Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

olgha.danilina.70

Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._obraz._programma_kruzhka_fantazery.doc945 КБ

Предварительный просмотр:

1.1Пояснительная записка.

            Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

           Необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа  адекватными изобразительно-выразительными средствами. 

         Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности.  

         Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности.

        Актуальность состоит в том , что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Для формирования творчества в рисовании, в изготовлении изделий из природного материала, изделий из ниток, тесьмы большое значение имеет художественное слово, музыка. Главное внимание уделено формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, эмоционально-образного восприятия.

1.2 Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.

      У  детей 5-6 лет эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только  наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живопоси, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать  основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими обьектах.

1.3 Цели и задачи.

 Цель: формирование художественно-творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

 Задачи:

-развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;

-познакомить с выразительными возможностями художественных материалов и техник;

-развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами;

-придумывать и создавать композиции, образы;

-закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы;

-продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений;

-приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребенка);

-поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого;

-развивать у детей творческие способности, вниманиефантазию, воображение, умение доводить начатое дело до конца;

-воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.

1.4.Принципы построения программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

 -демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.5.Сроки реализации программы.

          Программа рассчитана на один год обучения для детей 5-6 лет. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Длительность занятия для детей 5-6 лет: 25-30 минут.

1.6.Формы и методы работы.

          В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

-наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, картинки, схемы, образцы и др.);

-практический (самостоятельное выполнение работ по инструкционным картам, схемам, использование различных материалов и инструментов);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группах;

-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

1.7. Планируемые результаты.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области ознакомления с окружающим миром и природой, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в конце учебного года. Результаты участия в конкурсах, выставках, оформление альбомов, плакатов.

1.8.Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольники:

–научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками;

–научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

–разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

1.9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ воспитанников  в группе .

                                Учебно-тематический план программы

Разделы программы 

Количество часов 

1

Аппликация

6

2

Ниткография

4

3

Оригами

4

4

Рисование нетрадиционными средствами

8

5

Плетение из бумаги

4

6

Художественный труд

6

итого

32

                             Перспективный план кружковой работы.

месяц

Тема

Цель

Материал

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3неделя

4неделя

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя 

Февраль

1 неделя

2неделя

3неделя

4неделя 

Март

1 неделя 

2неделя

3неделя

4неделя

Апрель

1 неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Май

1 неделя

2неделя

3неделя

4 неделя

«Подсолнух». Аппликация из крупы.

«Золотая осень». Рисование способом тычка.

«Разноцветные бабочки». Монотипия, обведение ладони и кулака.

«Осенние листья» 

«Букет из листьев» 

«Лесные звери» 

«Любимое животное» 

«Узоры по контуру» 

«Изготовление елочных игрушек из бумаги» 

«Собачка» (оригами) 

«Веселые кляксы»

Д/и «У Маши день рождения» 

«Снеговик» 

«Роспись хохлома» 

«Снеговичок»

«В зимнем лесу» 

«Котик» 

«Роспись хохлома» 

«Приготовление салатов» 

«Портрет солдат»

«Мимоза»

«Ромашки в корзине»

«Красивые картинки из разноцветной нитки».

«Фантазёры» 

«Волшебные узоры».

«Космос».

«Семёновские матрёшки».

«Весенние цветы»

«Подсолнухи»

«Подсолнухи»

«Ландыши» 

«Вот и лето пришло».

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Силуэты симметричных, ассиметричных предметов.

Подбирать для букета листья по форме, цветовой гамме. Обучать детей выполнять декоративную композицию.

Познакомить с понятиями «кайма», «центр».

Обучать составлять узор, подбирая необходимые по цвету и форме листья для осуществления замысла. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость

Подбирать листья по форме и составлять из них композиции. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Учить создавать различные виды объемной скульптуры из шишек и веточек, палочек. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Продолжать учить создавать различные виды объемной скульптуры из шишек и веточек, палочек. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Учить выкладывать по силуэтам узоры из камушек, ракушек, шишек, палочек.

Учить создавать из бумаги объемных игрушек: фонарики, снежинки, гирлянды.

Продолжать обучать детей складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы.

Упражнять в ориентировании на листе бумаги.

Активизировать словарь: складывать, оригами, подворье, домашние животные.

Воспитывать усидчивость, терпение, умение трудиться сообща.

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Обучать дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Обеспечить развитие воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности.

Продолжать учить правильно сервировать стол к чаю, как принимать гостей, приучать к этикету

Обучать детей располагать скорлупки как хаотично, по контуру детали, так и полностью заполняя всю деталь.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать усидчивость, старание, умение доводить дело до конца.

Продолжать работу с трафаретами, упражнять в вырезании, в умении пользоваться самоклеящейся пленкой.

