Игры и упражнения в ползании и лазании
материал по физкультуре

Марухина Елена Сергеевна

Игры и упражнения в ползании и лазании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_v_polzanii_i_lazanii.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В ПОЛЗАНИИ И ЛАЗАНИИ

Упражнения и игры для детей 2 – 3 лет

Подними мяч. Педагог высыпает мячи из корзины на пол, предлагает детям ползти на четвереньках (ко как хочет) к мячам, догнать их, встать, поиграть с ними и принести их обратно. Вместо мячей можно заранее разложить н площадке кубики, ленточки. Более подготовленным детям педагог предлагает доползти до мяча, который укатился.

Правила: догнать мяч, доползая до него на четвереньках, и только после этого встать; мяч не отнимать, уступать друг другу.

Усложнение: педагог говорит, каким способом ползти – на ступнях и ладонях, на коленях и ладонях.

Доползти до погремушки. На одной стороне площадки положено 5 – 6 погремушек (веточек, шишек, ленточек). 5 – 6 детей встают на четвереньки, на линии, расположенной в 3 – 4 м от предметов, и ползут к ним указанным педагогом способом. Доползают до погремушки, берут её, встают и гремят над головой. Кладут на землю. Затем упражнение выполняют другие дети.

Правила: ползти указанным способом; подняв погремушку вверх, хорошо потянуться.

Усложнение: ползти между двух линий, шнуров.

Не задень. Обозначается исходная линия, на расстоянии 2 м от неё вешается верёвка на высоте 30 – 40 см. За верёвкой через 1 – 2 м на стульях или скамейке лежат цветные ленточки. Несколько детей у исходной линии встают на четвереньки (ступни и ладони, колени и ладони), доползают до верёвки, подползают под неё, ползут к стулу, встают, берут ленточки, машут над головой и, положив, возвращаются.

Правила: ползти в указанном направлении; подползая, не задевать верёвку.

Собери колечки. Дети встают недалеко от бревна. Педагог разбрасывает за бревном 10 – 12 колец и просит детей принести их. На четвереньках они подползают к бревну. Переползают через него, поднимают кольца и нанизывают их на палку, которую педагог держит на уровне поднятых рук ребёнка. Затем кольца перебрасывают по другую сторону бревна. Игра повторяется.

К мишке (собачке) в гости. Педагог ставит стремянку. На одну из её перекладин сажает игрушку и предлагает желающим детям подлезть под неё. Вначале игрушка помещается на 4 – 5 – ю перекладину, затем повыше.

Упражнения и игры для детей 3 – 4 лет

Через обруч к погремушке (флажку, ленточке). Обозначается исходная линия. На расстоянии З м от нее по числу играющих ставятся большие стулья или к двум стульям прикрепляется вертикально к полу обруч. За ними через 2 м. лежат ленточки, флажки. Дети ползут от исходной линии на четвереньках, проползают между ножками стула или в обруч, доползают ленточки, берут ее, машут над головой, кладут на место и возвращаются. Упражнения выполняют следующие.

Правила: ползать указанным воспитателем способом; подползая, не задевать ножки стула или обруч; ползти до ленточки.

Котята и ребята. Подгруппа детей изображает котят, остальные – их хозяева (у каждого 1- 2 котенка). Котята на заборчике  - на второй - третьей  перекладинах лесенки. Хозяева сидят па скамейке. «Молока, кому молока»,— говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают -  просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис - кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.

Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; убегать после слова «поёт»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).

Проползти по мостику. На землю кладется доска - это мостик. На другом ее конце ставится корзина с мячами. Ребенок на четвереньках ползет по доске, сходит с нее, берет мяч, играет с ним (бросает вверх, ловит), кладет в корзину и возвращается, чтобы повторить упражнение.

Не задень! На площадке расставляют несколько кубов или флажков на подставках. Шнурами (с двух сторон) обозначают границы площадки. Дети ползут на четвереньках от одного шнура к другому (между ними 5 м), не задевая предметы. В конце встают, хлопают в ладоши над головой.

