Консультация для воспитателей " Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Ханова Фидалия Вафеевна

Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Современные подходы к определению содержания по формированию

толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В ФГОС ДОпредусмотрены задачи по формированию толерантности у детей дошкольного возраста. Они включены в образовательные области «Социально-коммуникативное» и «Познавательное развитие».

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы такие задачи, как: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.

В области «Познавательное развитие» стандарт  предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д.

В программе «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В.Солнцева [6] в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в разделе «Дошкольник входит в мир социальных отношений»  в содержании образовательной деятельности педагог развиваетпонимание того, что нельзя смеяться наднедостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлятьравнодушие к обиженному, слабому человеку, проявление доброжелательногоотношения к сверстникам, уважения к взрослым, имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступковопирается на нравственные представления, проявления  доброжелательногоотношения к сверстникам, уважения к взрослым.

В образовательной области  «Познавательное развитие» педагог  формирует первичные представления о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира, а именно понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов; развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей, понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой; освоение представлений о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы; развитие интереса к жизни людей в разных странах, понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.

В программе «Мир открытий» Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой [18]в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в разделе «Человек среди людей»  педагог решает такие задачи: способствовать проявлению эмпатии по отношению к сверстникам, литературным персонажам, близким людям,  заботы по отношению к младшим, сверстникам и старшим людям, окружающей природе; воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей; способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей; воспитывать толерантное отношение, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремление к познавательно-личностному общению с ними.

В программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой[10] в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», педагог формирует такие качества, как сочувствие, отзывчивость; формирует умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

В образовательной области «Познавательное развитие»  в разделе «Ознакомление с социальным миром», педагог формирует представления о том, что Россия многонациональная страна, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Как подчеркивает А.Г. Асмолов, «человека нельзя заставить быть миролюбивым, однако возможно развивать его личностные качества, которые обеспечат толерантное отношение к людям» [4] В психолого-педагогических исследованиях Т.Н. Вострухиной, И.И. Зиновой, Н.Г. Капусиной, Е.Ю. Клепцовой, Е.А. Конышевой, С.А. Козловой, Я.Л. Коломинского, Э.А. Музенитовой, О.Н. Подивиловой и др. настоятельно подчеркивается необходимость и возможность формирования толерантности в период дошкольного детства. Для детей этого возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, доверие взрослым и стремление подражать им, а также эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

В исследованиях в области детской возрастной психологии (А.А.Реан, Е.А.Прокофьев, Д.Б.Эльконин, Е.Ф.Рыбалко, С.И.Розум, М.В. Осорина) старший дошкольный возраст рассматривается как сенситивный для формирования толерантности, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, усвоения моральных норм. [5]. Л.С. Выготский доказал, что основные факторы психического развития ребёнка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность, поэтому формирование  толерантностиу детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающиетолерантностьюв качестве основы своей жизненной позиции.

Анализируя современные образовательные программы, по которым работают образовательные учреждения, можно заметить, что все они имеют такие черты как, целостность, системность, возрастная адресованность, учёт индивидуальных особенностей ребенка, личностно-ориентированное взаимодействие с ним, учёт достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности. Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о необходимости формирования толерантности, но все, же данная проблема в какой-то мере решается. Во всех трех программах  присутствуют задачи по формированию толерантности. В программе «Детство» и «От рождения до школы» задачи разделены по двум областям, целой совокупности нет; отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

По нашему мнению, эти факты свидетельствуют о том, реализуемые программы по формированию толерантности неэффективны, так как рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр. А толерантность принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения.

Процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условияхработы образовательного учреждения.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа “Я” и самооценки.

Таким образом, требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей,

разработать и реализовать технологию  формирования толерантности старших дошкольников, предусматривающая опору на определенные условия:

  • определение критериев и уровни сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
  • создание толерантного пространствадошкольного учреждения;
  • комплексность и вариативность педагогических средств формирования  толерантности: цикл совместной деятельности, игры, беседы, совместное творчество, художественная литература, проблемно - игровые ситуации, икт;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в формировании толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

Моя педагогическая находка: "Проблемное ориентирование. Современные подходы к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста".

Моя педагогическая находка: "Проблемное ориентирование. Современные подходы к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста". Материал - педагогическая находка - р...