Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей старшего дошкольного возраста)
консультация по физкультуре (старшая группа)

Чередниченко Татьяна Тимофеевна

В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игр и игровых упражнений с мячом, изложена методика обучения игровым упражнениям с мячом, дано описание игр и игровых упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myach_v_ruki_berem_dlya_star._vozr.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1538

(дошкольное отделение)

Консультация для воспитателей

МЯЧ В РУКИ БЕРЕМ, НЕ СКУЧАЕМ И РАСТЕМ

Для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель по физической культуре:

Чередниченко Т.Т.


Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.

Педагогическая ценность игр с мячом

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.

Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.

Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направлении. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания по сути отличны друг от друга. Метание отличается от бросания более широкими и актив-ными движениями не только рук, но и ног, туловища. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотнести мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, «змейкой», друг к другу.

Подбрасывание и ловля мяча — более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Полезно подбрасывание мяча вверх, т.к. оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо укрепления мышц плечевого пояса способствует улучшению осанки.

Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, для профилактики нарушений осанки, развития координации движения, умения ориентироваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двигательного аппарата, а также профилактики его заболеваний.

Игры с мячом

Игра «Передай мяч»

Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимания, быстроты реакции.

Материал: мячи среднего диаметра (1-3 шт.).

Ход игры: Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игра «Бесконечное движение»

Цель: Тренировка точности движений, быстроты реакции. Развитие умения распределять внимание.

Материал: мячи маленького диаметра (3-10 шт.).

Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга небольшие мячики (2-3). Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Если мяч останавливается в центре, то ведущий его убирает. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра «Мячик кверху»

Цель: Тренировка быстроты реакции, скорости бега. Развитие точности движений и глазомера.

Материал: мяч среднего диаметра.

Ход игры: Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие, в это время, стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

Игра «Зевака»

Дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.

Игра «Старые лапти»

На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.

Игра «Летучий мяч»

Играющие встают в круг, водяший находится в середине круга. По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу, через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, то он встаёт в круг. А тот кому, был брошен мяч, становится водящим.

Игра «Большой мяч»

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустить мяч между ног, становиться водящим. Но он становится за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч.

Игра «Мяч вдогонку» 

Дети становятся по кругу. Воспитатель дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Воспитатель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы они передавали мячи быстро, но не пропускали игроков.

Игра «Прокати мяч»

Катить мяч «змейкой» (по прямой; по кругу, изменяя направление и т.п.) одной или двумя руками. Когда эти движения хорошо освоены, можно использовать эстафету.

Игра «Парная эстафета»

Дети парами переносят мячи разными способами (передвигаясь боком, держа мяч спинами, животами, руками, лбами; можно выполнять движения с тремя мячами и т. д.)

Школа мяча. 

Школа мяча  представляет собой систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Упражнения могут быть простыми и более сложными. Можно подобрать в соответствии с умениями и навыками детей владеть мячом. 

Первая  группа упражнений:

1) Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.  

2) Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

3) Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

4) Ударить мяч о землю и поймать двумя руками.

5) Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.

6) Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому  играющему и ждет своей очереди. Если же выполнит все эти упражнения, то повторяет их, но с хлопками.

Вторая группа упражнений (у стены):    

1)Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.

2)Ударить мяч о стену и поймать одной правой рукой.

3)Ударить мяч о стену и поймать одной левой рукой.

4)Ударить мяч о стену;  после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

5)Ударить мяч о стену; после того, как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой

рукой.

Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.

Третья группа упражнений:

1)Ударить мяч одной, а поймать двумя руками

2)Ударить мяч о стену, бросив из-за спины, и поймать.

3)Ударить мяч о стену, бросив из-за головы, и поймать.

 4)Ударить мяч о стену, бросив из-под ноги, и поймать.

5)Ударить мяч о стену, повернуться на 360° и, после того как он упадет на пол и отскочит, поймать его.

Можно предложить детям выполнять эти упражнения с хлопками, а также ловить мяч правой и левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей и родителей «Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».

Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей и родителей«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошколь...

Методическая разработка консультации для воспитателей ДОО "Интонационная выразительность речи и приёмы её формирования у детей старшего дошкольного возраста "

В детском саду уделяется большое внимание речевому развитию  дошкольников. Педагогами ведётся целенаправленная работа по формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, разви...

Консультация для воспитателей " Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей младшего дошкольного возраста)

В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игровых у...

Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей среднего дошкольного возраста)

В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для дете...