В здоровом теле – здоровый дух
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Борсякова Марина Владимировна

Консультация для воспитателей на тему "Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В здровом теле - здоровый дух21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»

Сообщение для воспитателей

«В здоровом теле – здоровый дух»

Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы

Выполнила: воспитатель

Борсякова М.В.

город Воронеж

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Двигательная деятельность – основное средство предупреждения развития нервно-психического утомления детей. Однако за последние годы происходит ее неуклонное снижение, как по объему, так и по интенсивности. Недостаточность двигательной деятельности ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Известно, что удар, наносимый гипокинезией по мышечной системе, отражается на состоянии нервной, эндокринной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Формируются различные дефекты осанки.

              Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка. Поэтому в групповой комнате детского сада чрезвычайно важно создать оптимальные условия для ее реализации.

Младшие группы

            Развитие движений на данном возрастном этапе – одна из главных задач педагога. Первая задача воспитателя – правильно подобрать необходимое физкультурно – игровое оборудование, учитывая необходимость развития основных видов движений: ходьбы и бега, развивающих координацию и равновесие, подпрыгиваний на месте и спрыгивания с высоты, катании, прокатывании и бросании мяча, ползании, подлезании под дуги, влезании в ящик, на куб, перелезании через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и т.д. в связи с этим в групповой комнате должен быть следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:

  • дуги (минимум две) для подлезания и прокатывания мячей (высотой и шириной по 50 см);
  • кубы (минимум два) с ребром 25 – 30 см;
  • ящики для влезания и метания в цель (высотой 20, 15 и 10 см);
  • лесенка – стремянка (высотой 1,5 м);
  • мячи (d – 8 см, d – 10 см, d – 20 см);
  • игрушки – каталки;
  • бревно (длиной 1 м, высотой 20 см);
  • профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.);
  • крупные игрушки на колесах;
  • шнур (длиной 10 м);
  • погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки (по кол-ву детей).

               Для развития детей оптимально многофункциональное модульное физкультурно – игровое оборудование, которое отвечает требованиям безопасности, развития двигательной сферы ребенка, в том числе двигательного творчества.

                Весь инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Особое внимание воспитатель обязан уделять контролю за деятельностью детей с оборудованием, проверять его устойчивость и надежность.

                Следующая задача – правильное размещение физкультурно-игрового оборудования: по периметру комнаты в безопасных зонах. Ребенок не должен испытывать сложности в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем. В первой и второй младшей группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Вся группа должна представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый малыш может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.

                                                 

Средняя группа

                На пятом году жизни наблюдается наиболее значительный рост двигательной активности. Ребенок становится более подвижным. Однако он еще слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием самостоятельной двигательной деятельности со стороны педагога.

                При размещении мебели и игрушек в игровой комнате проанализируйте направления наиболее частых передвижений детей, освободив проходы. При размещении физкультурного уголка нужно исходить из правил безопасности. Оптимальное место для занятий с оборудованием – площадка, удаленная от окон, шкафов. Оборудование должно быть размещено по принципу целесообразности. Например, игра «Дартс» размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп – в нише на полу и т.д.

                При подборе физкультурного оборудования необходимо учитывать психофизические качества и двигательные способности 4-хлетних детей: быстроту, ловкость, координацию, интересы и предпочтения. Оно должно быть малогабаритным, легким, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:

  • кегли;
  • игра «Дартс» (с шариками на липучках);
  • ракетки с мячиками на липучках;
  • напольные и подвесные кольцебросы;
  • мячи;
  • скакалки;
  • султанчики, ленточки, флажки;
  • мешочки по 200г.;
  • обручи;
  • профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и др.).

              Стремясь проникнуть в суть явлений и предметов, улавливая отдельные закономерности и взаимосвязи, ребенок начинает постигать азы правильной техники движений. Удовлетворяя детскую любознательность, можно стимулировать развитие детского творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью варьируйте местоположение оборудования, убирая то, что наскучило. Оживляйте уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.

Старшая и подготовительная группы

               Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в двигательной активности. Ребенок свободно держит корпус, более совершенна его координация, двигательные действия становятся экономными, более уверенными и согласованными.

              Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции, ребенок более уверенно ведет себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в группе более безопасной. Накопившейся двигательный опыт позволяет ребенку содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

              Учитывая тягу детей к сложнокоординированным двигательным действиям, спортивным играм и тренажерным устройствам, физкультурный уголок становится:

- условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом, в котором отражается жизнь группы (праздники, соревнования, награды, коллекции, игры, семейные походы и т.д.). Т.о., можно способствовать зарождению спортивных традиций группы, формированию интересов детей;

- содержание уголка пополняется за счет размещения в нем спортивного инвентаря, ведь именно в старшей группе вводится обучение элементам спортивных игр;

- добавляются простейшие малогабаритные тренажерные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и т.д.;

- одним из вариантов оборудования уголка может быть готовый физкультурный комплекс из 7 движений, являющихся базовыми для комбинаций: вис (на перекладине, кольцах), прыжок, вращения (поясной лопинг), качание (качели, лианы), катание (горка), равновесие (наклонная лесенка) и лазанье (на всех снарядах). На полу мат для страховки и амортизации при соскоке.

             Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:

  • пластмассовые городки;
  • ракетки и мячи для пинг-понга;
  • кегли;
  • мячи, малое баскетбольное кольцо;
  • игра «Дартс» (с шариками на липучках);
  • кольцеброс;
  • резиновый эспандер;
  • диск здоровья;
  • скакалки, резинки;
  • обручи;
  • настольные спортивные игры;
  • массажеры;
  • султанчики, ленточки.

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений. Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....

День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность.   Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...

Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»

в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...

Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...

Тематический день здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

План проведения тематического дня здоровья, направленного на закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей...