Игровые практики обучения дошкольников игре «Городки»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Салькова Елена Викторовна

Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми.

Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lip_3.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Домарева Елена Николаевна,

Салькова Елена Викторовна,

воспитатели МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»

Практики игрового взаимодействия (дворовые игры, народные игры).

Игровые практики обучения дошкольников игре «Городки»

Пояснительная записка

«Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики» президент РФ Путин В. В.

Методика обучения дошкольников игре «Городки» предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Имеет интеллектуально-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей. Разработана на основании методики М.  Борисова, Т. Зорина, Н. Сафронова «Обучение дошкольников игре «Городки». Методика определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Актуальность

Всем известно, что нынешнее поколение - это поколение, которое все свое свободное время проводит за компьютером, планшетом или смартфоном. Часами дети играют в различные игры в интернете, иногда даже опасные. Рано или поздно дети перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в виртуальный. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. В виртуальном мире можно перемотать проигрыш или неудачу и начать игру заново, а живое общение во время подвижной игры учит ребенка не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.

Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми.

Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Цель: ознакомление детей со спортивной игрой «городки».

Задачи:

 Оздоровительные:

 - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

 - способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

 Образовательные:

 - познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивной игры «Городки»;

 - учить детей понимать сущность игры, знать основные фигуры и уметь их выставлять;

 Развивающие:

 - развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;

 - развивать мышечную память, технико-тактические действия с битой.

 Воспитательные:

 - воспитание у дошкольников высоких нравственных качеств и формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;

 - формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

 - воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.

Принципы и подходы:

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Организации игры «Городки»

Условно при обучении детей основам городков можно выделить несколько составных этапов:

I. Провести ознакомительную беседу с детьми: «Что такое игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими друзьями во дворе?», « Что такое «Городки».  Познакомить детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки – рюхи), из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры.

II. Подобрать игры, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры: «Назови фигуру», «Построй такую же», «Построй свою фигуру».

Подвижные игры и упражнения: «Передай биту», «Метни стрелу», метание в горизонтальную цель, метание мешочка правой и левой рукой.

III. Подготовка площадки.

Площадка для игры обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. Разметка площадки: «город» - квадрат размером 100 см x 100 см, черта кона на расстоянии 3 метра от «города». Оборудование: набор для игры в городки (биты, рюхи).

IV. Техника и правила игры.

Производится показ фигур. После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать придумывать свои фигуры и дать им название. После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии – «Пушку», «Стрелу», «Звезду», «Колодец», «Пулеметное гнездо», «Артиллерия», «Часовые». При проведении упражнений рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.

Правила игры:

В «городки» играют 2 игрока или 2 команды игроков. Если в игре принимают участие не два игрока, а две команды с одинаковым количеством игроков, все ребята делают ходы по очереди, начиная с капитана.

- Кидаем биту по сигналу.

- Фигура считается выбитой, если все рюхи выбиты из городка.

- При бросании биты не заступать за черту.

Задача в игре в городки – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).

Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды. Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.

Обучение игре начинается с выбивания фигуры «солдаты» («заборчик»). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству.

Порядок построения фигур в игре постепенно усложняется.

 «Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него)

«Ворота» — две пары городков ставят на расстоянии, равном длине городка, последний, пятый, кладется на них сверху, как перекладина.

«Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых.

«Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам и др.»

V. Игры, соревнования.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

1. Повышение уровня физической готовности.

2. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

3. Улучшение соматических показателей здоровья.

4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

5. Совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Педагогическая, психологическая помощь.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

5. Моральное удовлетворение.

Интеллектуально - спортивный досуг

«Возрождаем традиции – играем в «Городки».

Ведущий: Добрый вечер, дорогие участники, болельщики, гости!

Мы очень рады приветствовать Вас всех сегодня у нас в детском саду, где впервые проходит турнир, и не простой, а городошный. В дружную семью любителей игры, а их сегодня насчитывается около 700-тысяч, влились и наши воспитанники. Они ещё не настоящие городошники, они только учатся.

История игры уходит своими корнями в далёкое прошлое. Ещё наши прадедушки и прабабушки играли в игру под названием «бабки».

(Появляются дед с бабой).

Кто тут нас звал? Что тут происходит?

Ведущий:

Мы, у себя в детском саду, решили вспомнить игру наших предков и научить детей играть в русскую народную игру «бабки», которая теперь носит название «Городки».

Ведущий.

Кто у нас со спортом дружит?

Кто играет в городки?

Это в группе «Колокольчик» - все ребята - молодцы!

Всех ребят я поздравляю, на игру всех приглашаю.

Собирайтесь детвора! Всех вас ждёт сегодня интересная игра!

Дед и баба:

А хотите с нами посоревноваться?

