«Организация подвижных игр на прогулке»
консультация по физкультуре

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_podvizhnyh_igr_na_progulke.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация подвижных игр на прогулке»

Цель: раскрыть особенности применения подвижных игр в двигательной активности.

Задачи:

Формировать преставление педагогов о понятиях «двигательная активность», «подвижная игра».

Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса.

Применять на практике полученные знания и умения.

      Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

     Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

     Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Двигательная активность и развитие речевой функции, теснейшим образом, связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.

       На прогулке должны планироваться подвижные игры разной степени подвижности – (подвижные, игры средней подвижности, игры малой подвижности). В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр, включая игры-эстафеты. При этом разучено 4-5 новых игр, по одной раз в неделю, в зависимости от сложности.

      Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста. Учитывается время года и погодные условия, место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течение дня), а также по желанию детей. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей. Если физкультурное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры в середине или конце прогулки, а в самом ее начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть. В остальные же дни организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности (организация п/и., физ. упражнений, игр-эстафет).

      Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Для этого должны быть созданы все условия – наличие пособий, оборудованное место.

       Сбор детей на игру.  Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

      С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть. В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками - наиболее активным детям собрать всех для игры. Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

      Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Подвести к игре можно и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?». Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц».

      Воспитатель: - «Очень хорошо, сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?». 

      Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем, же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

    В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

      Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

      Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

      Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры.

      Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

     Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом - снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

     Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, малоподвижные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

      Окончание игры и подведение итогов. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Также воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

       И так - в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Организация подвижных игр на прогулке"

Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителям...

Организация подвижных игр на прогулке в летний оздоровительный период

Организация подвижных игр на прогулке в летний оздоровительный период...

"Организация подвижной активности на прогулке"

Статья предназначена для педагогов ДОУ...

Организация подвижных игр на прогулке.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физизеской культуре....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по физкультуре «Организация подвижных игр на прогулке»

В семинаре-практикуме  описывается методика проведения подвижных игр на прогулке, классификация подвижных игр, вариативность  усложнения игр....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"

Методическая разработка проведения семинара-практикума для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"....