопу через пятку.

19.

При беге выполняет движения руками вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводит локти назад — в стороны.

20.

Активно работает палками.

21.

Подъём в горку осуществляет способом «ёлочка».

22.

Владеет техникой одноимённого шага при ходьбе с палками.

23.

Преодолевает дистанцию оздоровительного бега без признаков утомления

24.

Преодолевает дистанцию при ходьбе с палками без признаков утомления

Вывод

«+» ____

«- »_____

«+» ____

«- »_____

«+» ____

«- »_____

«+» ____

«- »_____

          Уровень

Примечание: отметка «+»или «-»

Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком, исследования.

Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности кружок «Здоровячок» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» имеет физкультурно-спортивную направленность.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...