Ведущий:

Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаем!

Давно мы вас ждем – поджидаем,

Игру без вас не начинаем.

Ведущий:

Предлагаю вам, ребята, разделиться на две команды. Посмотрите ребята какой интересный сундук принесли нам дед и баба, как вы думаете, что там? Давайте заглянем в наш сундук (ведущий достает фигурку городков).

Дети берут по одной фигуре. Фигурки одного цвета определяют команду. К одной команде присоединяется дед, к другой баба. Дети выбирают самостоятельно капитанов и придумывают название команд.

Команда «Веселые ребята»

Девиз:

Мы веселые ребята, мы играем в городки.

Наше правило простое - никого не подведи!

Команда «Дружба»

Девиз:

У нас у ребят, дружная команда.

Вместе в городки играем,

И, конечно, побеждаем!

1. Конкурс «Перепрыгни быстрей и выложи фигуру».

Прыгая из обруча в обруч на одной и двух ногах попеременно, перенесите рюхи в большой обруч. Последний член команды приносит последнюю рюху и строит фигуру.

2. Конкурс загадок о городошных фигурах:

В день новогодний фигура горит.

На самой макушке у ёлки блестит («звезда»)

Фигура зубаста и остра,

Ложки младшая сестра…(«вилка»)

А эта фигура в космос летит

Из неё космонавт на Землю глядит! («ракета»)

Фигура по небу летит

Но крылом не шевелит.

Замечательный полёт

Совершает … («самолёт»)

Эта фигура под землёй,

Поит свежей всех водой.

Всё в деревне его знают,

Воду ведрами черпают. («колодец»)

На поле футбольном они помогают,

Голы на себя они принимают,

Кричит болельщик, от радости гол,

Если вдруг мяч в них случайно зашел. («ворота»)

Ведущий:

Ну, кто смелый - выходи!

В «городки» играть начни!

Только правила игры

Рассказать вы нам должны!

Дети называют правила игры:

Кидаем биту по сигналу.

Фигура считается выбитой, если все рюхи выбиты из городка.

При бросании биты не заступать за черту.

Разминка для болельщиков.

Чтоб начать нам тренировку

Мышцы разомнем мы ловко.

Биту вверх и закрепись,

В стороны теперь прогнись.

Сзади биту ты держи,

Свою гибкость покажи.

Вверх и вниз качает трос -

Сильный трудиться насос.

Как в дозоре с поворотом

Все рассмотрим, с разворотом.

Влево, вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

А теперь мы приседаем,

Мышцы ног мы укрепляем.

Спинку держим ровно,

Дышится спокойно.

И попрыгаем на месте,

Ножки врозь, и ножки вместе.

Легче перышка прыжок,

Очень ловкий ты дружок.

3. Конкурс капитанов. Капитаны должны выбить фигуру с пяти бросков биты. Кому это удастся сделать, тот и победил.

Ведущий:

Нам нужна лишь тренировка!

          В «городе» фигуру ловко

Нужно нам установить,

А потом всё битой сбить!

4. Эстафета «Построй фигуру»

Дети берут по одной рюхе и змейкой между конусами относят ее в город, возвращаются и передают эстафету следующему участнику. Последний участник команды строит городошную фигуру согласно схеме.

5. Игра в городки.

Ведущий:

А сейчас начинается самое интересное – игра.

Прошу жюри внимательно следить за соблюдением правил игры. А игроков команд прошу выбивать фигуры только по моему сигналу.

В первом туре выбиваем «письмо», «часовые», во втором туре дети меняются полями и выбивают «вилку» и «звезду». После каждой выбитой фигуры жюри подсчитывает количество бит. Чем меньше бит было использовано при выбивании фигуры, та команда и побеждает.

Жюри подводит общий итог городошного турнира, награждает участников.

Ведущий:

Ну, прощаться нам пора!

До свиданья, детвора!

Городки не забывайте,

В них почаще вы играйте!

Литература:

1. Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования  «Мозаика»/ авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина,

3. Якуб С.К. Вспомним забытые игры - М.: Детская литература, 1988.

Интернет - ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-interaktivnogo-muzykalno-sportivnogo-dosuga-my-igraem-v-gorodki.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/07/29/stsenariy-gorodoshnogo-turnira

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации обучению дошкольников игре «Городки»

Методические рекомендации обучению дошкольников  игре «Городки»Составил: инструктор по ФИЗО Путинцева НатальяГБОУ Школа № 1015Москва   ГОРОДКИ – старинная славянс...

«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...

Квест-игра-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье акцентрируется внимание на современной игровой технологии- квест. Это новый и очень интересный вид педагогической деятельности, удобный в организации для педагога и очень увлекательный для де...

«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Квест - игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является...

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...

доклад «Квест игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

доклад «Квест игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО....