Развитие силы у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по физкультуре

Данный материал содержит рекомендации для воспитателей по развитию способности у дошкольников по преодолению внешнего сопротивления, противодействия ему за счёт мышечного напряжения. Сила мышц развивается в упражнениях, где нужно преодолевать вес собственного тела или вес внешнего сопротивления (предметов, противодействие партнёров). Воспитателям предлагается ознакомиться с опытом работы по развитию силы у дошкольников с помощью занятий на тренажёрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx39.45 КБ
Файл publikatsiya_materiala.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Туристический слет в детском саду

Педагогический проект

Разработчик: рук. физ.  восп.

Макарова И.А.

Тема проекта.  Туристический слет в детском саду

Вид проекта. Творческий

Тип проекта. Краткосрочный

Проблема.

Что такое туризм?

Что такое туристический слет?

 Что должен знать и уметь турист?

Актуальность проблемы.

Недостаточная информированность детей о туризме.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения.

Из-за образа современной жизни у большинства взрослых и детей слабая мотивация двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни.

Цель проекта.  Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья, и воспитание социально значимых качеств посредством знакомства с туристической деятельностью.

Задачи проекта.

Для детей:

- познакомить с туризмом как видом спорта;

- формировать основы здорового образа жизни;

- совершенствовать двигательные навыки, психофизические качества (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость, глазомер);

- формировать эмоционально-положительное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Для педагогов:

- создать информационную базу;

- создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на занятиях  физической культурой, содержащих элементы туризма.

Для родителей:

- вызвать интерес к туристической деятельности как средству здорового образа жизни.

Участники проекта.  Дети старших  и подготовительных к школе групп, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальные руководители, родители.

Продукты проекта для детей:

Физкультурный праздник «Маршруты рюкзачка»

Продукты проекта для педагогов:

- конспекты по теме проекта;

- библиография по теме проекта;

- презентация проекта.

Продукты проекта для родителей:

- консультация  «Как правильно организовать отдых с детьми»;

- оформление фотоальбома «Слет юных туристов»;

- физкультурный праздник «Маршруты рюкзачка».

Ожидаемые результаты:

- формирование  у детей начальных представлений о туристической деятельности, в том числе как средстве здорового образа жизни;

- освоение главных правил поведения и безопасности жизнедеятельности в туристическом походе;

- пополнение словарного запаса детей соответствующей терминологией.

Этапы проекта.

Первый этап.  Выбор темы

  1. Постановка проблемы и определение цели и задач.
  2. Создание плана движения к цели.
  3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  4. Составление плана-схемы проведения проекта.
  5. Сбор информации и материалов вместе с детьми и родителями.
  6. Вовлечение дошкольников в решение проблемы.

Второй этап. Реализация проекта

Организация деятельности в рамках проекта

Виды деятельности

Тема

1.

Сбор и систематизация материала

  1. Рассматривание  картинок и фотографий с изображением разных видов туристической деятельности.
  2. Использование дидактических игр, связанных с туризмом:

       «Беседка знаний»;

       «Что мы возьмем с собой в поход»;

       «Сложи костер по схеме»;

       «Ориентирование».

            «Какое растение выручит»

  1.  Беседы:

«Виды костров»

       «Огонь – помощник и друг»;

       «Зеленая аптека»;

       «Что мы знаем о туризме».

2.

Физкультурная деятельность детей

  1. Непосредственно образовательная деятельность детей по физическому развитию.
  2. Игры и игровые задания:

«Чистое озеро»;

«Собери мусор»;

«Порхаем как бабочки»;

  1. Эстафеты, соревнования:

 «Собери рюкзак»;

«Грибники»;

«Разведи костер»;

«Через речку»;

 «По лесной тропинке»

Работа с родителями

1.

Консультации, практические задания

  1. «Как правильно организовать отдых детей».
  2. Сбор атрибутов к туристическому слету.
  3. Участие в физкультурном празднике.

Работа с педагогами

  1. Перспективное планирование по теме.
  2. Конспекты НОД, описание игр по теме проекта.
  3. Музыкальное сопровождение праздника.
  4. Презентация проекта.

