Семинар-практикум
материал по физкультуре

Проць Светлана Васильевна

Семинар-практикум «Использование нетрадиционного оборудования для физкультурных занятий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

Семинар-практикум для педагогов

 

«Использование нетрадиционного оборудования для физкультурных занятий»

Провела

                                                                                                  Старший воспитатель

Проць С.В.

Пгт Белоозерский

2017 г.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении. К сожалению, собственный педагогический опыт и наблюдения показывают, что далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Тем более что двигаться можно на различных занятиях: логопедических, математических, художественных и др. Удовлетворить естественную потребность детей в движении, и увеличить двигательную активность дошкольников призваны физкультурные занятия. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования, т.е. оборудования, изготовленного своими руками из подручных материалов. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажеры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, координации, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, повышает  интерес к занятиям физическими упражнениями.

Слайдовая презентация на тему «Использование нестандартного физкультурного оборудования  в работе с детьми.

«Дерево счастья» можно использовать в разных формах организации физического воспитания:

  1. на утренней гимнастике, например, в заключительной части, как упражнение для развития мелкой моторики;
  2. на физкультурных занятиях: в основной части, как атрибут, необходимый для одного из этапов игры-эстафеты. Например, 1-й этап — оббежать кегли; 2-й этап — прикрепить яблоко к «Дереву счастья»; 3-й этап — вернуться обратно, передав эстафету следующему;
  3. на физкультурных досугах: в основной части, например, как «Конкурс капитанов» — кто быстрее из капитанов закрепит все фрукты на дереве;
  4. в свободной деятельности детей: как игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики руки, игра «Садовод» (закрепление словаря) и т.п.
  5. на занятиях по индивидуально-коррекционной работе с детьми ОНР-III уровня при проведении подвижных игр (тематических), игр-эстафет, игровых упражнений.

«Дерево счастья» способствует развитию мелкой моторики (липучки, пуговицы, шнурки), сенсорному развитию (называние цвета, формы, размера), обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, развитию ловкости, быстроты, что очень важно для детей с нарушениями речи, так как для таких детей характерна общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, нарушение произношения и т.п.

Данное пособие можно использовать как на физкультурных, так и на других занятиях:

- по обучению грамоте (закрепление звуков по признаку: гласные - согласные; твердые – мягкие, «Выбери и прикрепи», Кто быстрее», «Выбери только гласные звуки и закрепи», Назови звук» и др.);

-  по математике при обучении счету; закреплении цвета, формы, величины;

- при обучении ориентировке в пространстве («Закрепи фрукты снизу (слева, справа)»);

- при обучении лексике и грамматике («Выбери и повесь грузовой (легковой) транспорт»,  при этом у ребенка на выбор разный транспорт).

Кроме того, изготовлены новые виды нетрадиционного оборудования - дорожки   для профилактики ортопедических заболеваний, массажа ладошек и стоп, предназначенные также для  обучения некоторым элементам шага. Данные виды оборудования способствуют  развитию координации движения, внимания, тактильных ощущений, укреплению мелких мышц стопы. Новые пособия яркие, красочные, практичные и многофункциональные. Эти пособия помогут  внести  в  занятия элемент необычности, повысить интерес детей к занятиям физическими упражнениями и желание заниматься спортом.

 Опишем подробнее каждое пособие.

«Мостик»

Изготовлено пособие из трубки прессованного картона, распиленной пополам, части которой соединены между собой веревкой, поверхность «бревнышек» обработана самоклеющейся пленкой.

«Медвежьи лапки»

 Представляет собой дерматиновую дорожку, на которой наклеены следы медвежьих лапок из дерматина другого цвета.

«Камешки»

На дорожке нашиты «камешки» из пробок разного цвета, что является хорошей профилактикой плоскостопия, развитие координации и равновесия.

«Дружные ножки»

На поверхности дорожки наклеены стопы из дерматина с нашитыми пуговичками другого цвета. Пособие предназначено не только для профилактики плоскостопия, но и для обучения приставному шагу вправо-влево.

«Веселые ладошки» 

На поверхности дорожки наклеены ладошки из дерматина с нашитыми пуговичками другого цвета.

 «Цветочная поляна»

На дорожку нашивается шнур волнообразно, между волн - цветы из дерматина, серединками которых - мягкие мочалки. Пособие предназначено для массажа стоп, профилактики плоскостопия, а также обучению приставному шагу вперед по шнуру (приставляя пятку одной ноги к носку другой). Развивает равновесие, координацию движения.

«Веселый светофор»

Представляет собой три круга разного цвета (красный, желтый, зеленый), соединенных последовательно тесьмой. На поверхности кругов с одной стороны наклеены цифры, с другой – стопы (1-2 попеременно). Пособие предназначено для начального бучения прыжкам в «Классы»; закрепления цвета, счета. Пособие может использоваться на занятиях по обучению правилам дорожного движения.

Данный вид нестандартного оборудования можно использовать в разных ситуациях:

  1. во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях — в вводной и заключительной частях при выполнении разных видов ходьбы, для профилактики плоскостопия;
  2. во время физкультурных досугов — в вводной части как задание на движение;
  3. во время корригирующей гимнастики после сна для активизации кровообращения в ступнях.

Таким образом, предлагаемое нестандартное физкультурное оборудование может использоваться в разных формах организации физического воспитания и решать сразу несколько образовательных и коррекционных задач в работе с детьми, и особенно с теми, кто имеет речевые нарушения.

Весь практический материал был представлен педагогами  .

Используемая литература:

  • Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2007.
  • Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
  • Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  • Научно-практический журнал. Инструктор по физической культуре, 2010, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...