Игра Городки
консультация по физкультуре (старшая группа)

Бондарева Елена Николаевна

Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры "Городки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_o_gorodkah_na_mo.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма.

Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для педагога, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности.  Зачастую дети выполняют упражнения без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме.

  Как же привлечь детей к дополнительной активности? Какие эффективные методы выбрать?  

   Поэтому, на мой взгляд, весьма актуально   обогащать двигательное развитие  и повышать уровнь координационных способностей детей старшего дошкольного возраста  с использованием народных традиций физического воспитания на основе применения русской народной игры «Городки».

По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра «Городки» представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям. 

Техника игры в городки сравнительно несложная. Основной элемент техники - это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (для детей старшего дошкольного возраста это 3-5 метров).

Алгоритм обучения позволяет создать целостное представление о броске, далее детализированно освоить элементы техники. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центральнонервных регуляторных процессов (концентрация возбуждения, развития внутреннего торможения и др.), что позволяет точно, дифференцированно производить сложнокоординированные действия, связанные с метанием биты.

На заключительном этапе расширяется диапазон вариативности двигательного действия, дети выбивают не только вертикально стоящие фигуры (забор, бочка), но лежащие горизонтально (самолет, рак). Дифференцировка мышечных усилий происходит при выбивании такой фигуры, как письмо. Когда ребенку необходимо выбить городок, стоящий в центре фигуры, здесь требуется особая сноровка. Таким образом у детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания.  

           Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой «Городки», содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической — корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры «Городки» является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышцы и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в игре «Городки» на долю зрительного анализатора. В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам - попадание в цель.

Многие авторы отмечают развивающее воздействие игры «Городки» на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия.  

Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы—спины, живота, так и наиболее мелкие — кисти. Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре «Городки», чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти. 

           Это доступная и интересная игра с легко дозируемыми нагрузками, в постоянном разнообразном движении как на свежем воздухе, так и в закрытом помещении для старших дошкольников.

Таким образом, польза использования элементов городошного спорта при занятии физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста очевидна.

Научно-методический центр города Губкина Белгородской области

«Развитие координационных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивной игры «Городки»

(из опыта работы)

(Выступление на муниципальном методическом объединении инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций Губкинского городского округа ДОО)

                                Подготовила: Бондарева Е.Н. – инструктор по ФК МБДОУ

                                     «Детский сад общеразвивающего вида № 34 «Игрушка»

г. Губкин, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

подвижная игра "Городки"

подвижная игра на развитие ловкости, быстроты бега, расширения кругозора...

Презентация "Русская народная игра ГОРОДКИ"

Предоставляю опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной игрой "Городки"....

Русская народная игра "Городки "

В наше время мало уделяется внимания русским народным играм.  Городки одна из них. И поэтому я с большим удовольствием ,при поддержке г. Москвы хотела бы приобщить детей к этой занимательной и ин...

Старинная русская игра "Городки". «КОГДА КИДАЮ – ПЯТЕРЫХ ВЫБИВАЮ»

Что может быть лучше -  играть всей семьей в старинную русскую игру "Городки"! Правила игры простые. Это и спорт, и удовольствие....

Методические рекомендации обучению дошкольников игре «Городки»

Методические рекомендации обучению дошкольников  игре «Городки»Составил: инструктор по ФИЗО Путинцева НатальяГБОУ Школа № 1015Москва   ГОРОДКИ – старинная славянс...

Консультация для педагогов и родителей «Игра городки, правила игры в городки»

Консультация для педагогов и родителей  «Игра городки, правила игры в городки»...