использование современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Татаринова Екатерина Геннадьевна

В настоящее  время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  возникает необходимость  в использовании  современных подходов к организации  образовательного процесса  в ДОУ. В связи с этим пересматриваются  формы, методы организации  образовательного  процесса, роли педагога и родителей. В программе дошкольного образования особое место уделяется физическому воспитанию, которое является основой для всестороннего и гармоничного развития личности.

Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ строиться в следующих направлениях:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;

- повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.

- создание предметно-развивающей среды («дорожки здоровья», спортивные комплексы, тренажеры, мини стадионы, оснащённые физкультурные залы, бассейны, на участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п.);

- соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием. Режим должен быть здоровьесберегающим, гибким, щадящим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kursy_gorodki.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

     В настоящее  время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  возникает необходимость  в использовании  современных подходов к организации  образовательного процесса  в ДОУ. В связи с этим пересматриваются  формы, методы организации  образовательного  процесса, роли педагога и родителей. В программе дошкольного образования особое место уделяется физическому воспитанию, которое является основой для всестороннего и гармоничного развития личности.

Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ строиться в следующих направлениях:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;

- повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.

- создание предметно-развивающей среды («дорожки здоровья», спортивные комплексы, тренажеры, мини стадионы, оснащённые физкультурные залы, бассейны, на участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п.);

- соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием. Режим должен быть здоровьесберегающим, гибким, щадящим.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

  • Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ.  Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
  • Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
  • Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии– это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багажумений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
  • Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях.
  • Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:

  • Оздоровительная гимнастика (ежедневно после сна, босиком под музыку);
  • гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
  • мимические разминки и динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
  • дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
  •  массаж, самомассаж;
  • упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
  • Кинезитерапия;
  • Игровой стретчинг;
  • Фитбол-гимнастика и фитбол-аэробика;
  • Степ-аэробика;
  • Партерная и суставная гимнастика.

Физкультурное занятие является основной формой и обязательно для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Современных детей в век компьютеров  всё труднее становится  заинтересовать традиционными физкультурными  занятиями. Поэтому, чтобы  увлечь детей  и повысить двигательную активность, мы  внедряем  альтернативные  занятия, отличающиеся использованием новых способов организации детей, нестандартным оборудованием, внесением некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.

Интерес на занятиях в любой возрастной труппе достигается определённой новизной  упражнений и игровым замыслом структуры занятия.  Проблемные игровые ситуации и постепенное усложнение задач  вызывает работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата. С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий:

  • Классические занятия
  • Игровые занятия
  • Занятия тренировочного типа
  • Сюжетные занятия
  • Ритмическая гимнастика
  • Самостоятельные занятия
  • Занятия серии «Изучаем свое тело
  • Тематические занятия
  • Контрольно-проверочные занятия

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей.

Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.  Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами(сюжетные и бессюжетные) и спортивные игры. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений(бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).

Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи, состоят из двух частей (оздоровительная разминка и развивающие упражнения).

Игры-забавы:

  • Кросс с мячом
  • Соревнования — поединки
  • Игры на асфальте (классики, пятнашки).
  • Игры с песком и водой
  • Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).
  • Русские народные игры
  • «Школа мяча»
  • Прыжки (прыгалка-резинка, чехарда, прыжки)
  • Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ножная качалка)
  • Спортивные упражнения

Отдельно хотелось выделить игру в Городки! Основным содержанием этой двигательной деятельности  является выполнение движений в определенных условиях. Структура игры регламентируется правилами, которые четко формулируются с самого начала, и им подчиняются все участники. Овладеть правилом, значит овладеть своим поведением , научиться управлять им.  Игра «Городки» - эффективный способ воспитания выдержки. Эмоциональный подъем вызывает стремление к достижению общей цели и выражается в лучшей координации движений, в более точной ориентировке в пространстве, в ускоренном темпе выполнения заданий. Как средство воспитания и становления личности, занятия «Городками» имеют свои особенности:

  1. Комплексное воздействие на весь организм занимающихся ( развитие силы, ловкости, координации движений, глазомера) положительно влияет на состояние здоровья;
  2. Доступность игры ( простота правил, возможность играть и мальчикам и девочкам, совместно взрослым и детям, разнообразие всего диапазона бит и вариативность расстояния, включение в игру детей ОВЗ);
  3. Оздоровительный фактор ( занятия можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе, в любое время года).

Таким образом, разнообразие в проведении физкультурных занятий помогает развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Программа семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС»

Предлагаю программу проведения семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС». В ходе семинара был организован отк...

Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...

доклад " Современный подход к образовательному процессу"

Доклад о современным методах обучения, технология и методика активного обучения....

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогов по использованию современных подходов к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

1.Актуальность.         Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения: создание условий в ДОУ, необходимых для развития речи детей...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В последнее время проблема воспитания стала предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа. После распада Советского Союза разрушилась идеолог...