Консультация для педагогов "ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ"
консультация по физкультуре

Анисимова Марина Рауфовна

Фитбол (Fitbool) в переводе с английского языка означает мяч  для опоры, служащий в оздоровительных целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fitbol_uprazhneniya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Фитбол (Fitbool) в переводе с английского языка означает мяч  для опоры, служащий в оздоровительных целях.

В культуре любого народа мяч использовался с древнейших времен в качестве развлечений.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребенка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта.

Множество игр различных народов сходны между собой, но с полной уверенностью можно сказать, что особенно это касается игр с мячом.

Фитбол является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.

Фитболы-мячи большого диаметра появились сравнительно недавно. Для лечебных целей они стали использоваться с середины 1950-х годов; так, например, в 1955 году врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах в Базеле (Швейцария) применила фитбол на занятиях с больными детским церебральным параличом В 1980-х годах американский врач Джоан Познер-Майер использовала мяч для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата.

В настоящее время фитболы используются в педагогике, медицине и спорте.

Большие гимнастические мячи изготавливаются из специального высокопрочного материала — ледрапластика. Этот материал применяется с 1963 года.

Аквелино Косани, владелец небольшого семейного предприятия на севере Италии по производству игрушек из резины, внедрил в производство новую технологию изготовления особопрочных мячей большого диаметра. В течение последующих 30 лет продукция фирмы «Ledrapkastic» пополнилась такими изделиями, как физио-роллы (два соединенных между собой мяча, образующих устойчивый овальный ролл), мячи-стулы (мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками для прыжков (хопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи и пр. В технологии изготовления всех этих мячей учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, входящая в состав поливинилхлорида — материала, из которого изготовляется мяч, антистатические свойства. Даже в случае механического повреждения фитбола мяч будет медленно сдуваться, что исключает его травмоопасность. Выдерживает фитбол нес более 300 кг, позволяя заниматься людям любого возраста и комплекции.

Потребность в движениях составляет одну из физиологических особенностей организма, его нормального формирования и развития.

Движения в любой форме, адекватные функциональным возможностям, всегда выступают как оздоровительный фактор. Новой, нестандартной формой занятий физическими упражнениями является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших упругих разноцветных мячах. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель, имея вес около 1 кг.

Фитболы могут быть разного размера, в зависимости от возраста и роста занимающихся; так, например, для детей 3—5 лет диаметр мяча равен 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен быть 65 см, для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см, — 75 см.

Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах недопустим, так как создает дополнительную нагрузку на связки, при выполнении упражнений, сидя на мяче.

Мяч может быть накачан до максимально упругого состояния, и тогда он используется в спортивных тренировках при занятиях фитбол-аэробикой. С профилактической и лечебной целью, а

также для занятий с детьми дошкольного возраста и пожилыми людьми мяч должен быть менее жестким и упругим.

Для накачивания мяча можно пользоваться велосипедным ил автомобильным насосом.

Фитбол имеет определенные свойства, комплексно влияющие на организм человека, — это и форма, и цвет, и запах, и размер и его особая упругость.

Фитбол имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются в работу при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект от занятий. Кроме перечисленного, постоянно работает и обоняние, поскольку фитболы имеют ванильно-конфетный запах, не вызывающий аллергических реакций, поэтому заниматься с таким мячом — одно удовольствие.

Фитболы могут быть не только разного размера, но и разного цвета, воздействуя на психическое состояние и физиологические функции человека.

Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы, что, в свою очередь, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давления, учащению дыхания.

Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропный эффект, то есть успокаивают, повышают активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в связи с чем снижается артериальное давление, частота сердцебиения и дыхания.

Кроме цветового влияния на организм, фитболы обладают еще вибрационным воздействием. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивная прерывистая вибрация возбуждающе. В лечебно-оздоровительных занятиях на мячах используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (так, например, сидя, не отрывая ягодиц от мяча), в то время как в фитбол-аэробике используется ударная вибрация в быстром темпе.

Вибрация обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц. Улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, повышаются защитные свойства и сопротивляемость организма в целом. Под влиянием упражнений формируются компенсации, ускоряются процессы регенерации в тканях, улучшается сократимость мышечных волокон и эластичность мышц и связок.

Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (верховой ездой). О положительном влиянии на здоровье верховой езды писал еще Гиппократ. Иппотерапия широко применяется в Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Польше, Грузии и др. Верховая езда используется как один из методов лечения таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз I степени, заболевания желудочно-кишечного тракта, последствия детского церебрального паралича, ишемическая болезнь сердца, ожирение, простатит, неврастения, астено-невротический синдром и др. Верховая езда — сложно-координационное движение, особенностью которого является то, что мышечная деятельность происходит в условиях подвижной опоры и для сохранения равновесия необходимо совмещения центров тяжести всадника и лошади. То же происходит при выполнении упражнений на фитболах — чтобы сохранить устойчивое положение, центр тяжести занимающегося должен совпадать с центром мяча. Вот почему занятия на мяче великолепно развивают координацию движений, равновесие, устойчивость, вестибулярный аппарат.

Лечебный эффект фитбола обусловлен также биомеханическими факторами, то есть воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.

При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, улучшается крово- и лимфообращение, обмен веществ в межпозвонковых дисках. Нормализация состояния позвоночника, в свою очередь, приводит к улучшению функции внутренних органов, поскольку каждый позвонок связан с определенным органом.

Благотворно влияет на настроение детей само использование фитбола, особенно если занятие проводится под музыку.

Кроме того, «криво» сидеть на мяче невозможно, так как теряются равновесие и баланс, что неизбежно приведет к падению.

Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе способствует формированию сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Недаром в Скандинавии, которая известна своей изобретательностью в мебельном дизайне, целые деловые учреждения и школы оборудованы фитболами вместо стульев.

Правильная посадка на мяче выравнивает «косое» положение таза, что является крайне важным для коррекции сколиотических деформаций в грудопоясничном отделе позвоночника.

Упражнения на фитболе могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении лежа и сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, работа которых важна при патологии мочеполовой системы (особенно это касается энурезов, опущения почек, матки, геморроев, простатита и пр.).

Условия выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре (на полу), так как упражнения выполняются в постойной балансировке и при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в симметричном положении.

Таким образом, усложненные условия работы позволяют за короткое время получить большие результаты, превосходно укрепить мышечный корсет и создать навык правильной осанки.

При нарушениях осанки изменяется последовательность включения в работу мышц, что приводит в свою очередь к неоптимальному двигательному стереотипу. Грамотно подобранные упражнения на фитболах, позволяющие ослабленные мышцы укрепить, а спазмированные расслабить, помогут убрать мышечный дисбаланс.

Естественная выпуклость мяча может применяться для коррекции различных видов нарушений осанки; так, например, при сутулой спине выполняются упражнения в исходном положении лежа на спине на мяче, при увеличенной прогнутости в пояснице (избыточном поясничном лордозе) упражнения выполняются в положении лежа на мяче на животе.

Фитболы весят около килограмма, в связи с чем их можно использовать в качестве отягощений в тренирующем режиме занятий.

Область применения фитболов безгранична, его можно использовать в любом возрасте и на любые группы мышц, для лечения и для профилактики, для отдыха и для развлечения.

Но прежде, чем приступить к занятиям, следует изучить некоторые методические рекомендации:

  1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90°, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности — главным условиям сохранения правильной осанки.
  2. Рационально регулировать нагрузку в занятии в зависимости от возраста. Дозировка, объем и интенсивность упражнений достигаются определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, времени нагрузки и отдыха, использованием различных предметов, музыки и пр.
  3. Правильно и своевременно применять страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Необходимо безопасное размещение на мяче, вдали от мебели или других предметов. Кроме того, на полу и одежде занимающегося не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. Для занятий надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользкую обувь.
  4. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  1. Избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебро-базилярное (мозговое) кровообращение
  2. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхания, особенно это касается исходного положения лежа на мяче на животе, так как длительное сдавливание диафрагмы и живота затрудняет дыхание.
  3. При выполнении упражнений лежа на мяче на спине и на животе голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  4. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  5. При упражнениях лежа на животе на мяче с упором руками на полу ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов.
  6. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление.
  7. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения, важна эстетика выполнения упражнений.
  8. Занятия на фитболе могут проводиться ежедневно или через день. Минимально — два раза в неделю. Продолжительность занятий для детей от 4—5 лет — 15—20 мин, для детей 6— 7 лет — 25—30 мин для взрослых — 30—45 мин, для беременных 20—30 мин.
  9. Каждое упражнение повторять, начиная с 3—4 раз, постепенно увеличивая до 6—8 раз и 6-8 повторений. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузок на разные группы мышц в разных исходных положениях. В конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и в расслаблении.

АИСТ

Белый аист не устанет

 На одной ноге стоять,

 Но когда весна настанет,

Он захочет полетать.

Крылья-паруса расправит,

Улетит под небеса,

Все его за это хвалят,

Вот такие чудеса.

