Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему


Предварительный просмотр:

                                                

                 

      Миягашева Л.В.,

                                                                           МБДОУ «Центр развития ребёнка -    детский сад

 «Росинка», город Абакан

Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В наших интересах организовать деятельность с детьми в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка,   а так же требования ФГОС дошкольного образования.

         Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью развития детской инициативы  у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями внедрения  в образовательный процесс интересных,  современных методик и технологий.

Для поддержки развития детской инициативы мы поставили задачи:

  • разнообразить предметно-развивающую среду группы;
  • стимулировать развитие поисково-исследовательской  деятельности детей;
  •  учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
  • создать условия положительного взаимодействия  ребёнок – ребёнок, ребёнок - взрослый

        С целью активизации работы в данном направлении  используем совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук, или как его еще называют тематической книжкой.   Она делается  своими руками с кармашками, конвертиками, дверками, окошками, разными деталями и картинками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

 По нашему мнению, лэпбук - это не просто самодельная книжка, а  заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения  какой либо темы,  например о: прочтенной книжке; животном;  проведенном эксперименте;  проекте который проходит в детском саду.

  При  заполнении  данной  папки  ребята   получают   определенные знания и умения;  находят информацию и наглядный материал;  делают иллюстрации или мастерят  поделки.  Создание данной книжки  позволяет развивать познавательный интерес детей, а рассматривание  папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти  нужный материал.  В школе данная форма организации  деятельности позволит детям  самостоятельно подбирать  материал  и  делать презентации к своим работам. 

Создание лэпбука содержит этапы деятельности: выбор темы; составление плана;  изготовление самой  книжки;  заполнение лэпбука полученной информацией; презентация  книжки.

       Как  будет выглядеть лэпбук, дети  решают самостоятельно. В ходе реализации проекта, книжка может изменяться. Это зависит от интересов и запросов детей, а так же от проблемных ситуаций, которые возникают  в ходе заполнения книжки.  Создание   лэпбука  является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей, как в детском саду, так и дома. Родители  принимают активное участие в организации изготовления  и заполнения лэпбуков: помогают организовать  тематические экскурсии и посещение библиотеки; делают подборку необходимого материала и литературы, приносят фотографии и разные картинки;  дома совместно с ребёнком проводят опытно–экспериментальную и исследовательскую работу.

            С целью реализации данной работы проводится подготовительная работа: анализ творческого и познавательного потенциала детей; изучение методической литературы; проведения мастер–класса с родителями по изготовлению лэпбука;   подбор игр, наглядностей и  разного материала.

  В начале учебного года  совместно  и детьми мы выбрали проекты,  событийностью которых было создания  лэпбуков.  Например,  при реализации проекта  «Мой любимый Абакан» дети  посвятили свои книжки   теме: «Что и кто делает наш город красивым». В течение всей недели дети искали информацию по данной теме: рассматривали фотоальбомы и книги; искали на карте Абакана достопримечательности города; посещали библиотеку; находили информацию о художниках, скульпторах, архитекторах нашего города.  Во время прогулок  с родителями  ребята, находили то, что делает наш город таким красивым и это фотографировали. Благодаря детской познавательной активности и инициативы в группе появились лэпбуки о нашем городе. В рамках проекта «Богатства земли хакасской» в ходе заполнения книжек  была проведена большая поисковая исследовательская работа. Ребята совместно с родителями, посетили, даже,  угольные шахты  и  карьер, где добывают самый красивый мрамор Сибири, и пополнели наш мини-музей экспонатами полезных ископаемых. А изготовленные  книжки – лэпбуки «Полезные ископаемые»,  «Богатства земли хакасской», помогли об этом  рассказать    детям  группы «Фантазеры».  Очень интересно прошел проект «Этот удивительный мир динозавров».  Ребята разделились на минигруппы, одни искали информацию о хищниках, другие о травоядных динозаврах. Пока заполняли книжки, ребята узнавали много интересного о жизни этих животных, а потом полученные  знания  проигрывали в сюжетно-ролевых и подвижных играх, рисовали и мастерили поделки динозавров, устраивали эстафеты и бои. Эти удивительные динозавры оставили свои следы в группе виде книжек – лэпбуков.  Свои исследовательские работы о молоке и их  полезных свойствах, участники конкурса «Умный дошколенок»,  так же решили оформить виде книжек. И данная форма презентаций помогла детям лучше  запомнить свою работу и интересно её представить.

        Все вышеперечисленные виды деятельности по изготовлению лэпбука осуществляются совместно с родителями. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и  ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей,  просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.

Литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.



