Музыкотерапия
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ключникова Ирина Михаловна

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

 музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

 повышает и понижает мышечный тонус;

 стимулирует появление эмоций;

 улучшает вербальные и арифметические способности;

 стимулирует процессы восприятия и памяти;

 активизирует творческое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykaterapiya_k.i.m.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вопросы создания комфортной развивающей среды становятся сегодня все более остро востребованными. Среда – это то, что окружает, то что вокруг, что способствует развитию детей в процессе решения образовательных задач.

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый  ребенок.

Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:

  • С психологической точки зрения комфорт обучающегося – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутренней образовательной средой.
  • С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутриобразовательной среды и образовательной деятельности ребенка, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.

  Комфортная  среда – внутреннее пространство, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Комфортное самочувствие ребенка характеризуется определенными признаками: Если ребенок охотно взаимодействует с детьми в процессе игры и другой детской деятельности, жизнерадостен, легко общается со взрослыми, с удовольствием и интересом занимается, то мы можем говорить о том, что для этого ребенка мы создали условия, где проявились все эти признаки, а такое самочувствие ребенка - один из основных показателей качества образования.

Чтобы решить задачу создания доброжелательной и комфортной среды на своих занятиях физической культуры, думаю, что  самой действенной и эффективной является технология воздействия музыкой, применение элементов музыкотерапии.

Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воздействия.

Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания, а также вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.).

Ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние в движении и приводит к разрешению внутреннего конфликта, к стабилизации психоэмоционального состояния.

Одна из основных задач воздействия музыкой: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус.

Широкие возможности применять музыку во всем ее многообразии предоставляет применение программы Фоминой «В музыкальном ритме сказок», где на основе сюжета знакомой сказки через создание музыкальных образов  героев дети выражают свои эмоции и характеры героев через движения. После таких занятий у детей

- Устойчивое бодрое состояние;

- положительных эмоций, радостное настроение;

- высокий физический тонус;

- отсутствие тревожности;

- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

- отсутствие агрессии; а это и есть основные показатели психологического комфорта

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях.

Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

 музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

 повышает и понижает мышечный тонус;

 стимулирует появление эмоций;

 улучшает вербальные и арифметические способности;

 стимулирует процессы восприятия и памяти;

 активизирует творческое мышление.

 Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм необходимо использовать не только в реализации образовательной области «Музыка», но и во всех других видах деятельности ребенка-дошкольника. Многие произведения классической музыки входят в полезный список, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова).

Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню, или умели бы движениями под музыку снимать напряжение, занимались бы танцами.

Музыка с движениями – мощное средство влияния на психологическое состояние, а воздействие музыкой – музыкотерапия, становится признанной наукой. Педагогам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Эти технологии вместе с арттерапией, может стать эффективным методом лечения детских неврозов.

Наиболее благоприятного периода для физического развития, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент общей культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

Но для  успешного развития ребенка необходимо взаимодействие с семьей. Ведь окружение в котором растет ребенок, его собственный опыт во многом определяют в будущем и способности и характер человека. Создание дома и в детском учреждении полноценной комфортной и доброжелательной  среды во многом способствует успешному решению воспитательно-образовательных задач.  

Для ребенка большую роль играют взрослые, которые находятся рядом в ним. Авторитет родителей, их предпочтения, интересы являются для ребенка главной отправной точкой в познании мира.

Поэтому совместное прослушивание музыка, движения под нее, посещение родителями занятий по физической культуре, совместное с педагогами формирование аудиотеки для прослушивания и выполнения движений в домашних условиях, участие родных в праздничных представлениях в детских учреждениях, оказывает на ребенка очень благоприятное воздействие.

Развитие у детей устойчивого интереса к физической культуре через музыкальное воздействие на основе совместного деятельности ребенка и взрослого способствует решению задач не только музыкального, и эстетического, но и физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...