Главные вкладки

    Адаптированная образовательная программа для детей с РАС.
    рабочая программа по физкультуре

    Куркина Наталья Владимировна

    Адаптированная образовательная  программа для детей с РАС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dlya_detey_ras.docx44.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптированная образовательная  программа

    для детей с РАС.

    Разработчик: Куркина Н.В.

    инструктор по физической культуре

    п. Ачит, 2019 г.

    Пояснительная записка.

    На современном этапе концепции интегрированного обучения,  воспитание является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.  

    Распространение  процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического (физического) здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» РФ. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

    Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

    Задачи:

    Физическая культура.

    -Формировать правильную осанку.

    - Накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве.

    -Развитие: - оптико-пространственных представлений и навыков; - зрительной ориентировки; - координации движений; - мелкой моторики пальцев рук;

    - Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи и интеллекта.

    - Формирование психофизической основы речи и мышления путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

    - Закрепления правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

    - Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

    -Сопряжѐнная гимнастика, для развития физических навыков, речи и интеллекта

    Учебный план.

    Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Учитывая, что состояние психического и физического здоровья ребенка с ЗПР препятствует освоению некоторых разделов образовательной программы дошкольной организации вне специальных условий воспитания и обучения, с даннымребенком реализуется программа С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

    Непосредственно образовательная деятельность для ребенка регламентирована учебным планом. Учебный план составлен с учётом требований, определённых программой Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

    Учебный план  ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие воспитанника и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекции психических процессов и речевых навыков.

    Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю.

    Продолжительность непосредственной образовательной деятельности– до 20 минут.

    Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребенком проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм (3 занятия в неделю).

    Содержательный раздел.

    В осуществлении индивидуальной образовательной программы активную работу проводят  воспитатель, педагог-психолог, учитель – дефектолог,  инструктор по физическому развитию, инструктор по плаванию. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.

    Для контроля и слаженной работы специалисты используют «Тетрадь взаимодействия», в которой отражается вся коррекционная работа с ребенком.

    Раздел

    Задачи

    Методы и приемы

    Ответственный

    Физическая культура

    Учить: бегать, не наталкиваясь на препятствия;

    Ловить мяч; Бросать мяч;

    Ударить ногой по мячу;

    Ходить по лестнице попеременным шагом;

    Играть в ладушки»

    Уметь стоять на одной ноге;

    Уметь прыгать вверх на двух ногах;

    Пальчиковые упражнения: «Коза», «Зайчик», «Колечко».

    Физические упражнения, подвижные игры.

    Инструктор по физическому развитию

    Воспитатель.

    Материально-техническое обеспечение

    Вид помещения. Функциональное использование

    Оснащение

    Спортивный зал: Создание благоприятных условий для физического воспитания и оздоровления детей с.

     Все необходимые физкультурные пособия и гимнастические снаряды.

     Использование здоровье сберегающих технологий.

     Проведение оздоровительных досугов для детей.

    Кабинеты соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

    Ребѐнок с АРС, поступающий в ДОУ

    Первичная встреча с семьѐй, сбор информации о развитии ребѐнка, выяснение образовательного запроса.

    Специалисты Первичные беседы, консультации

    Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребѐнка с АРС

    Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания видов помощи с учѐтом имеющихся нарушений у ребѐнка с АРС

    Реализация индивидуального образовательного маршрута.

    Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности.

    Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребѐнка с АРС

    Итоговая диагностика различных сфер развития ребѐнка с АРС.

    Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребѐнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации).

    Основные направления коррекционной работы по освоению образовательных областей  Образовательная область «Физическое развитие»

    Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

     развивать речь посредством движения;

     формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

     учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,

     развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

     формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

     развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

     формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

     развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

    формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

     формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;

     формировать желание улучшать свои личностные качества.

    Для выявления динамики развития ребенка, педагогами проводится обследование ребенка в течение 2-х недель в начале и в конце срока реализации индивидуальной программы.

    I этап -  Педагоги собирают первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляют структуру дефекта, разрабатывают индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляют вариативный набор разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.

    II этап  - Педагоги определяют характер динамики усвоения программного материала и разрабатывают дальнейший образовательный маршрут ребёнка.

    В декабре проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка в непосредственной образовательной деятельности. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. В двух последних случаях ребёнок направляется повторно на ПМПк, затем на ТПМПК. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы дошкольного образования, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.

    В  мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

     наблюдение;

     беседы;

     изучение медицинских карт детей;

     проведение оценочно-контрольных НОД и срезов;

     изучение продуктов детской деятельности;

     проведение обследования;

     ИКТ технологии.

    Оценка качества образовательного процесса осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении: В Н средний и т.д.

    Для отслеживания результатов нами используются следующие методики:

    - педагогический мониторинг социального развития воспитанников (методические рекомендации, разработанные педагогами ДОУ);

    - итоговые занятия по программе;

    Диагностическая карта обследования ребенка.

    Фамилия, имя __________________________________________________

    Дата рождения __________________________________________________

    Ловля мяча ______________________________

    Бросание мяча.__________________________________________

    Ударить ногой по мячу _____________________________

    Ходьба по лестнице попеременным шагом._____________________________________________

    Игра в ладушки __________________________________________

    Умение стоять на одной ноге.____________________________________

    Умение прыгать вверх на двух ногах.______________________________________

    Пальчиковые упражнения: «Коза» _____, «Зайчик» _____, «Колечко»____

    заключение: _____________________________

    Дата _________

    Инструктор по физ. культуре_________

    1. ЗАДАНИЕ: Поймать мяч.

    Материалы: Большой резиновый мяч.

    Указания: Встаньте и выйдите из-за стола. Попросите ребенка сделать то же самое. Покажите

    ему мяч и и объясните, что хотите бросить его ребенку. Встаньте около ребенка и тихонько

    бросьте ему мяч. Посмотрите, как он будет его ловить.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:.

    В: ребенок в состоянии поймать мяч по крайней мере один раз из трех попыток.

    С: ребенок безуспешно пытается поймать мяч все три раза (пропускает или роняет его).

    Н: ребенок даже не пытается ловить мяч.

    2. ЗАДАНИЕ: Бросание мяча.

    Материалы: То же, что 1.

    Указания: Во время выполнения предыдущего задания, посмотрите, как ребенок бросает мяч.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:

    В: ребенок бросает мяч Вам или около Вас по крайней мере один раз из трех.

    С: ребенок безуспешно пытается бросить мяч в нужном направлении все три раза ( крутит его,

    бросает вверх или себе за спину).

    Н: ребенок не делает никаких попыток бросить мяч или отказывается это делать все три раза.

    3. ЗАДАНИЕ: Ударить ногой по мячу.

    Материалы: Большой резиновый мяч.

    Указания: Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое.

    Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:.

    В: ребенок в состоянии ударить мяч ногой, по крайней мере, один раз из трех попыток.

    С: ребенок безуспешно пытается ударить мяч все три раза (стучит по нему или тихо толкает

    ногой).

    Н: ребенок даже не пытается, ударит по мячу ( не отрывает ноги от пола)

    4. ЗАДАНИЕ: Ходьба по лестнице попеременным шагом.

    Материалы: Лестница, желательно без перил.

    Указания: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься по ней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте

    его одной рукой.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:

    В. ребенок ходит попеременным шагом самостоятельно без поддержки.

    С: ребенок может ходить приставным шагом или, держась за одну руку.

    Н: ребенок не может и даже не пытается идти (напр., ползет).

    5. ЗАДАНИЕ: Игра в ладушки.

    Материалы: Отсутствует.

    Указания. Покажите ребенку, как Вы хлопаете в ладоши. Похлопайте несколько раз. Потом

    попросите его повторить это.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:

    В: ребенок повторяет движения и хлопает в ладоши.

    С: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, но создается впечатление, что он знает

    правильные движения.

    Н: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, создается впечатление, что он не знает

    правильные движения, или даже не пытается хлопать.

    6. ЗАДАНИЕ: Умение стоять на одной ноге.

    Материалы: Отсутствует.

    Указания. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это.

    Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в

    поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:

    В: ребенок способен стоять на одной ноге без поддержки.

    С: ребенок безуспешно пытается стоять самостоятельно и нуждается в поддержке одной рукой.

    Н: ребенок не делает никаких попыток стоять на одной ноге (не поднимает ногу).

    7. ЗАДАНИЕ: Умение прыгать вверх на двух ногах.

    Материалы: Отсутствует.

    Указания. Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите

    его повторить это.

    Функциональная зона: Крупная моторика.

    Результат:

    В: ребенок способен прыгать на двух ногах на месте.

    С: ребенок безуспешно пытается прыгать на двух ногах (сгибает колено, но не отрывает обеих

    ног от пола, прыгает на одной ноге, приземляется на одну ногу).

    Н: ребенок не делает никаких попыток прыгать.

    Работа с родителями ребенка с АРС.

    месяц

    Вид  деятельности

    Сентябрь.

    Беседа с родителя с целью сбора информации о происходящих изменениях в состоянии ребенка после летних каникул

    Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком.

    Октябрь – май.

    Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Игра в развитии ребенка», «Как помогать ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру.

    Обучение родителей элементам коррекционно- развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

    Привлекать родителей к совместной продуктивной деятельности с ребенком в домашних условиях

    Ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности ребенка в детском саду.

    Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

    Взаимодействие с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения педагога с родителями диалогической направленности, а не простому  обмену информации.
         При этом решаются приоритетные задачи:

    повышение педагогической культуры родителей;

    приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

    изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

    Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.

    Перспективное планирование.

    Месяц

    Тема

    Цель

    Сентябрь

    Наблюдение за ребёнком. Диагностика

    -Налаживание контакта с ребенком.

    Октябрь

    "Ладушки, ладушки"

    -развитие моторики, координация движений, подражание

    действиям взрослого.

    "Имитация движения рук"

    -подражание простым движениям рук без поддержки.

    Ноябрь

    " Умение ловить мяч"

    -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    "Колечко"

    - развитие мелкой моторики рук.

    Декабрь

    "Умение бросать мяч "

    -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    "Коза"

    -развитие мелкой моторики рук.

    Январь

    "Умение ударить ногой по мячу»

    -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    "Заяц"

    .

    -развитие мелкой моторики рук

    Февраль

    "Умение ходить по лестнице попеременным шагом»

    -развитие равновесия,

    подражание

    действиям взрослого

    "Ладушки, ладушки"

    -развитие моторики, координация движений, подражание

    действиям взрослого

    Март

    "Умение стоять на одной ноге».

    -развитие равновесия,

    подражание

    действиям взрослого

    "Колечко"

    - развитие мелкой моторики рук.

    Апрель

    "Умение прыгать вверх на двух ногах»

    -обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    "Коза"

    -развитие мелкой моторики рук.

    Май

    Диагностика

    ЗАНЯТИЕ № 1

    1.Упражнение "Ладушки, ладушки"

    Цель: развитие моторики, координация движений, подражание

    действиям взрослого.

    Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку:

    "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить

    песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять

    упражнения сам.

    2.Упражнение "Имитация движения рук"

    Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.

    Содержание: Ребенку показываются движения рук "вверх",

    "в сторону", "вниз". При помощи взрослого повторяются эти

    движения самостоятельно. Далее ребенок должен выполнить эти движения

    самостоятельно.

    3.Релаксация: растяжка "Струночка". Исходная позиция – лежа на спине.

    Психолог по очереди растягивает сначала руки,

    потом ноги.

    ЗАНЯТИЕ № 2

    1.Упражнение: " Умение ловить мяч"

    Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    психических процессов, контроля за собственными действиями.

    Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом

    расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять

    сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

    2.Упражнение: "Колечко"

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.

    3.Релаксация: Растяжка " Звезда". Исходная позиция – лежа

    на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить

    растяжки

    ЗАНЯТИЕ № 3

    1.Упражнение: "Умение бросать мяч "

    Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    психических процессов, контроля за собственными действиями.

    Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом

    расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять

    сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

    2.Упражнение: "Коза"

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    3.Релаксация: "Солнышко"

    Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук

    поглаживает руки и ноги ребенка.

    ЗАНЯТИЕ № 4

    1.Упражнение: "Умение ударить ногой по мячу.

    Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    Содержание:. Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое.

    Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

    2.Упражнение: "Заяц"

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    3.Релаксация

    ЗАНЯТИЕ № 5

    1.Упражнение: "Умение ходить по лестнице попеременным шагом.»

    Цель:  -развитие равновесия, подражание действиям взрослого

    Содержание: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься по ней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте

    его одной рукой.

    2.Упражнение: "Ладушки, ладушки"

    Цель: развитие моторики, координация движений, подражание

    действиям взрослого.

    Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку:

    "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить

    песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять

    упражнения сам."

    3.Релоксация.

    ЗАНЯТИЕ № 5

    1.Упражнение: "Умение стоять на одной ноге».

    Цель:   -развитие равновесия, подражание действиям взрослого

    Содержание:. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это.

    Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в

    поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.

    2.Упражнение: "Колечко"

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    3.Релоксация.

    ЗАНЯТИЕ № 6

    1.Упражнение: "Умение прыгать вверх на двух ногах»

    Цель:  - обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

    Содержание: Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите

    его повторить это.».

    2.Упражнение: "Коза"

    Цель: развитие мелкой моторики рук.

    3.Релоксация.

    Заключение.

    Корректировка содержания индивидуальной образовательной программы для воспитанника осуществляется на основе анализа результатов  промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

    В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. Педагогами организации проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, даются рекомендации, советы, консультации, памятки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет.

    Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет....

    Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет.

    Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет....

    Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.

      Адаптированная образовательная  программа предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.   Программа разработана с ...

    Адаптированная программа для детей с ОВЗ

    Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР в группах компенсирующей направленности...

    Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)

    Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...

    Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год

    Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год...

    Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)

    Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...


     

    Комментарии

    Куркина Наталья Владимировна

    Буду рада вашим комментариям.