Третий этап.  Презентация материалов проекта

  1. Физкультурный праздник «Маршруты рюкзачка».
  2. Фотоальбом «Слет юных туристов».

Приложение

Дидактические игры

  1.  «Беседка знаний»

Цель: формировать у детей яркие образные представления о туристической деятельности, активизировать их воображение и память, побуждать к поиску новых знаний и желанию овладеть туристическими умениями.

Игровые действия: детям предлагается ответить на предлагаемые вопросы.

- Какие виды туризма вы знаете? (Велосипедный, пеший, лыжный, горный, конный, автомобильный.)

- Какие части вы знаете? (Север, юг, запад, восток.)

- Где восходит солнце? (На востоке.)

- Где заходит солнце? (На западе.)

- Можно ли есть грибы? (Да.)

- Какие съедобные? (Подберезовик, подосиновик, лисички, опята и др.)

- Какие несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички и т.д.)

- А какие можно есть в лесу ягоды? (Малину, землянику, рябину, клюкву.)

- Какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину.)

- Каких зверей надо опасаться? (Волка, кабана, медведя, лося.)

- Можно ли пить воду из рек, озер, из различных источников?  ( Нет, ее можно пить только после фильтрации и кипячения в течение 10 минут.)

- Как себя правильно вести в лесу? (Нельзя далеко уходить от родителей, мусорить, разорять муравейники, гнезда птиц, нельзя разжигать вблизи деревьев костер.)

- Можно ли брать из леса найденных детенышей животных и птиц? (Нет.)

- В чем носят вещи, когда идут в поход? (В рюкзаке.)

- Где спят туристы? (В палатке.)

- В чем готовят еду туристы? (В котелке.)

- Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром.)

- Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели.)

- Что является постелью в походе? (Спальный мешок.)

- Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света( (Компас.)

2. «Что мы возьмем с собой в поход?»

Игровые действия: хлопаем в ладоши, если берем с собой в поход, топаем ногами, если не берем с собой в поход (котелок, кукла, фонарик, ваза, лопата, топор, кошка, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда, пылесос, удочки, шторы, утюг.)

  1. «Сложи костер по схеме»

Цель: упражнять в умении выполнять постройку по схеме.

Игровые действия: ведущий раздает участникам картинки с разными видами костров, по которым юные туристы должны сначала сложить такой же костер, потом назвать его вид и вспомнить правила разведения костров в лесу.

  1. «Ориентирование»

Цель: упражнять детей в ориентировке в пространстве по схеме.

Игровые действия: участникам раздают муляжи компасов. По команде ведущего они должны проделать правильный путь. Например, сделать 2 шага на север, 3 – на восток, 1 шаг на юг, 4 – на восток и т.д.

  1.  «Какое растение выручит»

Цель: закрепить названия лекарственных растений, их целебное назначение.

Игровые действия: картинки с изображением лекарственных растений втыкаются в землю (аптека – огород). Ведущий называет ситуацию (царапина, укус, ушиб, простуда и др.), а дети должны подбежать к растению, назвать его и рассказать, как оно поможет в данной ситуации.

Беседы

Огонь – помощник и друг

Костер в лесу разжигать можно только взрослым. Из-за непотушенного костра в лесу может случиться беда – пожар, в котором гибнут деревья, растения и животные. Даже если костер затушили, на его месте девять лет ни одна травинка не вырастет, так долго земля залечивает ожоги. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но бывают случаи, когда без костра просто не обойтись, например, во время многодневных походов. Ведь туристам нужно согреться, приготовить еду, высушить вещи. Однако, чтобы костер был надежным другом и помощником, необходимо неукоснительно соблюдать правила обращения с ним.

Правила разведения в лесу костра

• Костер в лесу должен разводить только взрослый.

• В ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев костры жечь нельзя.

• Место для разведения костра должно быть тщательно подготовлено: лопатой нужно снять верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений.

• Для дров нельзя ломать живые деревья. Для поддержания огня обычно используют собранные на земле сухие ветки.

• перед уходом костер нужно хорошо залить водой и снятым слоем земли накрыть яму.

