Диагностика нарушений осанки и плоскостопия
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

все об осанке и стопе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_narusheniy_osanki_i_ploskostopiya.docx144.81 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей

Часто искривление позвоночника у детей развивается быстро, особенно в период их бурного роста (в 12-14 лет), и родители не успевают уследить за тем, как и когда это происходит. И однажды они замечают, что спина у их ребенка стала неровной, а позвоночник искривлен.

Говорить о правильной осанке у ребенка младшего дошкольного возраста не приходится. Она просто не сформирована. Поэтому основное внимание и родителей, и педагогов должно уделяться физическому воспитанию детей, направленному на укрепление мышц шеи, спины, живота и ног.

К возрасту 7 лет осанке и положению позвоночника ребенка следует уделять особое внимание, ведь именно в этом возрасте признаки нарушения осанки или сколиоза еще не проявляются. Их надо выявлять.

Как оценить осанку ребенка?

Для этого необходимо понаблюдать, как он сидит и стоит в обычной, непринужденной позе, как он ходит.

Позвоночник новорожденного в норме имеет форму равномерной дуги. Постепенно младенческая выпуклость позвоночника уменьшается, и у годовалого ребенка он выпрямляется настолько, что приближается к прямой линии. Такая форма спины сохраняется примерно до пятилетнего возраста. С этого времени параллельно с общим ростом и созреванием крохи позвоночник начинает менять форму, приобретая физиологические искривления и индивидуальные особенности. В возрасте 3 лет и старше отклонения в области позвоночника выявляются следующим образом: попросите своего малыша встать боком к вам и наклониться вперед. У здорового ребенка при таком сгибании вперед позвоночник образует равномерную дугу. Если же вы видите участки, которые сгибаются сильнее, а смежные с ними остаются разогнутыми, обращайтесь к врачу немедля. При осмотре ребенка необходимо обращать внимание на состояние всех отделов спины: оцените, одинакова ли высота плеч, равномерно ли отстоят обе лопатки, не нарушена ли симметричность талии, нет ли отклонений в вертикали межъягодичной складки и в положении ягодиц. Выявление хотя бы одного нарушения — повод для обращения к врачу.

При правильной осанке лопатки должны располагаться симметрично, плечи — на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка ровная.

Чтобы детально изучить осанку, попросите ребенка встать прямо, но не напрягаться (желательно, чтобы он был раздет). Встаньте в нескольких шагах за его спиной. Сначала на глаз, потом с помощью обычной линейки оцените симметричность специальных ориентиров. Первый ориентир — это плечи, которые мы оцениваем по высоте и по форме контура. Затем осмотрите лопатки по высоте и по расстоянию от позвоночника. Дальше направьте взгляд вниз к «треугольникам талии». «Треугольники талии» появляются, когда ребенок стоит, свободно опустив руки. Они находятся между контурами тела и руками. Далее — ягодицы. Обратите внимание, вертикальна ли межъягодичная складка и на одной ли высоте находятся складки, расположенные под ягодицами. Затем попросите ребенка встать как можно прямее (как солдат по команде «Смирно!»). За счет напряжения мышц позвоночник может выпрямиться (если вы заметили несимметричность основных ориентиров), и асимметрия исчезнет. Если же асимметрия не исчезает при попытке выпрямиться, можно заподозрить сколиоз. Существует и еще один способ отличить нарушение осанки от сколиоза. Надо попросить ребенка лечь на живот. Если позвоночник выпрямляется, это нарушение осанки.

Для сколиоза также характерна деформация позвоночника в виде скручивания вокруг вертикальной оси (торсия). Выявить наличие торсии можно, попросив ребенка наклониться вперед. Скручивание позвоночника проявляется в виде реберного выбухания (горба) с одной стороны от позвоночника (чаще всего на уровне лопаток), а по другую сторону, на уровне поясницы, в виде мышечного валика.

По форме искривления сколиоз может быть С-образным и S-образным.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза:

Первая степень характеризуется небольшим отклонением позвоночного столба и начальной степенью торсии. Вторая степень — заметное отклонение позвоночного столба во фронтальной плоскости, выраженная торсия. Угол первичной дуги искривления в пределах 21-30°, имеется реберный горб и мышечный валик. Рентгенологически проявляется деформация тел позвонков на вершине искривления.

Третья степень — более выраженная деформация, большой реберный горб, резкая деформация грудной клетки. Угол первичной дуги от 40° до 60°. Рентгенологически видны клиновидные позвонки на вершине искривления.

Четвертая степень характеризуется тяжелым обезображиванием туловища, деформацией таза, отклонением туловища, стойкой деформацией грудной клетки, а также наличием заднего и переднего горбов. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел позвонков в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, обызвествление связочного аппарата. Угол основного искривления достигает 61-90°.

Кроме того, при обследовании ребенка необходимо измерить длину его ног — при различной длине нижних конечностей формируется неструктурный сколиоз. Его особенность проявляется в том, что при подкладывании под укороченную ногу подставки происходит выпрямление позвоночника.