Правила: огибать встреченный на пути предмет справа или слева; не сталкиваться, уступать дорогу друг другу.

Крутая горка. На вторую перекладину лесенки кладется доска с зацепами шириной 30см. Ребенок встает на четвереньки, проползает по доске, берется за перекладину лесенки. Выпрямляется и слезает вниз.

Упражнения и игры для детей 4 – 5 лет

 Мыши в кладовой. Дети — мышки находятся за чертой на одной стороне площадки — это их дом. Посередине площадки несколько дуг (высота 40 см), лестница, поставленная на ребро, или натянута веревка, за ней кладовая. В стороне кошка (ребенок). По сигналу кошка «спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дуги или веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают, присаживаются. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.

Правила: подползать не задевая дугу или веревку; убегать по сигналу.

Проползи в тоннель. На стульчики кладутся 5 – 6 реек. Можно поставить в ряд столько же дуг, расстояние между ними 1 м. Дети ползут на четвереньках друг за другом, проползают в тоннель, доползают до конечной линии, встают и подпрыгивают вверх до колокольчика, подвешенного выше поднятых рук.

Правила: подползать не задевая; при подползании не наталкиваться друг на друга.

Не опоздай! В один ряд поставлены 2 – 3 скамейки. Перед ними и за ними на расстоянии 3 м обозначены линии. 5 – 6 детей встают на четвереньки, ползут до скамеек, переползают через них и, встав, добегают до линии. Там поворачиваются, снова встают на четвереньки, ползут до скамеек, проползают вод ними и бегут к исходной линии.

Правила: перелезать через скамейку и проползать под ней любым способом (прямо или боком).

Кролики. Дети – кролики. По трое – четверо они встают в круг, нарисованный на земле (в большой обруч), - это клетка. Перед каждой клеткой обруч на подставке или привязанный к двум стульчикам (высота нижнего края над землей 10 см) или большой стул. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов. Они пролезают в обруч или под стулом, бегают и прыгают, на сигнал «кролики в клетки» возвращаются, пролезая в обруч.

Правила: кролики вылезают только тогда, когда к ним подходит воспитатель; пролезая в обруч, должны уступать друг другу, не толкаться.

Перелет птиц. Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «буря» влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места на лестницах (3 – 4 ребенка на пролете).

Правила: бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца не спрыгивая.

Упражнения и игры для детей 5 – 6 лет

С мячом под дугой. На площадке на расстоянии 8 м одна от другой чертятся исходная и конечная линии. Посередине дистанции ставится 4 – 5 дуг (высота 40 см) или подвешивается на такой же высоте верёвка. 4 – 5 детей встают у исходной линии на четвереньки. На земле перед каждым кладётся набивной мяч(весом 1 кг). Дети ползут на четвереньках, толкая головой набивной мяч, подползают под дуги, доползают до конечной линии и встают, поднимая мяч над головой. Приносят мячи к исходной линии и кладут их перед следующими игроками.

Правила: мяч не должен далеко откатываться; нельзя задевать дугу; вставать и поднимать мяч только за конечной линией.

Усложнение: обозначит для каждого линию, вдоль которой надо двигаться с мячом.

Медведи и пчёлы. Гимнастическая стенка или вышка – улей, на противоположной стороне – луг, в стороне – берлога. Несколько детей – медведи, они в берлоге. Остальные – пчёлы, влезают на стенку. По сигналу пчёлы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «медведи» пчёлы летят в улей, а медведи за это время должны успеть убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть пчёлы жалят – дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. Участвует в игре столько ребят, чтобы они все свободно размещались на лестнице (на одном пролёте 2 – 3 ребёнка).

Правило: слезать с лестницы до конца, спрыгивать нельзя; пчёлы жалят тех, кто находится на лестнице, слегка дотрагиваясь до них рукой.