Виды костров

Костры бывают разные. Например, если туристам ночью нужно освещение, они разжигают костер «шалаш»: поленья укладывают шалашиком. (Показать, как это сделать.) такой костер очень хорошо освещает площадку лагеря. На нем можно и пищу приготовить. Но чаще всего туристы разводят костер «колодец». По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Его используют для приготовления пищи. Обогрева и сушки вещей. Еще один вид – «звездный» - это долго горящий костер. Для его поддержания толстые сухие бревна выкладываются звездочкой или веером и поджигаются. По мере их прогорания бревна подталкиваются к центру.

Зеленая аптека

(Для проведения беседы необходимо приготовить картинки с изображением лекарственных трав: подорожника, горькой полыни, ягод и листьев малины, календулы, вероники, зверобоя, пижмы, полевой ромашки.)

Часто бывает, что в походе случаются неприятности – царапины, ушибы или укусы каких-нибудь насекомых, а врача рядом нет. У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Например, подорожник поможет при порезах – приложите чистый листочек к ранке и подержите, кровь быстро остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи грелись на солнце, лежа на дороге. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая – нет, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как  змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника, который исцелил пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран.

Другое растение – горькая полынь – поможет, если вы упали или подвернули стопу. Чай из свежих листочков применяют как болеутоляющее средство.

Малина полезна при простуде. Нужно просто заварить чай из ее листочков и ягод.

В лесу очень много комаров. Они неприятно пищат и больно кусают. Если вы сорвете цветок календулы и его соком смажете место укуса, то станет гораздо легче.

Укусы пчел, ос, шмелей вызывают жгучую боль, покраснение, отек. Справиться с этим поможет крепкий отвар вероники.

От болей в животе нужно принимать отвар из зверобоя.

В походах иногда случаются и ушибы., в этих ситуациях не обойтись без чай из пижмы обыкновенной.

О пользе ромашки знают все. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько ее цветков, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст силы и защитит от простуды даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат.

Собирать и применять нужно те лекарственные растения, которые растут в лесу, вдалеке от дорог.

Что мы знаем о туризме

Туризм не всегда вызывал у людей ассоциации с отдыхом или что-то приятное. В древние времена людям приходилось много путешествовать. В основном эти путешествия были продиктованы необходимостью – поиск новых возможностей, новых мест, где они могли создать для себя более комфортные условия существования. Необходимость создавала первых туристов. Сначала такими туристами были целые общины и племена, впоследствии уровень развития цивилизации позволил путешествовать и в одиночку.

Но, несмотря на истинные мотивы первых путешественников (первые туристы путешествовали не от хорошей жизни, а от нужды) – конечная цель, которую они преследовали – найти райский уголок, где будет тепло и хорошо часто бывала достигнута. И это на подсознательном уровне, в генах, закладывало нашим предкам любовь и тягу к путешествиям.

Сегодня редко кто становится туристом по необходимости, да и тех, кем движет именно это, называют по-другому. Люди начинают путешествовать для того, чтобы испытать новые эмоции, расширить свои горизонты, познакомиться с новыми культурами, странами, увидеть, как живут в других местах.

Часть людей включают себя в секту туристов периодически, раз в год, чтобы отвлечься от повседневной жизни и погреться в теплых лучах солнца, прикоснуться бескрайнему морю и поваляться на белом песке.

Для другой категории туризм – это активный отдых, различные сложности и препятствия, которые они сами себе создают, с помощью дикой природы, призваны дать совсем других ощущения, чем пляжный отдых. Вместо спокойствия и расслабления, многие люди впрыскивают в свою кровь море адреналина, участвуют в очень рискованных путешествиях по местам, где природа до сих пор осталась сильнее человека.

Кем бы вы ни были, однажды попробовав стать туристом, вы уже никогда не сможете оставаться спокойным при воспоминании о своих путешествиях.

Виды туризма

Велосипедный туризм        

Популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий. Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов.

Водный туризм        

Вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств. Требуется особое снаряжение, лодки, весла; одежда, обувь, термобелье.

Горный туризм        

Походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м; прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, горных рек. Для горного туризма используется специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д.

