Программа по дополнительной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)

Агапитова Анна Александровна

"Школа мяча"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Допы школа мяча.bmp

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Пояснительная записка        4

1.2        Цель и задачи Программы        5

1.3        Содержание программы        6

1.4        Планируемые результаты освоения программы        12

2.        Организационно-педагогические условия        13

2.1 Календарный учебный график        13

2.2        Условия реализации программы        14

2.3        Мониторинг освоения программы        14

Список литературы        17

Паспорт дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Наименование программы

Программа дополнительного образования по физическому развитию «Школа мяча»

Направленность программы

Физическое развитие

Ф.И.О педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Агапитова Анна Александровна

Год разработки

2019

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Утверждена заведующим МБДОУ № 3 «Эрудит»

Цель

Развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Развитие глазомера, способности действовать с мячом на высоком уровне.

Задачи

1.Содействовать разносторонней физической подготовленности детей, формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола) и развитию двигательных способностей;

2. Развивать двигательные способности и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.

Ожидаемые результаты освоения программы

∙ знает названия спортивных игр с мячом;

∙ имеет представление о правилах различных игр с мячом;

∙ знает приёмы и правила использования спортивного оборудования;

∙ свободно выполняет разнообразные манипуляции с мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе движения, прицеливание, отбивание, подбрасывание, перебрасывание, соединение движений с хлопками, различными поворотами;

∙ проявляет желание играть в популярные спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол.

Сроки реализации программы

Сентябрь-Май

Количество часов в неделю/год

 1 час/36 часов

Возраст обучающихся

4-7 лет

Формы занятий

Специально организованное занятие, включающие игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

Методическое обеспечение

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Для реализации программы необходимо:  

  • Спортивный зал;
  • Спортивное оборудование и инвентарь:

гимнастические стенки, скамейки, маты; фитбольные мячи; мягкие модули; скакалки; обручи; гантели, мячи баскетбольные, мячи теннисные, мячи волейбольные, мячи разных размеров, волейбольная сетка, баскетбольное кольцо.

Вспомогательное оборудование: схемы, музыкальная аппаратура.

Вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.

1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

1.1 Пояснительная записка

«Школа мяча» - одна из форм организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комплекс задач физкультурного образования детей дошкольного возраста.

Упражнения и игры с мячом содействуют оптимизации физического развития и физической подготовленности детей, поддерживают необходимый двигательный режим и позволяют открыть для дошкольников огромный и увлекательный мир спорта.

Для развития организма ребёнка – дошкольника и его разнообразный двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и костей, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки. Развивают физические качества как быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и гибкость.

Играм с мячом отводится особо важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Увлеченность игрой с мячом не только мобилизует физиологические ресурсы ребенка, но и улучшает результативность движений, развивает быстроту, ловкость, силу, выносливость, координацию движений. В подвижной игре как деятельности творческой ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном развитии: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, овладевать пространственной терминологией. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Большое значение имеют игры с мячом в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Осознанное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, формирует честность, справедливость, искренность, дружелюбие.

Продуманная методика использования игр с мячом способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать разнообразные задачи.

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: Развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Развитие глазомера, способности действовать с мячом на высоком уровне.

Задачи Программы:

  • Образовательная

Содействовать разносторонней физической подготовленности детей, формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола) и развитию двигательных способностей;

  • Воспитательная

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.

  • Развивающая

Развивать двигательные способности и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений.

  1. Содержание программы

При обучении играм с мячом предлагается учитывать последовательность овладения техникой: бег в разном темпе, умение останавливаться на полном ходу, изучение ведений мяча, передача мяча, забрасывание мяча в кольцо, отбивание мяча, броски.

Учебный план на 2019-2020 учебный год

Тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

 Тема 1: Правила безопасности, личная гигиена форма и обувь для занятий. Ловля – передача двумя руками на месте

0,2

2,8

2

Тема 2: Отбивание мяча от пола и стены.

0,3

2,7

3

Тема 3 : Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину

0,2

3,8

4

Тема 4: Передача мяча одной рукой от плеча. 

0,5

2,5

3

Тема 5: Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой. 

0,3

3,7

4

Тема 6: Броски мяча в цель.

0,1

3,9

4

Тема 7: Отбивание мяча. Знакомство с правилами игры в баскетбол.

0,5

3,5

4

Тема 8: Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места.

0,2

3,8

4

Тема 9: Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча.

0,1

3,9

4

Тема 10: Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

0,1

3,9

4

Итого часов:

4

29

36


Содержание учебно-тематического плана

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействия с родителями

Формы подведения итогов

1.

Правила безопасности, личная гигиена форма и обувь для занятий. Ловля – передача двумя руками на месте

Учить принимать основную стойку баскетболиста. Упражнять детей в умении бросать большой мяч точно перед собой, ловить, согласовывать движения рук и ног. Развивать у детей самостоятельность в действиях с мячом. Упражнять в ловле мяча.

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Действия с мячом, держание мяча.

П./И.

«Перенос мяча в беге».

П./И.