Кто скорей через обручи к флажку. 4 – 5 детей на одной стороне площадки. На противоположной стороне лежат флажки (кубики, кегли). На середине площадки напротив каждого играющего положено по два обруча. По сигналу дети бегут к обручам, пролезают в один снизу и кладут его на пол, добегают до флажка, поднимают его вверх. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и прибежал первым.

Правила: обруч не бросать, класть на пол; пролезать в обручи одним и другим способом.

Пожарные на учении. Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4 – 5 шагов от неё в 3 – 5 колоннах (по числу пролётов). На каждом пролёте наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на неё и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Бегут следующие дети. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.

Правила: влезать установленным способом (произвольно или чередующимся шагом); не пропускать перекладин; спускаться до конца, не спрыгивать.

Упражнения и игры для детей 6 – 7 лет

Весёлые соревнования. Играющие становятся в 3 – 4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 4 – 5 шагах поставлены гимнастические скамейки, дальше по полу положены обручи. По сигналу первые бегут к скамейкам, поползают по ним указанным способом (на животе, на коленях и ладонях). Слезают, подбегают к обручам, пролезают в них, кладут на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Бегут вторые в колоннах. Выигрывают, выполнившие задание раньше других.

Правила: доползать указанным способом до конца скамейки; обруч класть на пол тихо, не бросать.

Усложнение: ползти по скамейке на спине;

Раки. Несколько детей держат обручи вертикально к полу. Остальные проползают в них ногами вперёд, опираясь на руки. Время от времени игроки меняются ролями.

Поползи – не урони! Дети садятся на пол, кладут на живот кольцо или небольшой  мешочек с песком. Опираются сзади руками о пол, прогибаются, опираясь на руки и на ноги. Ползут на четвереньках (ступнях и ладонях), не роняя предмета, 2 – 3 м. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и при этом не потеряет предмета.

Смелые верхолазы. Движение выполняется на лестницах, имеющих свободный доступ с обеих сторон. Дети (по числу имеющихся пролётов) влезают по лестнице, перелезают через верх и спускаются с противоположной стороны. Отмечаются ритмичность и ловкость движений.

Правила: влезать и слезать, не пропуская перекладин, начиная и заканчивая движение на самой первой; перелезая вверху, поворачиваться и перехватывать руками, не отпуская их.

Вверх по канату. Ребёнок встаёт на узел, завязанный внизу каната, принимает положение виса на канате – руки согнуты в локтях, лицо на уровне ладоней, ноги (ступни) плотно прижаты к канату. Лучше лазать босиком. Ребёнок подтягивает ноги, скользя ими по канату до положения согнутых, руки передвигает выше над головой. Опираясь на ноги, выпрямляет их. Эти движения повторяются несколько раз.

Пронеси – не урони! Соревнуются 2 – 3 детей. Каждый из них получает по столовой ложке, в которой лежит небольшая круглая картофелина (или шарик). Ребёнок проходит о исходной линии на другую сторону, не роняя картофелины. По дороге перешагивает рейки, положенные на кубы, подлезает под верёвку, подвешенную на высоте 40 см.

Правила: при выполнении задания не терять картофелину; если уронил, поднять, положить и продолжить движение; выигрывает пришедший раньше и реже терявший предмет.

Литература

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

схемы движений ползание, подлезание, лазание

Схемы движений ползание, подлезание, лазание...

«Обучение ползанию и лазанью детей дошкольного возраста»

Это обобщение опыта работы по ползанию и лазанью детей дошкольноговозраста....

Алгоритм обучения основным видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

Алгоритм  обучения  основным  видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ...

Ползание и лазание

Ползание и лазание...

Консультация для родителей и педагогов "Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи...

Подвижные игры с ползанием и лазаньем

Младшая группа Подвижная игра «Наседка и цыплята»Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их дей...

Картотека подвижных игр с подлезанием, ползанием и лазанием

Картотека подвижных игр с подлезанием, ползанием и лазанием для детей старшего дошкольного возраста...