Конный туризм         

Форма активного отдыха, вид спортивного туризма.        Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, с первозданной природой. Сложность разработки и реализации конного туризма заключается в необходимости обеспечить особый уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности и т.п.

Лечебно-оздоровительный  туризм        

Вид туризма, совершаемый с оздоровительными или лечебными целями. Курорты предоставляют туристам комплексы лечебно-оздоровительных процедур, услуги массажных кабинетов и т.п.

Лыжный туризм        

Разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям.        Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов.

Морской туризм        

Водные путешествия, совершающиеся на регулярных морских пассажирских или специальных круизных линиях.        На борту судна предоставляется полное обслуживание.

Пешеходный туризм         

Разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком. Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение: рюкзак, палатка, обувь и т.п.

Спортивный туризм        

Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например, плавание, бег, велосипедные прогулки и др.        Главная задача - гарантирование возможности заниматься выбранным видом спорта.

Экологический туризм (экотуризм)        

Посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием.        Призван обеспечивать общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического туризма предусматривают посещение национальных и других парков, заповедников, экологически чистых мест и т.д. В процессе подобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия.

Игры и игровые задания

Чистое озеро

Цель: упражнять детей в беге, выполнении задания по сигналу.

Игровые действия: на площадке веревкой выкладывается большой круг – «озеро», в котором «плавает» мусор (баночки из-под йогурта, бутылки для воды, крышки, пробки и т.д.) к каждому предмету приделывается кольцо из проволоки для зацепа его крючком. У «озера» ставится картонная коробка, на ней ведерко для «улова» и удочка с безопасным крючком. По сигналу игрок команды берет удочку, забрасывает ее в «озеро», подцепляет на крючок любой предмет, кладет его в ведерко, удочку оставляет на коробке, возвращается к команде и передает эстафету следующему игроку.

Собери мусор

Цель: упражнять детей в беге по кругу, метании предметов в цель.

Игровые действия: на земле из веревки делается круг, который наполняется мусором (пластиковыми бутылками, коробками, одноразовой посудой, газетами и т.п.). В его центр ставится большая корзина. Дети бегают по кругу, по сигналу (свистку) каждый участник берет один предмет и бросает его в корзину. Движение возобновляется до тех пор, пока весь мусор не будет собран.

Порхаем как бабочки

Цель: упражнять детей в подлезании в обруч.

Игровые действия: это игровое задание можно выполнять под веселую подвижную мелодию. Двое взрослых с разных сторон на расстоянии 5-6м прокатывают друг другу обруч. Дети строятся в колонну за своей бабочкой (определенного цвета). Пока обруч катится, «бабочки» (дети) поочередно пролетают через него и занимают место на противоположной стороне за бабочкой своего цвета.

Эстафеты, соревнования

Собери рюкзак

Цель: упражнять в умении играть в команде, в беге в заданном направлении и выполнении задания.

Игровые действия: дети стоят в колонне за линией старта. Первые игроки надевают рюкзак, прыгают из обруча в обруч (три обруча скреплены между собой), бегут до ориентиров, около которых разложены обручи с предметами для похода (компасы, кружки, ложки, банки с тушенкой, спички, носки). Участники снимают рюкзаки, кладут в них по одному предмету и возвращаются к своим командам (рюкзаки несут в руках). Передают рюкзаки следующим участникам.

Грибники

Цель: упражнять в беге в заданном направлении, выполнении задания.

Игровые действия: напротив команд располагаются муляжи съедобных и несъедобных грибов. Каждый участник отправляется в «лес» по грибы, перепрыгивая с кочки на кочку (мягкие круги), и приносит своей команде в корзине по одному грибу (игроки должны собрать только съедобные грибы).

Разведи костер

Цель: упражнять в беге, умении выполнять сооружение по схеме.

Игровые действия: дети строятся в колонны, на линии старт-финиш разложены обручи с поленьями (по количеству детей в команде). Участники по очереди относят по одному полену к месту разведения костра (в обруч) на противоположную сторону и складывают их в виде костра, последний игрок «зажигает костер» (ставит картонный факел).

