Дополнительная образовательная программа "Здоровячок"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)

Халиуллина Светлана Васильевна

Программа физкультурно- оздоровительного кружка "Здоровячок". Программа для детей от 4-7 лет, направлена на формирование интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие всех физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             






     Дополнительная образовательная программа
                      физической направленности
                                  «Здоровячок»


    Пояснительная записка
   Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган,
 выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундамента тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных         возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
   
Актуальность
   
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в  класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Одним из них является плоскостопие.
   В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза , становится трудно ходить.
   С точки зрения И. Сергеева, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.
   Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным. Наиболее частые причины последнего – слабость мышечно-связочного аппарата стопы (например, в результате  рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита – так называется паралитическое плоскостопие). 
    Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стоп несколько уплотняются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.
   Главным средством профилактики и основой лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно– связочного аппарата стоп и голени. Ее надо проводить ежедневно, т.к. она хорошо воздействует на весь организм, и служит эффективным средством, укрепляющим мышечно-связочных аппарат стопы. Также для укрепления мышечно-связочного аппарата ног необходимы занятия спортом, хождения босиком в теплое время года по неровной почве. Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы и препятствующий проявлению плоскостопия.
   Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществлять систематически.
   Дополнительная образовательная программа по коррекции и профилактике плоскостопия направления на укрепление здоровья, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении.
Цель: профилактика и коррекция детского плоскостопия.
Задачи:
- ранее выявление детей с диагнозом плоскостопия;
-укрепление у детей опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечно-связочного аппарата стопи голени и освоение детьми специальных упражнений;
-заинтересованность детей упражнениями и играми по профилактике и коррекции плоскостопия;
-проведение просветительской работы среди педагогов, детей и их родителей.
   
 Организационно-методические указания к проведению  занятий по профилактике плоскостопия
   
Организационная деятельность состоит их трех этапов:
1 этап – диагностика ( цель: ранее выявления детей с диагнозом плоскостопие)
2 этап – практический (цель: профилактика и коррекция плоскостопия у детей)
3 этап – контрольный (цель : эффективность проводимой профилактической работы)
   Практический этап состоит:
Вводная часть  - 15%  (продолжительность 3 минуты)

Основная часть – 70% (продолжительность 14 минут).
-общеразвивающие и специальные игровые упражнения;
-подвижная игра.
Заключительная часть – 15% (продолжительность 3 минуты)
- малоподвижная игра или ходьба с выполнением заданий;
-подведение итогов.
Срок реализации: 1 год
Форма обучение: специально организованные занятие; игровые упражнения,
групповые и индивидуальные упражнения.
Количество занятий: 14 человек (4-6 лет)
Оборудования: ребристая доска , канат, массажные дорожки, мягкие дорожки, гимнастические палки обручи, платочки, мячи резиновые, веревки, карандаши, мешочки, с песком и т.д.
Форма проведения итогов: диагностическое обследование сводов стопы детей
Работа с родителями: 
- Консультация родителей о том, что такое плоскостопие, причины возникновение, пути исправления
- организовать «День открытых дверей»
 
- дать рекомендации по результатам диагностики в конце учебного года на летний период.
Наглядная информация для родителей:
- Папка «Какой должна быть обувь ребенка» (рекомендации по выбору обуви для ребенка)
- Папка «Играем дома» (Игровые упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, использование нетрадиционного оборудования)


   В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:
- следить за их осанкой
- обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
- следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе.
  Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физ. воспитания:
гигиенических факторов ( гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и специальных физических упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени, формирование сводов стопы.

Ожидаемый результат:
-
укрепление мышц, стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность потребности в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.
                                 
Перспективный план
Октябрь
Цель:
-учить подтягивать пальцами ног дорожку с грузом весом 500 г; захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место; лазание. По гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске;
- упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу; ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперек; в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании; в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между собой головой набивной мяч;
Ноябрь
Цель:
- учить ходьбе на месте, не отрывая носков  от пола учить массажу стопы учить ползающим движением топ вперед и назад с помощью пальцев;
-упражнять в поднимании внутренних сводов стопы опираясь на края стоп в сведении и разведении пяток в ходьбе «гусиным шагом»; в разгибании и сгибании стоп (поочередно)

Декабрь
Цель;
- упражнять в ходьбе на наружном своде стопы; прыжкам на месте и небольшим продвижении вперед (на носках)
- совершенствовать ходьбу по рейке гимнастической скамейки и ребристой доске;
- закреплять умение ходить по гимнастической палке умение ходьбы на месте с высоким поднимание бедра с «подошвенным сгибанием стопы»; умение активного сгибания и разгибания стоп, катание подошвами округлого предмета
Январь
Цель:
-учить ходьбе на носках по наклонной плоскости, а также приставным шагом по рейке гимнастической скамейки (прямо и боком)
- упражнять в собирании пальцами ног такни, лежащей на полу; в ходьбе по намеченной линии с приставлением пятки к носку;
- совершенствовать в захвате, приподнимании и удерживании пальцами одной ноги легкого предмета; сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом;
- закреплять круговые вращения стопы влево-вправо
Февраль
Цель:
-учить ходьбе на носках по наклонной плоскости; в полном приседе на носках; в беге скрестным

