Главные вкладки

    Методические рекомендации обучению дошкольников игре «Городки»
    методическая разработка по теме

    Путинцева Наталья Александровна

    Методические рекомендации обучению дошкольников

     игре «Городки»

    Составил: инструктор по ФИЗО

     Путинцева Наталья

    ГБОУ Школа № 1015

    Москва

       ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. 

     

         О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Любил игру в городки царь Николай II, о чем свидетельствуют дневниковые записи последнего Российского Императора.     В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них — академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В. Стасов, художник И.Е. Репин, писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

     

     

         В наши дни, не раз пробовали проверить свою меткость в метании битой по городкам космонавт — Георгий Гречко, президент России В.В. Путин.


    Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища. 

    Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей, положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с русской народной игрой «Городки»

    Задачи:

    - Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми действиями, знакомить с правильной техникой выполнения элементов русской народной игры «Городки».

    - Содействовать развитию двигательных способностей (быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей), наклонностей и природных задатков.

    - Воспитывать положительные морально-волевые качества: инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива), гордость за причастность к истории своего народа.

    - Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

                                                                Новизна

        Разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской народной игрой «Городки» в течение учебного года для развития физических качеств, оздоровления, формирования нравственно-патриотических чувств.

                                                           Правила  игры

    Простая, незамысловатая техника игры в городки, доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста. 
    Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние. 
    Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. 
    Техника броска биты состоит из следующих элементов: 
    - хват или держание биты за ручку; 
    - исходное положение - стойка; 
    - замах - отведение биты; 
    - разгон биты; 
    - выброс или финальное усиление. 

                                                               Хват 
         «Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока. 
    Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе. Подводящим упражнением является обучение броску в горизонтальную цель способом снизу от себя. Процесс обучения проводится в игровой форме, и называется "Пирожок для бабушки". 
    Метание проводится в обруч мешочком с песком весом 150 г, с небольшого расстояния 

          Мешочек лежит на ладони прямой руки, большой палец врозь, удерживает мешочек сверху. Бросок выполняется замахом снизу от себя. 
    В младших и средних группах во время метания обращается внимание на исходное положение (стойка): левая нога впереди, правая сзади, мешочек в правой руке (для правши), для левши – наоборот. Расстояние до обруча увеличивается до 2-3 м  

        Внимание детей обращается на то, что заступать за линию или наступать на неё нельзя. 
    В старших и подготовительных группах обучение игре проводится на открытой городошной площадке. Обучение начинается городками и битами из пластика  

         С освоением элементов техники игры, правил и навыков владения инвентарём, обучение продолжается игрой в деревянные городки

        Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. 
    Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором  

        Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп. 
    Все действия детьми выполняются только по команде: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр. 
        Для дошкольников "город" имеет размеры 1,5х1,5 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры "заборчик". В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга

        Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. 
        Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).

                                                                  Стойка 
    Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию. 
    Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры. 

                                                                   Замах 
    Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе. 

     



                                                               

                                                                    Выброс 
    Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. 

    При переходе на обучение игре деревянными городками, из них строятся фигуры : 



         Плакат с изображением городошных фигур, должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки или места, где происходит обучения детей игре. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения  

         При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона.

         Закрепление навыков техники и элементов игры проводится только пластиковыми городками на учебных занятиях, проводимых круговым поточно-дифференцированным методом на одной из тренировочных зон. 

         Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх. 

          Участие воспитанников в соревнованиях различного уровня по городошному спорту среди дошкольников является прекрасной мотивацией к занятиям спортивными играми и пропагандой здорового образа жизни среди родителей.
        

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

    Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

    Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

    «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...

    Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

    Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемотехники дл...

    Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

    -Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

    Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)#сидим#дома

    Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)...