Однако глазом отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки самим родителям или воспитателям достаточно сложно. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно обратиться к ортопеду.

https://pandia.ru/text/78/424/images/image001_110.gifhttps://pandia.ru/text/78/424/images/image002_76.gif

Специалисты заметили, что скачки развития искривлений позвоночника у детей чаще всего совпадают с периодами интенсивного роста. Такие периоды общеизвестны: первые полтора года жизни, возрастной отрезок от 5 до 7 лет, затем — от 12 до 14 лет (он совпадает с периодом полового созревания). Постарайтесь в указанные сроки ежемесячно измерять рост своего ребенка, а все цифры заносить в блокнот. Если вы обнаружите слишком резкий скачок, стоит подумать о курсе щадящей мануальной терапии. Такие сеансы желательно проводить именно в периоды наиболее интенсивного роста.

Нe стоит забывать и о фундаменте нашего тела — о стопах. Именно стопы защищают позвоночник от толчков и ударов, поэтому их хорошее состояние является залогом ровного позвоночника. Но дети очень часто страдают плоскостопием. По данным осмотров в детских учреждениях, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие.

Плоскостопие представляет собой уплощение сводов стопы и бывает продольным и поперечным. Поставить диагноз «Плоскостопие» у детей старше 7 лет несложно, так как именно к этому возрасту происходит формирование всех сводов стопы.

https://pandia.ru/text/78/424/images/image004_49.gif https://pandia.ru/text/78/424/images/image005_46.gifhttps://pandia.ru/text/78/424/images/image003_59.gif

Нормальная стопа Плоскостопие Нормальная стопа Плоскостопие

Сложно диагностировать плоскостопие у детей раннего возраста, потому как зачастую трудно отличить функциональное плоскостопие от патологического. Все дети рождаются с плоской стопой. Своды начинают формироваться, только когда ребенок начинает ходить, бегать, прыгать, и полностью формируются к 6—7 годам. Однако плоская стопа может быть результатом врожденных дефектов, патологии нервной и эндокринной систем. Поэтому отличить норму от патологии может только врач. Надо помнить, что с самого раннего возраста и весь период интенсивного роста организма (в 3 и 6 месяцев, а также в 1, 3 и 5 лет) необходимо регулярно посещать ортопеда. Не поддавайтесь расхожему мнению, что не бывает плоскостопия у детей до 5 лет. Более того, вы можете предотвратить развитие заболевания.

Основные симптомы уплощения свода стопы (плоскостопия) — боль и изменение очертаний стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

Итак, как проверить состояние стоп малыша? Прежде всего, следует обратить внимание на походку ребенка и сроки, когда он начал ходить. Если это произошло намного позже года, проявите беспокойство. Чтобы походка была правильной, необходимо, чтобы ребенок ставил обе стопы параллельно друг другу. При каждом шаге параллельное положение стоп должно соблюдаться.

Одним из признаков плоскостопия является неуверенность в ходьбе и движениях. Косолапость, отклонения стоп наружу или вовнутрь также могут свидетельствовать об уплощении свода стопы. Очень часто люди, страдающие плоскостопием, ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, усиленно размахивая руками.

Если стопы отклоняются от параллельных линий, носки повернуты внутрь и смотрят друг на друга, что создает эффект косолапости, такое нарушение называется варусным приведением стоп. Если стопы смотрят в стороны, то это называется вальгусной установкой стоп. Бывает, что внутренний край стопы завален внутрь — это вальгусная деформация стопы. Такая деформация приводит к неуклюжей походке, при которой носки разведены в стороны, и вследствие неправильного распределения нагрузки деформируются коленные суставы по типу Х-образной деформации. При отклонении стопы наружу возникает варусная деформация стопы.

Обследуйте ботиночки школьника: не изнашиваются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука? В старшем возрасте школьник сам выразит свои жалобы, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляется боль в икроножных мышцах, на подошве, в области свода стопы.

Определить наличие плоскостопия можно и по отпечаткам подошвы. Внимание! При определении плоскостопия по отпечаткам подошвы у детей дошкольного возраста может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными.

https://pandia.ru/text/78/424/images/image006_42.gif

Отпечатки стоп а — нормальная стопа, б — плоская стопа

Безусловно, если выявлено то или иное нарушение, нужно безотлагательно начинать лечение. Помните о том, что, распознав болезнь вовремя, можно при определенных профессиональных усилиях уменьшить нарастающий косметический дефект, а также избежать возникновения нарушений со стороны других органов и систем.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И. п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2.Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3.Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6.Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7.Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи,
плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

8.Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и. п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1.  И. п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2.  И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И. п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

игровые упражнения для укрепления мышц спины

Непросто уговорить непоседу делать что-то специально. А вы поиграйте!

■  „Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

■  „Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука работает вперед или назад.

■  „Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесьте два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

■  „Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

■  „Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

■  „Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ложится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

■  „Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув руки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять руки и грудь вверх и вернуться в исходное положение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.

■  „Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку дотянуться до них, встав на цыпочки или под
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.

Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

«Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия»

Формирование у родителей представлений о физических упражнениях  и  способах профилактики плоскостопия и нарушения осанки, практических умений в области физического воспитании  ребенка ...

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...

Буклет "Как уберечь себя от нарушений осанки? Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития. Наша задача – обеспечить условия для двигательной активности ребёнка....