Через речку

Цель: упражнять в челночном беге.

Игровые действия: юные туристы должны «сплавиться по речке на байдарках» (пробежать в обруче). Дети строятся в колонне за линией старта. Участники (по одному от каждой команды) «надевают» на себя обруч и бегут «змейкой» между тремя ограничителями до ориентира. Возвращаются бегом по прямой. Передают обручи следующим игрокам.

По лесной тропинке

Цель: упражнять в челночном беге, беге спиной вперед.

Игровые действия: участники эстафеты с рюкзаками в руках должны по очереди пробежать «змейкой» между ориентирами (елочками и пеньками) до финиша, вернуться по прямой спиной вперед, передавая друг другу рюкзак как эстафетную палочку.

Консультация для родителей

Как правильно организовать отдых с детьми

Можно смело утверждать, что лучшей формой оздоровительного отдыха для ребенка четырех-десяти лет является двигательная деятельность в природных условиях. Это поездка на дачу, поход в лес, прогулка к реке и пр. в теплый период года эта проблема решается легче, а вот если на дворе зима?

К сожалению, зимой количество детей на улицах сокращается как минимум вдвое. Многие даже не выходят гулять во двор, а уж о прогулках в лес говорить не приходится.

Как правильно организовать лыжную прогулку?

Продолжительность семейных лыжных прогулок должна быть не более четырех часов, чтобы не нарушать режим дня. В прогулку лучше отправляться при температуре не ниже 12 мороза и в безветренную погоду. Пятнадцать минут ходьбы на лыжах чередуются с пятиминутным перерывом. Всего длительность передвижения со старшими дошкольниками в один конец должна составлять не более 40-50 минут. В оба конца физически подготовленный ребенок пяти лет может преодолеть до 2,5 км, шести-семи лет – до 4-5 км. На поляне, на горке можно организовать игры-забавы «Догони пару», «Шире шаг», «Веселый слалом», катание в парах с горы. На прогулку необходимо предусмотреть горячий завтрак (сладкий чай в термосе, блинчики, сушки, сухарики), который не только согревает участников прогулки, но и приносит удовольствие от семейного «застольного» общения в заснеженном лесу, делая прогулку незабываемой.

Форма и содержание летнего семейного отдыха во многом определяется материальными возможностями родителей. Именно этот фактор является решающим при выборе «куда поехать». Не рекомендуется планировать дальние путешествия с маленькими детьми по территории России и в ближайшее зарубежье, т.к. это связано с изменением привычной климатической зоны и может привести к заболеванию ребенка.

Как правильно организовать отдых с детьми на море?

Если ребенку уже исполнилось пять лет, он достаточно хорошо закален, родители могут спланировать совместное путешествие и отдых с ребенком на море, в горах и т.д. впечатления, полученные ребенком в этом возрасте, остаются в памяти на всю жизнь. Комплекс оздоровительных мероприятий, связанный с купанием ребенка в море или прогулкам по горам позволяет приобрести тот запас жизненной энергии, которым он «питается» в течение года. Именно поэтому большее количество детских и семейных здравниц расположено на Крымском полуострове, климат которого – прекрасное профилактическое средство от заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

При определении места отдыха с детьми, имеющими отклонения в здоровье, необходимо посоветоваться с семейным врачом и определить те зоны, которые наиболее благоприятны для малыша и будут способствовать улучшению его состояния.

Чем занять ребенка по дороге?

Если поездка задумана на личном автомобиле и достаточно продолжительна по  времени, то она обязательно должна предусматривать кратковременный отдых в лесополосе, где дети со взрослыми могут выполнить несколько игровых упражнений и покушать. Чувство усталости, возникающее от нахождения долгое время в относительно неподвижном состоянии, однообразие мелькающих за окнами картин, быстро проходит, если взрослые предложат выполнить веселую гимнастику. Можно предложить комплекс упражнений на выпрямление позвоночника и улучшение кровотока в нижних конечностях («потянись», «повороты вправо, влево», «мельница» - круговые вращения руками, «велосипед» - сгибание и разгибание ног, лежа на спине, приседания, подскоки). Достаточно эффективными окажутся игры типа «Догони», «Выше ноги от земли».

