Главные вкладки

    Методическая разработка консультации для воспитателей ДОО "Интонационная выразительность речи и приёмы её формирования у детей старшего дошкольного возраста "
    учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Сенкова Елена Александровна

    В детском саду уделяется большое внимание речевому развитию  дошкольников. Педагогами ведётся целенаправленная работа по формированию произносительных навыков, обогащению словарного запаса, развитию связной речи воспитанников. Однако работе над интонационной выразительностью уделяется часто недостаточно времени. Этот раздел работы вызывает у  педагогв определённые затруднения. В помощь воспитателям ДОО хочу предложить  материал, который поможет им  преодолеть трудности и организовать  работу по развитию интонационной выразительности речи старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vyrazitelnost_rechi.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка консультации для воспитателей

    Тема: Интонационная  выразительность речи и приёмы её  формирования у детей старшего дошкольного возраста

    План:

    1. Что такое  интонационная выразительность речи
    2. Основные свойства голоса и  приёмы работы над ними:
    • тембр,
    • высота,
    • сила (громкость),
    • полётность.

    1. Интонация – необходимое условие выразительной речи,  элементы интонации и приёмы их формирования:
    • мелодика (повышение или понижение голоса),
    • логическое ударение,
    • паузы,
    • темп речи, основной тон высказывания,
    • ритм.

    1. Используемая литература

    1. Что такое  интонационная выразительность речи

    Умение говорить красиво, выразительно, впечатляюще очень важно в жизни человека и часто имеет большое значение в его профессиональной деятельности.  Красивая, хорошо поставленная речь,   требуется представителям многих профессий – политикам,  артистам,  дипломатам,  журналистам,  педагогам, руководителям. Как определить, хорошая ли у вас речь?

    Вот список некоторых признаков того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею.

    • Когда вы что-то рассказываете, слушатели часто переспрашивают вас или просят повторить только что сказанное слово.
    • У слушающих вас людей через некоторое время появляется блуждающий или отвлечённый взгляд, они неохотно слушают, отвлекаются.
    • Вы боитесь выступать перед широкой аудиторией.
    • У вас устаёт горло после  десятиминутного разговора.
    • У вас не хватает дыхания, чтобы произнести длинное предложение, и вы «комкаете» его и проглатываете окончания слов.
    • Вы  заикаетесь или часто запинаетесь во время речи, картавите, шепелявите, сипите, говорите в нос.
    • Вы имеете привычку во время речи часто вздыхать, щёлкать языком, делать глотательные  движения или иным образом  надоедать слушателям.
    1. Основные свойства голоса и  приёмы работы над ними

    Выразительность речи складывается из нескольких компонентов. Первым из  них является голос. Очень часто первое впечатление о человеке складывается у нас под влиянием его голоса, особенно если он говорит по телефону или по радио. Более того, замечено, что окружающие более охотно общаются с человеком, который имеет приятный голос, чем с тем, который говорит хрипло или, наоборот, визгливо, пронзительно. Особенное  значение имеет голос, когда человек выступает перед широкой аудиторией. Как бы ни была интересна и познавательна его речь, она не  будет восприниматься  слушателями, если выступающий произносит её нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос важен в такой же степени, как и содержание речи. Голос может способствовать профессиональной карьере, а может препятствовать ей. Признаки хорошего голоса  многообразны.

    Итак, хороший  голос: чистый, ясный, благозвучный, мелодичный, певучий, нежный, мягкий, тёплый, спокойный, неторопливый, в меру громкий, сильный, выносливый, далеко летящий, выразительный, интонационно богатый, с оригинальным тембром, доверительный, проникновенный, доброжелательный.

            Характеристики плохого голоса следующие: невнятный, неразборчивый, заикающийся, запинающийся, слабый, невыносливый, дрожащий, очень тихий, слишком громкий, отрывистый, пронзительно-высокий, визгливый, грубый, хриплый, сипящий, глухой, гнусавый, резкий или скрипучий, монотонный, бесцветный, невыразительный, неуверенный, робкий.

     Голос обладает  свойствами, каждое из которых определённым образом влияет на выразительность речи. Основными свойствами голоса являются следующие:

    тембр,

    высота,

    сила (громкость),

    полётность.

    Рассмотрим, как следует работать над каждым этим свойством.