шагом вперед «Веревочка»
 - совершенствовать в захвате и удерживании пальцами одной ноги легкого предмета; умение ходьбы на наружных сводах стопы
Март
Цель:
- учить перепрыгиванию через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками
- упражнять в ходьбе на наружных краях стоп по канату боковыми приставными шагами; в ходьбе с постановкой ноги с носка на всю ступню; в выполнении круговых движений стопами по максимальной окружности;
- закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног
Апрель
Цель:
- совершенствовать упражнения для стоп с малым мячом;
- упражнять в ходьбе по гимнастической палке прямо и боком;
-закреплять умения ходьбы на наружном своде стопы и с перекатом на носок; умение захватывать мелкие предметы пальцами ног и выкладывать их них фигуру.
                                           
Октябрь   
    I часть
Ходьба на пятках, переступая кубики на полу (0.5).
Вырос в поле урожай - Поскорее собирай
Едут детки маленькие -По дорожке ладненькой.

Легкий бег на носочках (0.5 мин)
По дорожке по прямой полетели мы стрелой!
Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек, руки в стороны.
 тут горка, там овраг – покороче шаг!
  II часть: ОРУ
 1. И.п. – сидя на стуле. Катание ногой пальцами ног дорожки с грузом весом ( по 10-15 раз каждой ногой)
2. И.п. – сидя на стуле. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500г ( 2 раза)
   
Репу дружно все тянули, чуть корзину не перевернули.
3. И.п. – сидя на стуле. Захватывание мяча и других предметов стопами ног и бросание (8-10 раз)
    Мы арбузы собирали и в машину их кидали.
4. И.п. – сидя на стуле. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с место на место
     Все собрали огурцы, вот такие молодцы.
5.И.п.- сидя на стуле, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).
Помидоры дружно рвали и по ведрам рассыпали
6. И.п. – сидя на стуле, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнять его и удерживать в этом положении ( по 5 – 10 сек )
Лук собрали и горох, урожай у нас неплох.
7.И.п. Ходьба на четвереньках , подталкивания перед собой головной набивной мяч – 1кг (5-7 м)
Тыквы кругленьких сорвали, по одной перекатали.
Огуречик, огуречик, найди пару
III часть

Едем, едем мы домой на машине грузовой
Ворота отворяй, едет с поля урожай!

                                      
  Ноябрь
I Часть
Ходьба на пятках  
«Утята», руки опущены, ладони в стороны
Ходьба «гусиным шагом»
Легкий бег на носочках
Обычная ходьба
Массаж стопы
II Часть: ОРУ «Утята»
1. «Утята шагают к реке»
И.п. – сидя на полу, согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп,
3-4 – И.п.
3. «Утята встретили на тропинки гусеницу»
И.п. – то же. Ползающие движение стоп вперед и назад с помощью пальцев ног.
4. И.п. «Утка крякает»
И.п. – то же
1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся), произнести «кря-кря»  3-4 – и.п.
5. И.п. «Утятат учатся плавать»
И.п. Сидя на полу, руки в упоре сзади, носки втянуты.
Попеременное сгибание – разгибание левой и правой стоп.
П/И «Мой веселый звонкий мяч», «Гуси-гуси»
III Часть : зрительная гимнастика «Теремок        
        
                                  Декабрь
I Часть
Ходьба на носках
ходьба на наружных сводах стопы.
Собираемся в поход, много нас открытий ждет
Ходьба по наклонной доске
Дружно ножки разминаем и по горке мы шагаем.
Легкий бег
На поляну мы попали и кого там увидали?
II часть:
Важно цапля прошагала, ноги высоко держала
И.п. - стоя, руки на поясе. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием стопы» (15с).
2.
А павлин, увидев нас, поднял шею восемь раз.
И.п. – сидя, скрестив ноги. Перейти в положение стоя при поддержке за руки или палку, стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Вернуться в И.п. ( 6-8 )
3.
Здесь лисичка пробегала, и следы хвостом заметала.
Ходьба по следовой дорожке с нарисованными на ней следами (1 мин).
4.
Жучок на пне сидит и ногами шевелит.
И.п. – Упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-15 раз)
5.
Под кустом кузнечик спал, ноги вывернув, держал.
И.п.- лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (1 мин)
6.
 Белки весело играли, шишки зайчикам бросили.
И.п. – сидя, упор сзади. Катание подошвами круглого предмета (1-2)
III Часть: дыхательная гимнастика  «На лифте»
                                                     
Январь
I Часть
Ходьба и бег на носках
Ходтьба по канатку приставлением пятки к носку
Мы на стройку едем дружно, посмотреть нам оченьо нужно.
Как работают машины – маленькие и большие.
Ходьба на наружных краях стоп.
Вот Камаз идет груженный, медленно ползет тяжелый.
Десять тонн песка от тянет, не свернет и не застрянет.
Легкий бен на носочка (1 мин )
А в обратный пусть пустой понесется он стрелой
II часть
1.
Вот подъемный кран стоит, сверху машинист глядит
И.п. – сидя на стуле, сгибание и разгибание стоп (5 раз)
2.
Кран подъемный принял груз, кто внизу стоит не трусь!
И.п. – сидя на стуле, одна нога колене другой. Круговое вращение стопы влево- вправо (5раз по 10с)
3.
Транспортер везет на крышу доски, гвозди, краски шифер.
И.п. Лежа на спине, руки лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноги выпрямлены.
Левая нога стопой скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени  (по 8-10)
4.
Груз проходит этажи, эй, на крыше! Придержи!
И.п. – сидя на стульчике, пальцами ног собрать ткань лежащую на полу в складку (6-8 раз).
5.
Стоп, машина! Разгружай! Пассажиров не сажай!
И.п. – сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении (5-10 с)
6.
Быстро роет котлован Экскаватор-великан.
И.п. – сидя на стульчике. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом (8раз)
П/И «Стоп», «Повар и котята»
III Часть
Ходьба приставным шагом по рейке гимнастической скамейке и боком.
Мы на стройке побывали, много разного выдали. 


                                                         Февраль
I Часть:
Ходьба на наружных сводах стопы
Ходьба на носочках по наклонной доске вверх и вниз
Легкий бег, упражнение «Веревочка»
II Часть
1.
«Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»
И.п. – стоя ноги вместе, руки на пояс, 2-3 – покачать носком вправо-влево,
5-8 – то же с левой ноги.
2.
«Красные сапожки, резвые ножки»
И.п. стоя ноги узкой стройкой, руки на пояс
1-правую вперед в сторону на пятку, 2- правую на носок, 3- правую на пятку, 4- с притопом, и.п., 5-8 – то же с левой ноги.
3.
 «Танец с каблуков»
И.п. Стоя ноги узкой стойкой, руки на пояс.
1-правую вперед шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх, 3-4 – поочередно шаг правой, затем лево назад.
4.
«Гармошка»
И.п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс.
1- слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением  перевести их в право.
5.
«Присядка»
И.п. пятки на носках, колени в стороны, руки вперед в тороны ладонями вверх, 2 – и.п.
П/И «Карусель», «Кто быстрее» (схватив пальцами ноги скомканную бумагу, дойти на пятках до намеченной линии)
III Часть: «Нарисуй» («Нарисовать» фигуры на полу правой и левой стопой)

                                       Март
I  Часть:
Ходьба на носках
Здесь лисичка пробегала и следы хвостом сметала
Ходьба на наружных краях стоп
А потом прошел медведь – любит Мишенька шуметь
Ходьба по канату боком приставным шагом (0,5мин ).
Лучшие качели – гибкие лианы, это с колыбели знают обезьяны
Легкий бег на носочках (до 1 мин)
Еж тихонько бежал, никому он мешал
II Часть 
1.
Белки шашками играть и потом их собирали 
И.п. – сесть на пол, пуками опереться сзади на предплечья, положить мяч на пошл перед с тобой, стопы положить на мяч. Сгибая и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя.
2.
Лось пришел на водопой, не боится нас с тобой
И.п. – стоя. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул
3
.Цапля чудо как плясала, ножку к ножке приставляла!
И.п. – лежа на животе .Согнуть левую ногу, носок тянуть на себя, то же другой ногой.
4.
А змея меняла кожу – хочет стать красивой тоже
И.п. – утро сидя. Согнуть ле вую ногу, носок тянуть на себя. То же другой ногой. 
5.
Крокодил на солнце грелся, целый день в воде вертелся.
И.п. – сидя на стульчике. Ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращение стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10).
III Часть: П/И «Быстро возьми» (по сигналу захватить карандаши), «Голубки»
Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.
Пантера бесшумно по лесу идет, пантера сегодня добычу найдет.
                                               
Апрель
I Часть 
Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин)
Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1.5 мин)
Ходьба на перекатом с пятки на носок (до 1мин)
Ходьба по гимнастической палке и боком (по 30с)
Легкий бег на носочках (1мин)
II Часть:
Комплекс с мячом 
1. И.п. – сидя, согнув в ноги, руки в упоре сзади , мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. – сидя, согнув в ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами. Ктатаь мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
3.И.п. – сидя, согнув ноги, руки  в упоре сзади, мяч под стопами. Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч между ладошками. 1-2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.
5. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между ладошками. 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его сторонами; 3-6 – движениями стоп поворачивать мяч вправо –влево 7-8 – и.п.
6. И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка с внутренней стороны. Движение носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
П/И «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее выложит фигуру»

III Часть: релаксация под тихую музыку.


Список литература

  1. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006
  2. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно – методическое пособие.- СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2011
  3. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании        ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2
  4. Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2012
  5. Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012
  6. Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012
  7. Виноградова М.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.- М.: ИЦ Перспектива, 2011
  8. Виноградова  Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие.- 2-ое изд.- М.: Айрис – пресс, 2009
  9. Гузеев  В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология - М.: Народное образование, 2009
  10. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
  11.  Доронова Т.Н. Стратегия согласия //Обруч.- 2012. № 2
  12.  Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010
  13. Истоки: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А.Парамоновой.- М.: Сфера, 2011





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...