На ночь лучше остановиться в кемпинге или лесополосе. Движение лучше начать после короткой гимнастики и завтрака ранним утром (около 6 часов), когда солнце еще низко над горизонтом и не загружена транспортом автомагистраль.

Если спланировано путешествие железнодорожным транспортом, то в дорогу необходимо взять настольные игры, дорожные электронные игрушки, книги. В дороге необходимо придерживаться привычного режима дня. А в качестве физкультурных минуток предложить ребенку несколько упражнений, которые можно выполнить на ограниченном пространстве.

Для ребенка 5-7 лет это может быть следующая гимнастика:

  1. «Потянись». И.П.: лежа на спине на нижней полке. 1 – поднять руки вверх и потянуться как можно сильнее (напрячь мышцы всего тела); 2 – опустить руки вниз, носки ног раскинуть (расслабиться). 4-5 раз.
  2. «Складной перочинный ножик». И.П.: то же, прямые руки вверх (открытый ножик). 1 – одновременно подтянуть руки и ноги, сомкнув их на уровне живота (ножик закрылся), 2 – И.П. (ножик открылся). 3-6 раз.
  3. «Веселые ноги». И.П.: лежа на животе, подбородок лежит на согнутых в локтевых суставах руках. Попеременное сгибание и разгибание ног. Не менее 30 раз.
  4. «Велосипед». И.П.: лежа на спине, руки за голову. Вращение ногами перед собой, имитируя движение на велосипеде. 2-3 раза по 15 сек – в чередовании с отдыхом.
  5. «Приседания». И.П.: стоя лицом  к столику, держась руками за его край. 1 – приседание, 2 – выпрямление. 8-10 раз.
  6. «Дотянись до полки». И.П.: стоя лицом к полке, руки опущены. 1 – подняться на носки и достать руками верхнюю полку (вдох), 2 – И.П. (выдох). 5-6 раз.

Упражнения необходимо выполнять в присутствии и при непосредственной помощи и страховке взрослого, чтобы колебательные движения вагона не травмировали ребенка.

Во время стоянок необходимо выходить с детьми на платформу, чтобы немного подвигаться (потягивание, прыжки на месте и с продвижением вперед, бег на месте, приседания) и подышать свежим воздухом.

Как правильно организовать режим дня?

Отдых на море связан, к сожалению, не только с приятными впечатлениями, но и может быть омрачен переживаниями и болезнями, если родители не придерживаются принципа постепенности и индивидуализации в подборе средств оздоровления. В этом случае солнце и вода могут стать не друзьями, а врагами ребенка и оставить в его памяти и на теле долго незаживающие «раны». В связи с этим, родители должны продумать жесткий режим дня, которому необходимо неукоснительно следовать и объяснить его целесообразность детям.

Известно, что лучшее время для получения солнечных ванн – это раннее утро. Поэтому подъем должен быть ранним (не позже 8 часов). После легкого завтрака можно сразу отправиться к морю. Утренние часы с 9 до 11 являются самыми оптимальными для оздоровления. При этом необходимо заранее позаботиться об оборудовании места отдыха, чтобы ребенок большую часть времени находился под навесом. В первые дни пребывания на море малышу достаточно 10-15 минут пребывания на открытом солнце, затем это время можно постепенно увеличить до 20-3- минут. При рекомендуется пользоваться защитными кремами, эмульсиями, предохраняющими кожу ребенка от ожогов. Голова ребенка должна быть все время закрыта панамой.

Купание в море для большинства детей связано только с приятными ощущениями, и они готовы долгое время проводить в воде. Поэтому родителям следует дозировать время купания (во избежание переохлаждения и солнечных ожогов).

Однако некоторые дошкольники испытывают страх перед морской стихией, отказываются от входа в воду. Родителям не следует вопреки отказам ребенка насильно затаскивать его в море и доводить до истерики. Подобные эксперименты, как правило, не дают положительных результатов. Лучше предоставить право ребенку самому определить, когда и при каких условиях он сделает первый шаг в воду. А стимулировать его могут плавающие игрушки (мяч, кораблики, спасательный круг), ласковый голос мамы, игры других детей рядом. Можно предложить малышу походить по воде вдоль берега, собрать камушки. Игры на мелкоте быстрее убедят малыша в безопасности и приятности этой процедуры, и постепенно он сам захочет осваивать новые глубины. Родители не на минуту не должны оставлять без присмотра детей в воде. Следует рассказать им о мерах безопасности поведения на море.