    ТЕМБР

    Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Своеобразие тембра позволяет нам узнавать голос любимого артиста по звуковой записи.

    Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Он даётся от рождения, и изменить его очень трудно. Но в целях выразительности речи многие пытаются изменить тембр голоса и сделать его похожим на тембр другого человека. Этим в совершенстве владеют мастера пародии. Умение изменять свой тембр требуется при выразительном чтении литературных произведений. Искусство выразительного чтения предполагает умение предавать своему голосу различную интонационную окраску, подражать речи литературного персонажа. Чтобы делать это свободно, нужно развивать у себя широкий тембральный диапазон – то есть  способность легко, без напряжения изменять тембр, заставлять голос  звучать то мягко и бархатно, то жестко, металлически.

    Тембральные окраски очень разнообразны, и перечислить их все практически невозможно. Сколько людей, столько и тембров голоса. В «Словаре эпитетов русского литературного языка» К. С.  Горбачевича и       Е. П. Хабло приводятся такие определения тембра: глухой, звонкий, вибрирующий, дрожащий, тёмный, тяжёлый, крикливый, дрожащий, скрипящий,  тусклый, холодный, тёплый, мягкий, бархатный, лёгкий, деревянный, металлический  и т.д. Некоторые писатели, описывая тембр голоса своих персонажей, сравнивают его с музыкальными инструментами («гудит, как труба», «голос звучал нежно, как виолончель»), с голосами животных («пропищала», прорычал», «промяукала»). Упражнять тембр голоса и расширять тембральный диапазон позволяют игры и упражнения на звукоподражание, инсценировки сказок, литературных произведений.

    ВЫСОТА ГОЛОСА

    Голоса по своей природе бывают высокие, средние и низкие. В зависимости от высоты звучания выделяются следующие типы певческих голосов: у мужчин – бас, баритон, тенор (по нарастающей); у женщин – контральто, меццо-сопрано, сопрано; у детей – альт, дискант.

    Ваш естественный голос соответствует одному из этих типов. Но в определённых пределах каждый говорящий (тем более поющий) может изменять высоту своего голоса. Принято различать три яруса (регистра) голоса: верхний, средний и нижний. Средний соответствует обычной  высоте голоса человека, верхний – на 2-3 ноты выше среднего, нижний – на 2-3 ноты пониже. Высокий пронзительный голос, как правило, неприятен для слуха, поэтому надо стараться его понизить. Очень низкий голос тоже имеет свои недостатки, которые можно устранить. Расстояние между самой высокой и самой низкой нотой, которая доступна человеку, называется высотным диапазоном голоса.  Каждый голос  характеризуется определённым диапазоном.  Для тренированного голоса этот диапазон равен примерно двум октавам.  В обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном, говорящие редко выходят за пределы трёх-четырёх нот.

    Бедность звуковысотного диапазона приводит к звуковому монотону.  Монотонный, ровно звучащий голос усыпляет слушающих, притупляет восприятие. С целью развития выразительности голоса, использования его как средства воздействия на слушателя необходимо расширять высотный диапазон.

    Игры и упражнения на расширение  зуковысотного диапазона.

    1. Произнесите звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое звучание).
    2. Произнесите звук (Ж) с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и  маленькой пчёлки (высоко).
    3. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и  издаёт пронзительные звуки  сирены «У-У-У-У». Изобразите эти звуки голосом.
    4. Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Произнесите Фразу «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места» голосом каждого персонажа.

    ГРОМКОСТЬ (СИЛА) ГОЛОСА

    Сила голоса у различных людей различна. У одних людей хороший запас громкости. Их голос  без особого напряжения может звучать громко в течение долгого времени. У других людей голос от природы слабый и тихий. Попытки сказать что-нибудь громко или закричать приводят к срыву голоса, а иногда и к заболеваниям голосовых связок. Поэтому надо развивать свой голос, расширять его громкостный диапазон.

    Громкость – это управляемое качество  голоса. Его  можно и нужно менять в зависимости от различных  обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, её разнообразия.  Выбор степени громкости зависит от ситуации общения; цели, с которой люди вступают  в общение; содержания высказывания.

    Упражнения на развитие  адекватной громкости:

    1. Вспомните и опишите ситуацию (где? когда? с кем?), в которых надо говорить только тихо, а когда  - очень громко и даже кричать.
    2. Решение речевых задач. Если вы говорите с друзьями, а вас никто не слушает, что вы будете делать?

    а) Говорить громче, чтобы всех перекричать;

    б) замолчите и дадите другим возможность поговорить;

    в) попытаетесь по-другому привлечь внимание друзей.

        3.    Составление бытовых диалогов:

    • Мама отдыхает, а вам с сестрой (братом) нужно обсудить какой-то важный вопрос.
    • Вы пришли навестить больного друга, спрашиваете о его  самочувствии, интересуетесь, чем ему можно помочь.
    • Папа дома работает, а вам нужно срочно спросить что-то важное у друга по телефону. Вы поднимаете трубку и разговариваете с другом.
    • На  улице вас остановила старушка. Она спрашивает, как дойти до магазина. Вы начинаете ей объяснять, но она вас плохо слышит.

    Каким голосом вы будете говорить в каждой ситуации? (шёпотом, тихо, обычным голосом, громко, очень громко, кричать).

    4.  Выразительно прочитайте стихотворение.

    5. Прочитайте вслух одну из вопилок (кричалок, шумелок, пыхтелок) Вини – Пуха.

    6.  «Гудок паровоза».

    Определите наиболее характерную для вас силу голоса. Затем попробуйте усилить тли ослабить громкость. Изобразите голосом гудок паровоза: «ТУ-ТУ-ТУ-ТУ…». Сначала произнесите звук очень тихо, как будто паровоз далеко, потом громче, ещё громче (паровоз приближается), очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

    1. Ауканье.

    Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау – ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем ещё громче.

    1. «Рекламная пауза».

    Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и её ведущий предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!». Произнесите её громко, звонко, выразительно.

    1. «Покричим».

    Как часто мы слышим: «Не кричи, говори тише!» А иногда так хочется покричать. Выйдите на улицу и кричите во весь голос:

    Дождик, дождик, пуще,

    Дам тебе гущи,

    Выйду на крылечко,

    Дам огуречка.

    Дам и хлеба каравай –

    Сколько хочешь поливай!

    ПОЛЁТНОСТЬ ГОЛОСА

    Полётность – это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полётность, нужно, во-первых, принять правильную осанку: плечи расправить, подбородок приподнять – это обеспечивает нужное направление звука. Во-вторых, звук надо послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх. В-третьих, слова нужно произносить громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Можно для начала даже поднести к губам сложенные рупором ладони.    

    Игры и упражнения на  развитие полётности голоса

    1. Встаньте  перед аудиторией. Произнесите «ау» или  «пожар». Представьте при этом, что слово как будто летит по диагонали, как  запущенный мяч. Слова произносите громко, растягивая гласные, на широком дыхании.
    2. «Глашатай». Представьте себя в роли глашатая. Прочитайте слова глашатая из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок»:

    Гости, лавки отпирайте,

    Покупайте, продавайте;

    А надсмотрщикам сидеть

    Подле лавок и смотреть,

    Чтобы не было содому,

    Ни давёжа, ни погрому

    И чтоб никакой урод

    Не обманывал народ!»

     Вспомните сказку С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев», в которой королева приказала доставить ей к Новому году корзину подснежников. Представьте, что вы глашатай и у вас в руках  свиток с царским приказом, зачитайте приказ, придав голосу полётность (см. текст сказки).

    1. Интонация – необходимое условие выразительной речи,  элементы интонации и приёмы их формирования:

    ИНТОНАЦИЯ

    Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по-разному: быстро или медленно, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Такие последовательные изменения высоты голоса, темпа и ритма речи, силы звучания голоса и общего тембра высказывания называются  ИНТОНАЦИЕЙ. Именно интонация позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношение к вам.

    Интонация – сложное явление, включающее в себя следующие элементы:

    • мелодику (повышение или понижение голоса),
    • логическое ударение,
    • паузы,
    • темп речи, основной тон высказывания,
    • ритм.

    МЕЛОДИКА

    Мелодика – повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значении высказывания и го смысл. Сравните:

    Он пришёл.

    Он пришёл?

    ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

    Логическое ударение – это выделение голосом  наиболее важного по смыслу слова. В устной речи это достигается:

    - более громким произнесением логически ударного слова;
    -    повышением или понижением тона на этом слове;

    -    паузой перед  логически ударным словом;

    -    замедленным произнесением слова.

    Обычно используют сразу несколько способов выделения значимого слова. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать  текст и вникнуть  в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. Например:  Предложение «Вы сегодня приедете» получает разный смысл в зависимости от логического ударения.

    Вы сегодня приедете.

    Вы сегодня приедете.

    Вы сегодня приедете.

    Упражнения на  развитие умения делать логическое ударение

    1.О чём спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?». Произнесите это предложение по раз ному, в зависимости от того, что хочет узнать автор, дайте ответ на заданный вопрос.

    Дети завтра пойдут в цирк?

    Дети завтра пойдут в цирк?

    Дети завтра пойдут в цирк?

    Дети завтра пойдут в цирк?

    2. Измените смысл высказывания с помощью логического ударения.

    «Брат переехал на новую квартиру»

    Брат переехал на новую квартиру.

    Брат переехал на новую квартиру.

    Брат переехал на новую квартиру.

    « Вера набрала много грибов»

    Вера набрала много грибов.

    Вера набрала много грибов.

    Вера набрала много грибов.

    Вера набрала много грибов.

    «Ты завтра встречаешь сестру?»

    Ты завтра встречаешь сестру?

    Ты завтра встречаешь сестру?

    Ты завтра встречаешь сестру?

    Ты завтра встречаешь сестру?

    1. Сколько ответов можно дать ответ на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
    2. Прочитайте пословицы, выделяя голосом значимые слова.
    3. Выразительно прочитайте текст, обращая внимание на значимые слова.
    4. Иногда логическое ударение указывают усилительно – выделительные частицы. Найдите эти частицы в текстах, поупражняйтесь в их правильном употреблении (только, лишь, как раз, именно).
    5. Логическое ударение часто падает на последнее слово в предложении.

    Измените логическое ударение в предложении, изменяя порядок слов в предложении:

    Под сосной Серёжа нашёл гриб.

    Серёжа нашёл гриб под сосной.

    Гриб под сосной нашёл Серёжа.

    Гриб  под сосной Серёжа нашёл.

    Мы завтра пойдём в поход

    Мы пойдём в поход завтра.

    Завтра в поход пойдём мы.

    В поход мы завтра пойдём.

    ПАУЗА

    Пауза – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Паузы – важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют  сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.

    Различают несколько видов пауз в зависимости от того, по какой причине, и с какой целью прерывается звучащая речь.

    Физиологическая, или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с другими, значимыми паузами - логическими, психологическими, синтаксическими. В противном случае говорящий может произвести впечатление человека с одышкой, а это не украшает речь.

    Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.

            Синтаксические паузы связаны с синтаксической структурой предложения. С помощью этих пауз в устной речи выделяются однородные члены предложения, обособленные второстепенные члены, обращения, вставные конструкции; пауза делается также  при пропуске слов. Синтаксические паузы соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самая длинная – на месте точки.

            Логические, или смысловые, паузы связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий делит свою речь на смысловые части. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно. Вспомним ситуацию из книги Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», когда двоечник Витя Перестукин должен был правильно расставить знаки препинания в приговоре: «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ». Как видим, в данной ситуации пауза играла огромную роль в жизни человека.

            Психологическая пауза определяется чувством, ставится для того, чтобы усилить волнение и напряжение, вызвать более сильные чувства.

            Некоторые учёные выделяют также паузы обдумывания, размышления. Эти паузы помогают говорящим оформить свои мысли, отобрать наиболее точные и выразительные языковые средства.

    Обобщая всё  сказанное, следует отметить, что пауза – это не простой разрыв в речевом потоке, не просто молчание. Это продолжение разговора другими невербальными средствами. Недаром существуют такие выражения, как красноречивая пауза, красноречивое молчание. Пауза нередко заменяет отдельные слова, и даже развёрнутые предложения.

    Игры и упражнения на выделение пауз

    1. В чём разница?

    Произнесите предложения, по-разному расставляя паузы, объясните, как меняется смысл высказывания:

    Как обрадовали  / его успехи  / друга.

    Как обрадовали его / успехи друга.

    После ухода учителя /  в класс принесли журнал.