Активизировать словарь: Хохлома, деревянные, роспись, народные умельцы, завиток, травка, ягодки.

Комкание  бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Продолжать обучать детей тонировать бумагу с помощью стекла, рисовать штампами и тампоном.

Обеспечить развитие мелкой моторики рук, творчества

 и фантазии.

Активизировать словарь детей: заря, рассвет. Фон, отпечаток. Воспитывать аккуратность в работе.

Продолжать работу с трафаретом, обучать детей делать аппликацию из ваты.

Активизировать словарь: бархатная бумага, вата, мягкая, пушистая.

Продолжать развивать мелкую моторику рук, вспомнить русские народные сказки, потешки, загадки, песенки про кота.

Воспитывать усидчивость, старание, умение доводить дело до конца.

Продолжать работу с трафаретами, упражнять в вырезании, в умении пользоваться самоклеящейся пленкой.

Активизировать словарь: Хохлома, деревянные, роспись, народные умельцы, завиток, травка, ягодки.

Учить мелко нарезать овощи, компоновать в определенной последовательности. Учить согласованно работать, воспитывать уважение к коллективному труду. Закрепление правила поведения за столом.

Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

Воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Закеплять умение вырезать круги, складывать бумагу гармошкой и разрезать ее на полоски по линии сгиба.

Создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей.

Закреплять навык переплетения полос бумаги.

продолжать обучать работать сообща.

Обеспечить развитие воображения.

Продолжать обучать детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Обеспечить развитие цветовосприятия, умения подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

Обучать аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.

Учить детей использовать мыльные пузыри как средство рисования в соответствии с техникой рисования. Развивать эстетическую направленность.

Продолжать развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

Расширить знания детей о цветах. Продолжать учить правильно пользоваться техникой рисования, наклеивать и приклеивать ломтики видоизменёнными формами изгибание. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Обучать детей плетению из бумаги в шахматном порядке, продолжать работу с трафаретом.

Активизировать словарь: плетение, шахматный порядок, подсолнух, чередование цвета.

Обеспечить развитие мелкой моторики руки. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.

Продолжить работу по плетению из бумаги в шахматном порядке, продолжать работу с трафаретом.

Активизировать словарь: плетение, шахматный порядок, подсолнух, чередование цвета.

Обеспечить развитие мелкой моторики руки. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.

Расширить знания детей о цветах. Продолжить учить правильно использовать техники наклеивания и резания нитей. Развивать творчество и фантазию детей.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета,  принадлежности для рисования.

Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

Разноцветные осенние листья.

Разноцветные осенние листья, тесьма, оберточная бумага

Природные материалы: шишки, желуди, палочки сухие, каштаны, перышки.

Природные материалы: шишки, желуди, палочки сухие, каштаны, перышки и др.

Природные материалы: ракушки, камушки, шишки, палочки и др.

Бумага цветная, ножницы, клей.

Листы бумаги, ножницы.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета,  все принадлежности для рисования.

Посудка для сервировки стола, кукла Маша.

Скорлупа от яиц, клей,  кисти, бумага, трафареты, карандаш простой.

Ножницы, бумага, трафареты, самоклейка разных цветов, карандаш простой.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

 

Лист, гуашь, штампы,тампоны, маленький листочек для проверки цвета,  все

принадлежности для рисования.

Бумага цветная, ножницы, клей, вата.

Ножницы, бумага, трафареты, самоклейка разных цветов, карандаш простой.

Овощи, посуда для сервировки, кукла Маша.

Восковые мелки, акварель, свеча, все принадлежности для рисования.

Лист, гуашь, ватные палочки,тампоны, маленький листочек для проверки цвета,  все

принадлежности для рисования.

Листы бумаги, ножницы.

Клей ПВА, разноцветные нитки.

Бумага, мыльные пузыри, салфетки.

Клей ПВА, разноцветные нитки.

Восковые мелки, гуашь, стека, бумага, принадлежности для рисования.

Все принадлежности для рисования,

мятая бумага.

Клей ПВА, разноцветные нитки.

Полоски бумаги разного цвета, ножницы.

Полоски бумаги разного цвета, ножницы.

Клей ПВА, разноцветные нитки.

Гуашь, кисти, бумага.

Литература:

1. И. В. Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду»,

2. «Издательство: Академия развития в детском саду 2010г.»

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1: «Издательство Скрипторий 2003г.»

4. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2: «Издательство Скрипторий 2003г.»

5. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду». «Издательство: Академия Развития, Харвест 2009г.»

6. Журнал «Ребенок в детском саду, №1, 2006г»,

7. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова «Художественно – творческая деятельность. Оригами». «Издательство: Учитель 2011г.»