Предварительный просмотр:

                                                

                 

      Миягашева Л.В.,

                                                                           МБДОУ «Центр развития ребёнка -    детский сад

 «Росинка», город Абакан

Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В наших интересах организовать деятельность с детьми в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка,   а так же требования ФГОС дошкольного образования.

         Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью развития детской инициативы  у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями внедрения  в образовательный процесс интересных,  современных методик и технологий.

Для поддержки развития детской инициативы мы поставили задачи:

  • разнообразить предметно-развивающую среду группы;
  • стимулировать развитие поисково-исследовательской  деятельности детей;
  •  учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
  • создать условия положительного взаимодействия  ребёнок – ребёнок, ребёнок - взрослый

        С целью активизации работы в данном направлении  используем совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук, или как его еще называют тематической книжкой.   Она делается  своими руками с кармашками, конвертиками, дверками, окошками, разными деталями и картинками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

 По нашему мнению, лэпбук - это не просто самодельная книжка, а  заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения  какой либо темы,  например о: прочтенной книжке; животном;  проведенном эксперименте;  проекте который проходит в детском саду.

  При  заполнении  данной  папки  ребята   получают   определенные знания и умения;  находят информацию и наглядный материал;  делают иллюстрации или мастерят  поделки.  Создание данной книжки  позволяет развивать познавательный интерес детей, а рассматривание  папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти  нужный материал.  В школе данная форма организации  деятельности позволит детям  самостоятельно подбирать  материал  и  делать презентации к своим работам. 

Создание лэпбука содержит этапы деятельности: выбор темы; составление плана;  изготовление самой  книжки;  заполнение лэпбука полученной информацией; презентация  книжки.

       Как  будет выглядеть лэпбук, дети  решают самостоятельно. В ходе реализации проекта, книжка может изменяться. Это зависит от интересов и запросов детей, а так же от проблемных ситуаций, которые возникают  в ходе заполнения книжки.  Создание   лэпбука  является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей, как в детском саду, так и дома. Родители  принимают активное участие в организации изготовления  и заполнения лэпбуков: помогают организовать  тематические экскурсии и посещение библиотеки; делают подборку необходимого материала и литературы, приносят фотографии и разные картинки;  дома совместно с ребёнком проводят опытно–экспериментальную и исследовательскую работу.

            С целью реализации данной работы проводится подготовительная работа: анализ творческого и познавательного потенциала детей; изучение методической литературы; проведения мастер–класса с родителями по изготовлению лэпбука;   подбор игр, наглядностей и  разного материала.

  В начале учебного года  совместно  и детьми мы выбрали проекты,  событийностью которых было создания  лэпбуков.  Например,  при реализации проекта  «Мой любимый Абакан» дети  посвятили свои книжки   теме: «Что и кто делает наш город красивым». В течение всей недели дети искали информацию по данной теме: рассматривали фотоальбомы и книги; искали на карте Абакана достопримечательности города; посещали библиотеку; находили информацию о художниках, скульпторах, архитекторах нашего города.  Во время прогулок  с родителями  ребята, находили то, что делает наш город таким красивым и это фотографировали. Благодаря детской познавательной активности и инициативы в группе появились лэпбуки о нашем городе. В рамках проекта «Богатства земли хакасской» в ходе заполнения книжек  была проведена большая поисковая исследовательская работа. Ребята совместно с родителями, посетили, даже,  угольные шахты  и  карьер, где добывают самый красивый мрамор Сибири, и пополнели наш мини-музей экспонатами полезных ископаемых. А изготовленные  книжки – лэпбуки «Полезные ископаемые»,  «Богатства земли хакасской», помогли об этом  рассказать    детям  группы «Фантазеры».  Очень интересно прошел проект «Этот удивительный мир динозавров».  Ребята разделились на минигруппы, одни искали информацию о хищниках, другие о травоядных динозаврах. Пока заполняли книжки, ребята узнавали много интересного о жизни этих животных, а потом полученные  знания  проигрывали в сюжетно-ролевых и подвижных играх, рисовали и мастерили поделки динозавров, устраивали эстафеты и бои. Эти удивительные динозавры оставили свои следы в группе виде книжек – лэпбуков.  Свои исследовательские работы о молоке и их  полезных свойствах, участники конкурса «Умный дошколенок»,  так же решили оформить виде книжек. И данная форма презентаций помогла детям лучше  запомнить свою работу и интересно её представить.

        Все вышеперечисленные виды деятельности по изготовлению лэпбука осуществляются совместно с родителями. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и  ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей,  просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.

Литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе ...

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...

"Развитие познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность" (статья)

В современном обществе острой является проблема подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни. На современном этапе развития дошкольного образования отдается предпочтение обновлению вос...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ уже давно являются одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Именно интерактивные математические игр...