    После ухода учителя в класс /  принесли журнал.

    У нас /  с братом беда.

    У нас с братом /  беда.

    2. Кто быстрее?

    Определите варианты произнесения  следующих фраз, что позволяет различить смысл этих предложений при одинаковом написании?

    Поездку отложить нельзя выезжать.

    Детей отправьте вечером встретим.

    На утёс одинокий орёл садится.

    1. «Рассеянный наборщик».

    Рассеянный наборщик забыл расставить знаки препинания в тексте. Прочитайте предложения и поставьте запятые там, где нужно (любые предложения).

    1. Расшифруем записку.

    Напишите что-нибудь смешное, не соблюдая знаков препинания и не делая интервалов между словами. Обменяйтесь записками. Кто быстрее расшифрует, тот и победил.

    1. Конкурс чтецов.

    Детям предлагается выучить одно и тоже короткое стихотворение. Выиграет  тот, кто расскажет его выразительнее, смешнее, необычнее.

    ТЕМП РЕЧИ

            Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. Средний темп у русских людей составляет около 120 слов в минуту. Но темп речи величина не постоянная. На протяжении одного и того же дня у одного итого же человека он непрерывно меняется. Это зависит от индивидуальности говорящего, его  темперамента, настроения, психологического состояния. Темп речи зависит также от содержания высказывания (самые важные, значимые вещи произносятся более медленно), от ситуации общения (вы спешите, опаздываете или наоборот находитесь в расслабленном состоянии). Скорость произнесения зависит от цели, которую вы ставите перед собой в процессе общения, от жанра высказывания и характера передаваемой информации.

                     Необходимо помнить, что правильно выбранный темп:

    • облегчает восприятие речи, способствует верному её пониманию;
    • помогает выделить в сообщении самое главное;
    • обеспечивает живость и выразительность речи, предупреждает речевой монотон;
    • Помогает достигнуть в разговоре взаимопонимания;
    • Помогает достичь своих целей в общении, воздействовать на людей.

    Таким образом, темп – сильное оружие речевого общения, и использовать его надо умело.

    Упражнения на выработку умения управлять темпом речи
    1.Произнесите  предложения, выбрав соответствующий  содержанию темп речи:

    - Работу сделали за два дня.

    - Как  медленно вертится колесо!

    - Помогите, человек тонет!

    - Как долго тянется зима!

    - Скорей бежим домой!

    - У него нога за ногу заплетается.

    2. Выберите темп речи, соответствующий каждой ситуации:

    • К вам на улице подошла старушка с просьбой подсказать, где находится аптека. Расскажите ей маршрут, предупредите об опасностях (камень, наледь, дорога).
    • К остановке подошёл автобус. Уточните  у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывайте, что автобус долго стоять не будет.
    • До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама. За оставшееся время вы должны сообщить маме очень важную вещь.

    Какой темп речи соответствует каждой ситуации:

    медленный

    замедленный

    средний

    с ускорением

    быстрый

    очень быстрый

    почти скороговоркой.

    1. Поучимся говорить скороговорки. Выберете скороговорку; произносите её сначала медленно, затем быстрее, ещё быстрее, очень быстро…
    2. «Конкурс чтецов». Учимся выразительно читать стихи, выбирая оптимальный темп речи.

    ТОН

    Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Некоторые учёные используют в этом значении термин «тембр».

    Тон играет исключительную роль в  устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека, передаёт все оттенки радости и горя, веселья и печали, ласки и грубости,  гордости  и смирения,  похвалы и порицания… Следует отметить, что интонация в русском языке отличается чрезвычайным богатством и разнообразием. Так, учёный – лингвист В. А. Артемов считал, что самое простое предложение можно произнести с 22 различными интонациями. Кроме того, говорящему следует помнить, что тон голоса может придать слову другое, иногда и прямо противоположное значение. Например, фраза «Ну ты и хорош», может иметь совершенно разное значение в зависимости от интонации, с которой она произнесена. Поэтому в процессе общения надо думать  не только о точном выборе слов, но и выборе тона, каким будут произноситься эти слова. Выбор тона зависит от: вашего настроения и ситуации общения, содержания передаваемой информации, цели, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, комплимент, просьба, требование подразумевают совершенно разную интонацию.

