Статья на тему: «Оценка результатов подвижных игр в старшем дошкольном возрасте».
статья по физкультуре (старшая группа)

Чиняева Наталья Владимировна

Данная статья будет полезна воспитателям и инструкторам по ФК в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_rezultatov_pri_provedenii_podvizhnyh_igr_.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Оценка результатов подвижных игр в старшем дошкольном возрасте».

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.

М.Н. Жуков определяет подвижную игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определенным умственным и физическим усилиям.        

В старшем дошкольном возрасте активно формируется самооценка и большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. Это начальный период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.        

Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, говорил Е.Д.Аркин, – чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».

При проведении подвижных игр, очень важно  избегать отрицательных оценок, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо», «хорошо». Необходимо избегать запретов, окриков, замечаний.         Парадоксально, но факт: отрицательные оценки мы даём чаще, чем положительные. На это есть объективные причины: к этому нас подталкивает мотив самовозвышения. Как реагируют на отрицательную оценку дети? Естественной защитой: маленькие дети закрывают уши ладонями («не хочу слышать»), отворачиваются, злятся, обижаются, огрызаются. Исправить недостатки путём отрицательных отметок нельзя, так как ребёнок не принимает их, а защищается. Отрицательные отметки, замечания приводят к конфликтам, разрушают контакт, ребенок теряет уверенность в себе, это значит, что от них нужно отказываться.        

В общении с детьми нужно использовать позитивные сообщения. В случаях, связанных с ошибками, неудачами или попытками сделать что-то по-своему, позитивное сообщение педагога должно содержать в себе поощрение действовать дальше. Если в игре ребёнок не смог правильно выполнить какое-то игровое действие, не говорите ему «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь», не стоит отделываться и фразой «Ладно, ничего страшного». Скажите: «Спасибо, ты очень старался», «Так уже гораздо лучше», «Пробуй ещё», «У всех бывают неудачи». Такие высказывания побуждают к  дальнейшим действиям.         

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.

В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Эти игры должны иметь преимущественно групповой характер: «Чей отряд быстрей переправится», «Эстафета с мячами», «Эстафета по кругу» и др., где в результате действия отдельных детей, выигрывает отряд, звено. Игры, включающие, индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной к школе группе, но и здесь надо строго следить, чтобы силы партнеров были равные, тогда результаты будут близки к ничьей.

В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности: «Вот какой ловкий был медведь, многих ребят поймал!»

Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств. «Молодцы, ребята, – говорит он, – все дружно защищали мышку от кота, без вас ей бы не спастись!»

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

Литература

1. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 394 с.

3. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.

4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.

6. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.

7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф, докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для старшего дошкольного возраста

Подборка подвижных игр для старшего дошкольного возраста...

Схема анализа результатов психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста

Данная схема является профессиональным подспорьем для создания психологических характеристик на детей дошкольного возраста....

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей группы старшего дошкольного возраста по вопросу удовлетворенности профессиональной деятельностью воспитателя.

В анкетировании приняли участие 17 родителей. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворены профессиональной деятельностью педагога....

Статья на тему: «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре»

Подвижные игры и их влияние на коммуникацию детей. Подвижные игры и их основные функции....

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте Подвижные игры малой подвижности «Снежная королева»

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрастеПодвижные игры малой подвижности«Снежная королева»Цель: формирование умения напрягать и расслаблятьпоочередно мышцы всего тела, ...