Чтобы времяпровождение на пляже было содержательным и веселым можно организовать совместные игры детей с родителями «Собачка», «Летающая тарелка», «Салки». Эти игры можно проводить на берегу и на мели. Дети очень любят игры в воде типа «Невод и морские рыбки» (дети-рыбки заходят в воду, а родители, стоящие в глубине, стараются их догнать), «Море волнуется» (под текст «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри»  дети изображают разные морские фигуры, по слову «замри» - игроки стараются застыть в определенной позе и удержать равновесие в волне, а водящий осаливает тех, кто не сумел это сделать). Если дети уже умеют плавать, то можно организовать гонки в воде «Кто быстрее доплывет до берега», соревнования «Кто дальше пронырнет», игровые упражнения «Достань со дна камушек», «Кувырок в воде» и т.п.

С 11.00 свободное время лучше провести в тени:  в парке, в тенистой аллее, на веранде, где можно почитать, поиграть в спокойные игры, порисовать. Если ребенок отказывается от горячего блюда, не стоит настаивать на меню из трех блюд. Плотный обед можно перенести на более прохладное время (16.00-17.00), а в полдень приготовить  ланч (второй завтрак) из овощей, фруктов, сока.

После ланча – обязательный тихий час в прохладе. Это позволит скоротать самые жаркие часы и отдохнуть эмоционально. После 16.00 можно снова пойти на море, а вечером отдохнуть в детском парке, погулять по морским аллеям, сходить в музеи, на выставки, устроить пикник у подножия горы, организовать семейный праздничный ужин «Ура, каникулы!» или «Здравствуй, море!», покататься на катере… Вариантов очень много. Дети с удовольствием принимают участие в составлении программы отдыха и являются лучшими контролерами по ее претворению в жизнь.

Вечер у моря – прекрасное время для занятий изобразительной деятельностью. Расположившись всей семьей в живописном месте, можно научить малыша видеть и создавать прекрасное. На закате интересно посидеть у моря и помечтать.

Как интересно провести семейный отдых, не уезжая далеко от дома?

 Главное - обязательно сменить проживание в городской квартире на отдых в природных условиях. Таким вариантом может быть отдых на даче, в деревне.

На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом всей семьей. Пусть это будет  небольшая площадка, но при рациональной планировке на ней можно разместить качели, канат, лестницу, турник, баскетбольное кольцо, простейшие тренажеры. На площадке можно проводить индивидуальные тренировки, соревнования типа «Кто самый сильный» (подтягивание), «Ловкие баскетболисты», «Меткий стрелок» (игра в дартс, кольцеброс). Такие веселые соревнования между всеми членами семьи в тени фруктового сада доставят удовольствие и старшим, и младшим.

Если на даче есть веранда, то занятия и игры всей семьей можно организовывать вне зависимости от капризов природы.

Если участок расположен недалеко от леса, водоема, то семейные прогулки могут стать удачным дополнением к отдыху на даче. С учетом особенностей природного окружения, возраста детей, погоды и других факторов это могут быть: утренние пробежки по лесной тропе с купанием в реке или озере, походы за грибами и ягодами, путешествие в ближайшую деревню, велосипедные прогулки и др.

Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха. Каникулы на даче могут протекать по единому сюжету «В дебрях Амазонки», «В сказочном королевстве», «Земляне и пришельцы», «Путешествие на машине времени». В зависимости от сюжета обыгрываются все режимные моменты, включая и прием пищи (например, у костра в набедренных повязках или из космической посуды в летающей тарелке), труд (по уборке космического мусора или высаживания рассады цветов мудрости) и т.д.