    Упражнения на развитие интонационной выразительности речи

    1. Определи тон.

    Произнесите предложения, меняя каждый раз интонацию:

    радостно

    грустно

    равнодушно

    удивлённо

    огорчённо

    Мы завтра идём в поход.

    В нашей школе сегодня будет концерт.

    Завтра обещают дождь.

    1. Произнеси по-разному.

    Произнесите междометие  «О», слово «ДА» с разной интонацией:

    Удивлённо, радостно, недовольно, испуганно, восторженно, нежно, категорично, вопросительно, задумчиво, скорбно, дерзко, иронически.

    1.  Произнеси по-разному.

    Произнесите слова и выражения с перечисленными выше интонациями.

    Открой дверь!

    Пришла!

    Молодец!

    1. Произнеси по-разному.

    Произнесите разным тоном скороговорку

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Проворонила ворона воронёнка.

    На дворе трава, на траве дрова.

    1.   «Конкурс чтецов». Учимся выразительно читать стихи, максимально используя интонационную выразительность.

    РИТМ

    Ритм – это определённое последовательное чередование звуков, слогов, целых фраз. Такая упорядоченность делает речь мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен,  прежде всего, для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Ритмичность предложения достигается одинаковым порядком расположения главных членов, параллелизмом структуры предложений, повтором слов, равновесием структурных частей текста. Ритм часто встречается и в прозаических художественных произведениях.  

    Ритм бывает разный: быстрый, стремительный, замедленный, плавный, напряжённый, эмоционально взволнованный, спокойный, неторопливый, чеканный, энергичный, скользящий, вялый, монотонный, весёлый, живой, выразительный.  Ритм выбирается автором художественного произведения не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.

    Упражнения на совершенствование чувства ритма

    1. Ищем ритм.

    Ритм существует не только в основе речи, но и  многих произведений искусства. Посмотрите на предметы русского народного творчества – кружево, вышивку, посуду. Найдите повторяющееся элементы в рисунке, определите ритм их чередования.

    1. Игра – танец «В ритме вальса».

    Послушайте вальс, определите его ритм (плавный, неторопливый, скользящий, летящий). На какой счёт танцуют вальс? (Раз-два-три, раз-два-три).

    1. Игра – танец «В ритме марша».

    Послушайте марш, определите его ритм (энергичный, чеканный, отрывистый). На какой счёт танцуют марш? (Раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре).

    1. Прочитай и посчитай.

    Прочитайте стихотворение Маршака «МЯЧ», ударяя мячом о землю. Определите ритм этого стихотворения.

    1. « Барабанщик».

    Вы барабанщики. Задайте друг другу любой ритм, постарайтесь воспроизвести ритм точно.

    1. Считалки.

    Поучитесь ритмично произносить любые считалки.

    1. «Хор лягушек».

    Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню с одним словом «КВА». Вам изобразили схематически ритм этой песни. Вот он:

    _  _  _  __

    _  _  _  _  _

    _  _  _  __

    _  _  _  _  _

    Можно задавать любой ритм, а также мотивы известных песенок.

    1. «Соло для хрюшки» (по аналогии с предыдущим заданием, исполняется мотив любой песенки словом «ХРЮ»).
    2.   «Конкурс чтецов». Учимся выразительно читать стихи, максимально используя ритмические  возможности речи для достижения большей выразительности.


    Используемая литература:

    1. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб заведений. 3-е изд.
    2. Гордеева Н. М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией. Из опыта работы - Томск: ТОИПКРО, 2011. – 24 С.
    3. Лазарева И. Д.   Приёмы воспитания выразительной речи у дошкольника.  
    4. Четверикова И. В.  Работа над интонационной выразительностью речи .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

    В предлагаемом материале  решаются следующие задачи:o       расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

    Методическая разработка с использованием технологии ИКТ. Создание презентации "Угадай песню" для детей старшего дошкольного возраста.

    Созданная презентация "Узнай песню" демонстрировалась на музыкальном занятии. Сначала дети слушали песни (вставка музыки: слайды 1,3,5) и угадывали название. Во второй части занятия дети пели пес...

    Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"

    Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...

    Методическая разработка праздника " НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" для детей старшего дошкольного возраста

    Разработка  включает в себя материал для подготовки детей к празднованию 9 мая...

    Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....