«Подбрось, поймай, упасть не давай».

П./И.

«Играй, играй, мяч не теряй».

Познакомить родителей с работой кружка, с целью и задачами на учебный год.

Предложить приобрести мячи разных размеров

2

Отбивание мяча от пола и стены.

Упражнять в ловле мяча.

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Упражнять в отбивании мяча. Развивать ориентировку на площадке,

Основная стойка баскетболиста, ведение мяча на месте правой и левой рукой.

Передача мяча.

П./ И.

 «Играй, играй, мяч не теряй».

«Отбивание мяча и ловля о стенку»

Домашнее задание: передача

мяча.

3

Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину.

Упражнять в ловле и ведении мяча; упражнять в забрасывании большого мяча в баскетбольное кольцо.

Развивать меткость, точность в движении.

пражняться с мячом.

П./И.

«Метко в кольцо».

П./И.

«День и ночь».

П./И.

«Поймай – поведи – забей – в кольцо».

Упражнения по бросанию в цель.

П./И.

«Метко в кольцо».

4

Передача мяча одной рукой от плеча.

Упражнять детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой),

Воспитывать умение приходить на помощь товарищу.

Закреплять приёмы ведения мяча на месте, передачу мяча двумя руками от груди.

П./И.

«Зайчик»

Упражнения с мячом.

П./И.

«Сбей грушу».

П./И.

«Передачи по кругу через центр».

Передача мяча в парах.

Встречная передача мяча в колоннах.

Предложить игру «Сбей кеглю».

Продолжить упражняться в передаче мяча.

Игра «Передача мяча в парах»

5

Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой.

Упражнять в передаче мяча от груди разными способами (стоя, сидя, на коленях).

Закреплять умение передавать мяч одной рукой.

Воспитывать ответственность.

П./И.

«Зайчик»

Упражнения с мячом.

П./И.

«Сбей грушу».

П./И.

«Передачи по кругу через центр».

Передача мяча в парах.

Встречная передача мяча в колоннах.

Предложить игру «Сбей кеглю».

Продолжить упражняться в передаче мяча.

Игра «Передача мяча в парах»

6

Броски мяча в цель

Упражнять детей в умении вести мяч по прямой.

Учить детей метанию мяча.

Развивать у детей самостоятельность в действиях с мячом

Передача мяча в парах сидя.

П./И.

«10 передач»

П./И.

«Ведение мяча по прямой».

Работа с карточками.

Познакомить родителей с играми с мячом через Папку – передвижку «Игры с мячом».

7

Отбивание мяча. Знакомство с правилами игры в баскетбол.

Чтение произведения В.Г. Гришин, Н.Ф. Осипов «Малыши открывают спорт» манипуляции героями на нарисованном поле.

Обсуждение с детьми правил.

Размещение по всей площадке выход на свободное место; координация действий защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину. Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину.

Д/Игра

«баскетбол».

Закрепление правил. Бег в разных направлениях. Ведение мяча правой и левой рукой между предметов.

П./и «Зайчик».

Броски в корзину, передача мяча в парах, игра в тройках.

Обсудить дома с родителями правила игры «баскетбол».

Нарисовать рисунок на тему «я будущий баскетболист»

Передача мяча.

Игра в тройках оценка детьми

8

Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места.

Упражнять детей в ведении и забрасывании большого мяча в баскетбольную корзину.

Развивать меткость, точность в движении, воспитывать честность и справедливость. Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину.

Упражняться с мячом.

П./И. «Метко в кольцо».

П./И. «День и ночь».

П./И. «Поймай – поведи – забей – в кольцо».

Работа с карточками.

Советы для родителей

Папка ширма:

«Домашний баскетбол».

П./И.

«Поймай – поведи – забей – в кольцо».

9

Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча. 

Координация действий с мячом между собой. Защитные действия. Передача- ловля, ведение, броски в корзину.

П./и «Зайчик».

П./и

«Мотоциклисты»

Работа в тройках.

Домашнее задание передача мяча и ведение мяча.

Командная игра.

10

Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

Закрепить: размещение на площадке, координация действий, защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину.

П. /и «Передай не роняй»

П./и «Поймай, проведи - забег в кольцо».

Игра по командам.

П./И «метко в кольцо».

Ведение мяча по прямой.

Забрасывание мяча в кольцо.

Поймай, проведи - забей в кольцо.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

(план)

Дата

Проведения

(факт)

 Тема 1: Правила безопасности, личная гигиена форма и обувь для занятий. Ловля – передача двумя руками на месте

2

Тема 2: Отбивание мяча от пола и стены.

3

Тема 3: Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину

4

Тема 4: Передача мяча одной рукой от плеча. 

3

Тема 5: Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой. 

4

Тема 6: Броски мяча в цель.

4

Тема 7: Отбивание мяча. Знакомство с правилами игры в баскетбол.

4

Тема 8: Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места.

4

Тема 9: Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча.