Программа отдыха может быть построена по мозаичному принципу и предусматривать разные по содержанию и по форме дни недели. Например, день здоровья, насыщенный физкультурно-оздоровительными мероприятиями. День музыки, предусматривающий силами детей и взрослых концертную программу. День трудолюбивых, день смеха и т.д.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями и детьми от совместного содержательного времяпрепровождения. Если вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми и развитыми, «не сидите, сложа руки».

Список использованных источников

  1. Инструктор по физкультуре / Научно-практический журнал / 2008,№ 1.

Инструктор по физкультуре/ Научно-практический журнал / 2012, №



Предварительный просмотр:

Сила – это способность преодолеть внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. Сила мышц развивается в упражнениях, где нужно преодолевать вес собственного тела или вес внешнего сопротивления ( предметов, противодействие партнёра).

Существуют специальные силовые упражнения. Например, приподнимать и опускать верхнюю часть туловища, лёжа на животе, опираясь на кисти рук или лёжа на спине.

Кроме того, для развития силы у детей дошкольного возраста можно использовать общеразвивающие упражнения, если учитывается следующая методика:

  1. Повторять упражнения, постепенно увеличивая сопротивление. Например, увеличивать вес предмета, который используется в упражнении; преоделевая утомление, повторять упражнение несколько раз.
  2. Неоднократно повторять одно и то же упражнение до появления утомления в мышцах, несущих основную нагрузку.

Дошкольникам специальные силовые упражнения в связи с недостаточным развитием опорно-двигательного аппарата дают в небольшом объёме. Кроме того, детям вредны любые упражнения, вызывающие перенапряжение, что неблагоприятно сказывается на развитии всех систем организма. Тем не менее общеразвивающие упражнения нужно и можно использовать для развития силовых качеств. На утренней гимнастике, занятиях постепенно и медленно следует увеличивать дозировку нагрузки (особенно в упражнениях для туловища и шеи). Это проявляется в ускорении темпа упражнений, в некотором увеличении количества повторений, в использовании предметов (например, набивных мячей) и в особенности снарядов (гимнастическая скамейка, лестница и пр.).

Для развития силы важно воспитывать умение расслаблять мышцы, а также различать степень мышечных усилий. Старшим дошкольникам целесообразно давать одно и то же упражнение, предлагая его выполнить с большим, средним и малым усилием. Например, из исходного положения сидя, опираясь руками сзади, оттолкнуть ногами набивной мяч слегка, недалеко, как можно дальше, изо всех сил.

Одной из форм работы по развитию силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста являются занятия с использованием тренажёров.

Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет педагогу рационально распределить учебно-тренировочный материал.

Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится 3-5 минут.

Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.  Определенное время в основной части занятия отводится выполнению элементов здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика, психогимнастические этюды, упражнения на релаксацию и т.д.). Комплексы упражнений рекомендуется проводить с предметами: набивными мячами, фитболами, на степах и т.д. Выполнение упражнений на тренажерах организуется по принципу круговой тренировки. Минимальное время работы на тренажере 1 минута,  оно увеличивается на каждом последующем занятии и доводится до 2 минут. Подвижные игры подбираются с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.

Третьей заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.

Программные  задачи практически едины для каждого номера занятия  в любом блоке:

1-е занятие:

- познакомить с первыми четырьмя упражнениями  определенного комплекса;

- познакомить с техникой выполнения упражнений на определенных тренажерах, используя метод круговой тренировки.

2-е занятие:

- познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса;

- разучить упражнения на тренажерах, с которыми работали на предыдущем занятии.

3-е занятие:

Закрепить навыки выполнения всего комплекса упражнений ;

- закрепить навыки выполнения упражнений на тренажерах.

4-е занятие:

- совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений;

- совершенствовать навык и выполнения упражнений на тренажерах.

Помимо этого на каждом занятии реализуются и общие задачи, такие как совершенствование опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей всех органов и систем, развитие мышления, воображения, воспитание положительных моральных качеств и взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

"Развитие силы у мальчиков дошкольного возраста"

Основу физической подготовленности ребёнка составляют хорошо развитые сила, ловкость, гибкость, выносливость. И все эти качества надо целенаправленно развивать выполнением специальных упражнений....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...