        И.П. Стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках. На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строчку потянуться вверх и приподняться на носках, на последнюю строчку вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждой ноге.

Терапевтический эффект.  Упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей.

При выполнении упражнения добиваться самовытяжения. Если ребенок не может медленно выполнить упражнение с подъемом на носки, можно в тренировочном варианте разрешить выполнять упражнение в более быстром темпе, поднимая руки только до уровня плеч, не приподнимаясь при этом на носки.

БАБОЧКА

Бабочка летает

Летом на ветру,

Бабочка играет

С солнышком в саду.

За бабочкой капризной

Мне не уследить,

Крыльев жест волшебный

Мне не повторить.

        И.П. Сидя на мяче, руки, согнутые в локтевых суставах, поднять вертикально вверх — «крылья».

Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе — на каждый слог (16 раз).

Терапевтический эффект    Упражнение развивает силу грудных мышц,

тренирует навык правильной осанки.

Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упражнение выполняется активно с четким хлопком и акцентом. Следить, чтобы локти были параллельны полу, а не «провисали».

БЕГ

Я бегу, бью по мячу,

Футболистом быть хочу,

— Больше всех голов забить,

Как Пеле — великим быть.

И.П.


Стоя, мяч в опущенных руках.

Бег на месте на носках с захлестыванием голени.

Мяч отбивать поочередно то правой, то левой рукой.

Терапевтический эффект   

   Упражнение совершенствует навык бега и ходьбы, тренирует координацию движений.

При выполнении упражнения многим детям будет непосильно совмещать отбивание и бег. В этом случае полезно выучить упражнение поэлементно: сначала отбивание в ритм с музыкой, затем ритмичный бег и только после этого выполнить упражнение целиком.

ВЕТОЧКА

Веточка пушистая,

Пышный куст сирени.

До чего душистая,

Что ломать не смеем.

Веточка нарядная

На ветру качалась,

Песенка веселая

Пелась, не кончалась.

И.П.

Сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки опущены вниз.

Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх: «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется медленно, по четыре в каждую сторону, с фиксацией туловища в центральной позиции.

Терапевтический эффект   

Упражнение на укрепление боковых мышц туловища.

        

Следить за выполнением наклонов строго в

фронтальной плоскости.


ГУСЕНИЦА

Медленно гусеница

По листку ползет,

Из пушинок путаницу

На спине везет.

И.П.        

Лежа на животе, мяч между стоп.

В.: - на первую строчку ползание по-пластунски вперед;        

- на вторую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп («бревнышком»);

- на третью строчку ползание по-пластунски назад;

-  на четвертую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп («бревнышком») и вернуться в и. п.

 

Терапевтический эффект   

  Упражнение развивает подвижность позвоночника во всех отделах, действует на прямые, косые мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели спины, мышцы верхних и нижних конечностей.

При выполнении упражнения ползание выполняется с попеременным движением рук.

ЕЛОЧКА

Маленькая елочка

 Росла без печали,

Буйны ветры елочку

Ласково качали.

Закружили елочку

 Зимние метели,

Каждую иголочку

В серебро одели.

И. П.        

Сидя на мяче, напряженные руки в стороны — «елочка».

В первом куплете — выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки в первом куплете находятся при этом в четырех положениях:

  • на первую строчку — в стороны — вниз;
  • на вторую — в стороны;
  • на третью — в стороны — вверх;
  • на четвертую — вверх.

Во втором куплете руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, но поворот туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причем к последней строчке руки переходят в исходное положение.

   

Терапевтический эффект   

Упражнение увеличивает подвижность в грудо-поясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота.

                Руки необходимо удерживать в изометрическом напряжении в первом куплете и дать ребенку возможность почувствовать противоположные ощущения, когда руки опускаются без напряжения во втором куплете.

ЗАЙЧИК

Скачет зайчик на опушке,

Он живой, а не игрушка.

Дайте зайке лист капустный,

Самый лакомый и вкусный.

И.П.        Стоя, мяч перед собой в руках.

        Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребенок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов.

Терапевтический   эффект 

Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений.


Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. –СПб.: Речь, 2007. – 99с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Агрессивность в детском возрасте"

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Что такое агрессия, каковы ее причины, какие существуют способы разрядки агресс...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Творчество в детском возрасте»

Формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому...


 

Комментарии

Куркина Наталья Владимировна

Здравствуйте! Вы ведёте фитбол-гимнастику как кружок или в занятие вставляете элементы?

Анисимова Марина Рауфовна

Здравствуйте. Я веду как кружок.