4

Тема 10: Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

4

  1. Планируемые результаты освоения программы

Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание). Ребенок может перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м).  Ребенок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребенок может легко отбивать мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывать набивные мячи, у ребенка сформирован навык метания на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метания в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метания в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метания в движущуюся цель. У ребенка сформированы навыки для игры в баскетбол: - передает мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча) - перебрасывает мяч друг другу двумя руками от груди в движении - ловит летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон - забрасывает мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча - ведет мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу У ребенка сформированы навыки для игры в волейбол: - выполняет отбивание мяча после подачи соперника через сетку - производит подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху -выполняет простейшие правила игры. У ребенка сформированы навыки для игры в футбол: - передает мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте - ведет мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота У ребенка сформированы навыки для игры в пионербол: - производит подачу из-за лицевой линии - выполняет бросок через сетку из разных частей площадки -способен выполнять игровые действия в команде -правильно реагирует на свисток.

  1. Организационно-педагогические условия

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график по оказанию дополнительных образовательных услуг

МБДОУ № 3 «Эрудит» на 2018-2019 гг.

Содержание

УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

Календарная продолжительность учебного периода, в том числе:

01 сентября 2019-31 мая 2020

1 полугодие

13 недель

2 полугодие

20 недель

Объем недельной образовательной нагрузки, в час., в том числе:

30 мин.

Сроки проведения мониторинга реализации ОПДО

17.10.2019-28.10.2019; 20.05.2020-31.05.2020

  1. Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо оснащение спортивного зала необходимым инвентарем и оборудованием.

 Мячи:

-резиновые (малые, средние, большие) (по 18 шт.)

-массажные резиновые (18 шт.)

  • Воздушные шарики (18 шт.)
  • Цветные кубики (18 шт.)

 Мелкие предметы для развития кисти руки:

- массажные мячики -косички -карандаши -гантели

  • Баскетбольные корзины (2 шт.)
  • Напольные корзины (2 шт.)
  • Шнур для натягивания (1шт.)  
  • Обручи (10 шт.) 9. Кегли (18 шт.)
  • Гимнастические скамейки (2 шт.)
  • Мишени (2 шт.)
  • Коврики (18 шт.)

Технические средства обучения:

-магнитофон -флеш - карта (презентации, видеоролики, мультфильмы) -экран -проектор -ноутбук

  1. Мониторинг освоения программы

Уровень усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом

Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.

  1. Тест для определения скоростных качеств: бег 30м со старта. Проводится на беговой дорожке с высокого старта. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш».
  2. Тест для определения скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места.

Дается три попытки, фиксируется лучший результат.

  1. Тест для определения координационных способностей: статическое равновесие (облегченный вариант теста Ромберга). Ребенок принимает исходное положение: стоя на одной ноге, пятка другой касаятся коленной чашечки опорной ноги, руки вытянуты вперед– и пытается при этом сохранить равновесие. Тестируемый выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия. Фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
  2. Тест на гибкость: из исходного положения сед на полу ноги врозь на ширине плеч. Пятки находятся на нулевой отметке. Ребенок выполняет максимальный наклон вперед с удержанием на 3 секунды.

Таблица оценок физической подготовленности детей

Быстрота

(бег 30 м, с)

Девочки

Мальчики

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

4-5

7,9-8,4

7,8 и ниже

4-5

7,6-8,1

7,5 и ниже

5-6

7,4-7,9

7,3 и ниже

5-6

7,0-7,5

6,9 и ниже

6-7

6,6-7,0

6,5 и ниже

6-7

6,2-6,7

6,1 и ниже

Скоростная сила

(прыжок в длину с места, см)

Девочки

Мальчики

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

4-5

73-83

84 и более

4-5

83-93

94 и более

5-6

88-98

99 и более

5-6

96-108

109 и более

6-7

110-115

116 и более

6-7

115-120

121 и более

Гибкость

(наклон вперед из положения сидя, см)

Девочки

Мальчики

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

4-5

4-8

9 и более

4-5

2-6

7 и более

5-6

5-9

10 и более

5-6

3-7

8 и более

6-7

9-14

15 и более

6-7

4-8

9 и более

Координационные способности

(удержание равновесия, с)

Девочки

Мальчики

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

Возраст (лет)

Средний уровень

Высокий уровень

4-5

10 и более

12 и более

4-5

10 и более

12 и более

5-6

12 и более

13 и более

5-6

12 и более

13 и более

6-7

14 и более

15 и более

6-7

14 и более

15 и более


Список литературы

1. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.

2. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.

3. Сулим Е.В Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет-2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2017. -224 с. (Будь здоров дошкольник!)

4. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.

5. Кузина И. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1. – С. 40

6. Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – С.33

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)

Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных образовательных программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"

Приказ "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования на 2016-2017 учебный год"...

Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет

Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...

Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет

Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...

План - программа по дополнительной образовательной деятельности физкультурно-спортивного направления "Степ- аэробика" для детей 4-7 лет

План - программа по дополнительной образовательной деятельности физкультурно-спортивного направления  "Степ- аэробика" для детей 4-7 лет...

Рабочая программа цикла занятий по интересам физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкос...